Пока на территории Катара продолжается 9-й раунд переговоров между США и движением «Талибан», президент Афганистана Ашраф Гани отправился к региональному сопернику эмирата – Саудовской Аравии. Советник афганского президента по культуре Наби Мусдак сообщил журналистам, что Гани решил совершить визит в королевство, поскольку оно «всегда поддерживало Афганистан, особенно в вопросах мира». Не исключено, что переговорщики в Катаре были удивлены таким жестом.

Судя по некоторым признакам, участники переговоров в Дохе смогли преодолеть главные противоречия. Ранее американские дипломаты и представители «Талибана» неоднократно указывали на две основных темы, из-за которых буксовал диалог. Это вывод иностранного контингента и получение гарантий со стороны талибов о разрыве отношений с другими террористическими группировками.

Важно то, с какими именно группировками талибы, по требованию американцев, должны порвать отношения: этот вопрос может повлиять на систему региональной безопасности. Однако никаких деталей насчет этих требований на сегодня нет. Ничего неизвестно и о том, как переговорщики решили судьбу пока еще действующего соглашения между США и Афганистаном о сотрудничестве в сфере безопасности. Именно этот документ предусматривает отправку военной и финансовой помощи афганским армейским структурам.

Накануне телеканал Al-Jazeera сообщил о договоренности сторон по формированию переходного правительства в Кабуле. Молниеносное опровержение этого сообщения было ожидаемо: вряд ли США захотели бы быть обвиненными во вмешательстве в афганские дела сейчас, когда переговоры в Дохе еще не окончены. Участники катарского диалога отмечают, что вопрос о формировании переходной администрации будут обсуждать уже после переговоров, которые состоятся в Осло при поддержке Германии.

С учетом того, что спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад накануне нанес кратковременный визит в Норвегию, можно сделать вывод, что Соединенные Штаты намерены запустить межафганские переговоры как можно быстрее. И это понятно: Халилзад надеется, что договоренность о создании переходной администрации «заморозит» процесс выборов. Сейчас выборы могут быть опасны: голосование обострит политический кризис в Кабуле и создаст трудности для реализации американского плана.

Пока нет оснований ожидать, что во время межафганских переговоров стороны быстро придут к какому-то компромиссному решению. Фундаментальных противоречий между официальным Кабулом и талибами остается слишком много. Кроме того, не стоит забывать, что за последние месяцы Ашраф Гани смог укрепить свои позиции внутри страны. Впрочем, для того, чтобы противостоять планам Халилзада, подобных успехов этого недостаточно.

В связи с этим попытка обратиться к региональным соперникам Катара выглядит последней мерой, шагом отчаяния. После активности, которую проявил катарский правящий дом в вопросе урегулирования афганского кризиса, эксперты стали вычеркивать Саудовскую Аравию из числа основных игроков на афганской шахматной доске. Но после исторической встречи пакистанского премьера Имрана Хана с президентом США Дональдом Трампом, которую пролоббировали в Эр-Рияде, семья Аль Сауд доказала, что у нее есть некоторые рычаги.

Разговор Кабула с Эр-Риядом подчеркивает и другую тенденцию: свое влияние в афганском кризисе сейчас удается сохранить далеко немногим. Но как будут выстраиваться отношения Гани и саудовского правящего дома, гадать трудно. Все-таки официальный Кабул обременен качеством своих отношений с Тегераном. А это может торпедировать любую инициативу на «саудовском» направлении.

26.08.2019

Источник: «Афганистан.Ру»