В пятницу, 26 июня, на 86-м году жизни скончался бывший премьер-министр России, известный политический деятель и ученый Евгений Максимович Примаков. Как сообщают СМИ, двумя годами ранее Примаков перенес операцию в Российском онкологическом центре имени Блохина.

«Он был государственным человеком, ученым, политиком, оставил после себя очень большое наследие», — привел прессе слова президента России Владимира Путина его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

Евгений Примаков родился в Киеве в 1929 году. Работал журналистом и арабистом, возглавлял Институт востоковедения Академии наук и Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО). Потом оказался в руководстве отечественных спецслужб. Сначала — первым заместителем председателя КГБ СССР, а позже — директором Службы внешней разведки РФ.

Был Евгений Примаков и весьма влиятельным политиком. Причем, в очень тяжелое для страны время. Избирался народным депутатом СССР, занимал должность председателя Совета Союза СССР. Летал к Горбачеву в Форос во время ГКЧП в августе 1991 года. А в 1993 году отказался поддержать указ Ельцина о роспуске Верховного Совета.

В начале 1996 года Примакова назначили министром иностранных дел РФ. По признанию некоторых дипломатов, именно Примаков «вернул внешней политике России и её дипслужбе достоинство». Он отошел от однозначной ориентации на Запад своего предшественника Андрея Козырева и стал развивать отношения с Востоком.

В 1998 году Примаков стал премьер-министром России. В самый критический момент. В стране — тяжелейший экономический кризис, президент тяжело болен, правительство после дефолта отправлено в отставку, Государственная Дума на грани роспуска. Россия рисковала окунуться в полную анархию. И вот тогда Евгений Примаков стал компромиссной фигурой, сплотившей левых и правых. За его утверждение премьером в парламенте проголосовали 315 депутатов.

Во недолгие времена правительства Примакова был достигнут существенный экономический рост. Привлечены к уголовной ответственности некоторые олигархи.

Что касается внешней политики, то всем памятен знаменитый внезапный разворот его самолета над Атлантическим океаном 24 марта 1999 года. В тот день Примаков летел на переговоры в Вашингтон, но по телефону узнал от вице-президента США Альберта Гора, что Соединенные Штаты и их союзники по НАТО приняли решение бомбить Югославию. Примаков мгновенно отменил визит и вернулся в Москву. Это был первый публичный жест российского руководства, свидетельствовавший о возрождении подзабытого было к тому времени Москвой желания отстаивать национальные интересы.

В мае 1999 года Ельцин отправил правительство Примакова в отставку. Как объяснял сам президент, страна должна развиваться более динамично, чего этот премьер-министр обеспечить, дескать, не может. Но многие уверены, что окружение Ельцина испугалось растущей популярности Примакова. Как показал соцопрос, негативно отставку Примакова восприняли 81% граждан.

Позже Евгений Максимович работал депутатом Госдумы, был председателем Торгово-промышленной палаты. В последние годы жизни возглавлял совет элитарного «Меркурий-клуба».

Какое наследие оставил Примаков для России? С этим вопросом «СП» обратилась к политологам.

— Примаков был, безусловно, одним из самых значительных государственных деятелей постсоветского периода, — считает директор Института национальной стратеги Михаил Ремизов. — Причем, таким, который достаточно однозначно воспринимается с положительным знаком.

Я бы выделил два момента. Первый — разворот в годы премьерства Примакова к независимой внешней политике. Символом этого стал разворот его самолета над Атлантикой.

Второй моментправительство Примакова было самым успешным правительством постсоветского периода. Это касается и управления экономикой, и положительного опыта создания коалиционного правительства. В одном кабинете министров были представители власти и левопатриотической оппозиции. Эта модель сохраняет свою актуальность и по сей день.

«СП»: — В чем секрет уважения к Примакову со стороны представителей всего политического спектра?

Во-первых, Примаков был очень осторожным человеком. Во-вторых, — знающим и компетентным. В-третьих, — человеком с убеждениями, то есть достаточно принципиальным. Сочетание этих качеств сделало репутацию Примакова практически лишенной «антирейтинга».

Но такая «консенсусная» репутация уязвима. Когда возникает необходимость вести жесткую борьбу, вступать в конфликт, подобные ему авторитетные профессионалы от борьбы отказываются. Это и произошло с Примаковым. Зато он имел популярность в политических кругах.

— Примаков был выдающимся государственным деятелем, дипломатом, разведчиком, востоковедом, — говорит политолог Павел Святенков. — Он первый из постсоветских политиков стал проводить курс на независимость России от Запада. Его политика отчасти похожа на политику Горчакова после Крымской войны. Тогда Горчаков заявил: «Россия сосредотачивается».

Горчаков добился отмены ограничений, наложенных на Россию по итогам Крымской войны. Примаков действовал схожим образом. Он пытался сделать внешнюю политику России многовекторной, чтобы она ориентировалась не только на Запад, но и на восходящие центры силы в странах «третьего мира», прежде всего — на Китай и Индию.

Примаков был автором идеи создания геополитического треугольника «Россия — Индия — Китай». Он был сторонником возвращения нашей стране статуса великой державы. Выступал за пропаганду патриотизма внутри страны.

Был «патриархом» нашей внешней политики, нашей дипломатии. Это очень позитивная фигура в нашей политике.

«СП»: — К нему хорошо относились левые и правые.

— Не все к нему относились хорошо. Думаю, что либералы его не любили. Примаков в свое время уволил Алексея Кудрина, который при нем был первым заместителем министра финансов. Собственно, либералы и добились отставки Примакова, добились, чтобы он не стал преемником Ельцина. Его не все любили, но все уважали как компетентного профессионала.

Для коммунистов он был своим хотя бы потому, что был членом ЦК КПСС на закате советского времени. И в отличие от многих политических деятелей СССР, Примаков не отрекся от коммунизма в максимально пошлой и предательской форме. Патриоты его тоже воспринимали как своего. Примаков действительно был патриотом.

— Евгений Максимович был самым успешным премьер-министром самого успешного правительства в постсоветской России, — говорит политолог Анатолий Баранов. — Работа кабинета министров Примакова показала, что потенциал Российской Федерации не только не исчерпан, но и весьма значителен. Он показал, что масса проблем, которые преследовали и преследуют российское общество, есть следствие неумелого распоряжения имеющимися ресурсами, непонимания наших преимуществ.

Мы знаем, что правительство Примакова получило страну в период кризиса. За предельно короткий период начался промышленный рост, по итогам работы его кабинета министров он составил 18%. Такого роста больше в истории Росси не было и, боюсь, долгое время не будет. Из состояния глубочайшего провала перешли к небывалому росту.

Есть еще одна важная вещь, которая следует из политической судьбы Евгения Максимовича. Она состоит в том, что нельзя останавливаться в движении вперед. Примаков имел все шансы сменить Ельцина на посту президента. Если бы это произошло, мы имели бы совершенно иную Россию.

Но в какой-то момент Евгений Максимович посчитал для себя возможным проявить, скажем так, «излишнюю порядочность». Он не стал бороться за высшую власть в стране всеми доступными ему на тот момент средствами.

В истории России он остался светлым человеком. Но вот повернуть «колесо истории» ему было не суждено.

Андрей Иванов

26.06.2015

Источникsvpressa.ru

Памяти Евгения Примакова. Некролог

На 86-м году жизни скончался выдающийся государственный деятель России Евгений Максимович Примаков.

Он родился 29 октября 1929 года в Киеве. Советский и российский экономист, востоковед-арабист, политический и государственный деятель, доктор экономических наук, профессор, чрезвычайный и полномочный посол. Был председателем Совета Союза Верховного Совета СССР в 1989—1990 годах, в 1991 — руководитель Центральной службы разведки СССР, с 1991 по 1996 — директор Службы внешней разведки России, с 1996 по 1998 — министр иностранных дел РФ, с 1998 по 1999 — председатель правительства Российской Федерации, с 2001 по 2011 — президент Торгово-промышленной палаты России.

Он был человеком необычным и с необычной личной и карьерной судьбой, являлся непосредственным участником событий исторического масштаба, обладал исключительной профессиональной компетентностью, редким даром государственного мышления. И историческим оптимистом. В пору, когда рухнул Советский Союз, когда многим стало казаться, что Русская история «закончилась», Евгений Максимович предвидел неизбежное возрождение страны и определял ей достойное место в формирующемся многополярном мире. В книге «Мир без России? К чему ведет политическая близорукость» он написал: «Лишь политической близорукостью можно объяснить готовность списать Россию из числа великих держав, недооценивать ее потенциал, динамику, перспективы развития… После окончания холодной войны на Западе, особенно в Соединенных Штатах, начал падать интерес к России как к одному из главных игроков на международной арене. Россия, конечно, не Советский Союз, который, несомненно, играл ведущую роль в мировой политике. Недооценке места и искажению роли России в современном мире, несомненно, способствует тот факт, что живы и еще активно действуют поколения людей, которые были либо вовлечены в конфронтацию западного мира с Советским Союзом, либо впечатлены ею».

Как личность, ученый и политик Евгений Максимович сформировался в советскую эпоху. Но он выступал как символ синтеза, способного примирить и соединить в себе, с одной стороны, достоинства советской системы и новых политических веяний, которые были наработаны обществом за годы демократических реформ. Ему никогда не была присуща догматичность в мышлении и в суждениях, он всегда тонко чувствовал эпоху и адекватно реагировал на любые изменения в международной и во внутренней политике России. Да и сам масштаб его мышления был таков, что любое его выступление или заявление справедливо воспринималось как знаковое, расширяющее горизонты государственной идеологии и национальных интересов развития страны.

Не все его любили и разделяли его убеждения. Но Евгений Максимович являлся такой величиной, которая одинаково уважалась как друзьями, так и оппонентами. Последние всегда могли сказать в его адрес, выражаясь словами Ростана, «но все же я б пожал ему охотно руку». Возглавив после дефолта 1998 года правительство России, Примаков не совершил «прорыва» в экономике, однако у него не было и явных политических провалов, поскольку кабинету удалось сохранить в тот момент политическую стабильность в стране. Коммунисты поддерживали его как удобную для себя фигуру, другие ставили на Евгения Максимовича как на «буферного» политика, но когда весной 1999 года конфигурация политических сил начала меняться, стал нарастать конфликт коммунистов с президентом Борисом Ельциным, Примакова оставили в «политическом одиночестве», однако не смогли выдавить в «зону забвения». И не смогут, поскольку он, как практикующий политик, владел многими тайнами, о которых писал или намекал в мемуарной литературе. Вот почему интерес и память общества к нему будут сохраняться долго и после его кончины.

Личные его знакомые и близкие друзья будут помнить о нем как о добрым и исключительно порядочном человеке. Он умел быть благодарным и помнил не о положении, чинах, регалиях или званьях человека, а о том, какие тот совершал поступки, оценки которым даются в моральных категориях. Парадокс в том, что хотя его самого трудно назвать харизматичным политиком, способным залезть на броневик или танк и прочитать пламенную речь, он мог одним решением вдохновить целую страну. Сколько лет прошло, а многие в нашем народе и за его пределами помнят, какие бурные чувства они испытали после знаменитого примаковского «разворота над Атлантикой», когда он показал — можно и так, можно сочетать государственные интересы с честью и достоинством, и они сочетаются. Такие поступки возвышаются в истории стран и народов как горные пики на равнинах обыденного и повседневного, чтобы служить ориентиром для поколений, показывая, к чему стоит стремиться.

Он умел дружить и знал толк в дружбе. В век «эффективных менеджеров» Евгений Максимович давал понять, что человеческие отношения не сводятся к арифметике, люди не шахматы, которых сметают в сторону по окончании игры. Он видел каждую «щепку» за «рубкой леса», и те, кто помнит многолюдные мероприятия, где Примаков возглавлял собрания и пиршества, также помнят его традиционный ритуал обхода всех присутствующих, где Евгений Максимович находил слова для каждого из бывших за столами. Обществу нужны ориентиры и маяки. Обществу нужны примеры, чтобы учиться жить по законам человеческим и Божьим. Евгений Максимович Примаков был тем маяком, что рассеивал тьму невежества, низкого угодничества, предательства и лицемерия. Заключить о нем хочется словами Экклезиаста: «А сверх того, что был мудрым Проповедующий, он еще учил народ знанию, и взвешивал, и исследовал, и складывал многие притчи. Искал Проповедующий, как найти слова дельные и написанные верно, слова истины. Слова у мудрых — как стрекало погонщика, и как вбитые гвозди — у собирателей пословиц: от единого пастыря даны».

Евгений Максимович — помним о Вас!

Станислав Тарасов

Источник: REGNUM

Смотри фото: http://lenta.ru/photo/2015/06/26/primakov/#0