Несмотря на то, что до президентских выборов в Афганистане остается чуть больше недели, в кабульских политических кругах до сих пор нет полной уверенности в том, что голосование состоится в намеченный срок. Есть предположение, что из-за ситуации на избирательных участках в некоторых провинциях выборы могут отложить на 20 дней.

Тем не менее, предвыборная кампания идет полным ходом. На пост президента претендуют 15 кандидатов, среди которых – представители самых разных политических течений. Согласно проведенным опросам общественного мнения, только четверо кандидатов могут претендовать на титул фаворитов. Но основная борьба разворачивается между двумя политиками – президентом Ашрафом Гани и премьер-министром Абдуллой Абдуллой. Впрочем, интереса к выборам у населения это не вызывает.

Накануне наблюдательные организации в очередной раз выразили свою озабоченность в связи с отсутствием внимания к выборам со стороны простых афганцев. Проблема может заключаться не только в интересе. На снижение явки грозит повлиять прежде всего ситуация с безопасностью: движение «Талибан», контролирующее значительную часть страны, не поддерживает идею президентских выборов. После взрыва 17 сентября, который произошел на предвыборном мероприятии Гани в провинции Парван, его штаб воздерживается от проведения кампаний в провинциях. Его основной конкурент, напротив, пользуется ситуацией и активно занимается подобными мероприятиями.

Трудно спорить с тем, что афганский электоральный процесс зависит во многом от внешних факторов. Вне зависимости от отношения к тому или иному государству, политический класс внимательно следит за поведением иностранных игроков и учитывает его в своих программах. Пока – по понятным причинам – эти акторы воздерживаются от открытого высказывания своих предпочтений: любое слово «за» или «против» повлечет за собой обвинения в неуважении к демократическим процедурам и в нарушении суверенитета Афганистана. Но это не означает, что внешние игроки не делают ставок. Даже если речь о «спонсоре» Кабула – США. За последние недели они выпустили три заявления, косвенно бьющих по позициям Гани. Так, Госдеп подверг критике Национальную комиссию по закупкам, к деятельности которой у афганской оппозиции были большие вопросы.

Но если США дают знать о своей позиции деликатно, то соседи Афганистана обходятся менее осторожными высказываниями. В то время как большинство кандидатов пытаются строить свою кампанию на антипакистанской риторике, премьер-министр этой страны Имран Хан фактически оказывает поддержку Гани. В частности, Хан выступил против выборов и поддержал идею формирования переходного правительства. Данная позиция рассчитана на обратный эффект: учитывая высокий уровень антипакистанских настроений в афганском обществе, такое выступление Исламабада только наносит урон идее переходного правительства и повышает ценность выборов. Накануне появились и другие свидетельства, что Пакистан поддерживает кандидатуру Гани. Близкие к президенту лица были замечены в окружении Хана на церемонии открытия круглосуточного пограничного перехода в районе Торхам на Линии Дюранда. Афганистан не признает ее в качестве границы. Поэтому эта новость вызвала возмущение в афганском обществе.

Конечно, можно долго рассуждать об уровне явки, масштабе возможных фальсификаций на выборах и прогнозах, базирующихся на опубликованных опросах общественного мнения. Можно выделить разные сценарии развития ситуации и попробовать дать ответь на вопрос: кто победит? Но учитывая историю выборов президента в современном Афганистане, это занятие, по крайней мере, на данном этапе выглядит бессмысленно. Маловероятно, что объявленные результаты голосования будут признаны всеми политическими фракциями в Афганистане. Если же политический кризис после выборов зайдет в тупик, то идея формирования переходного правительства снова станет актуальной, и здесь даст о себе знать роль внешних игроков, без которых правительство сформировать будет, конечно, сложно.

23.09.2019

Источник: «Афганистан.ру»