Объявляя об одностороннем выходе США из ядерной сделки, подписанной между Ираном и шестеркой международных посредников (Россия, КНР, США, Великобритания, Франция, ФРГ) в 2015 году, президент Дональд Трамп продемонстрировал комплексный подход к оценке деятельности Тегерана. Так, в числе претензий, озвученных главой Белого дома, оказалась не только «разработка и развитие» военной ядерной программы, но и «спонсирование» террористических групп. Среди них оказался «Талибан». Эксперты признают, что у Ирана есть возможность ответить США асимметрично – в Афганистане. Однако кому это принесет выгоду?

«Режим в Иране – это ведущее государство – спонсор терроризма, — заявил американский лидер, делая в Белом доме запланированное выступление по иранской ядерной сделке. – Он занимается экспортом опасных ракет (прежде всего, имеются в виду слухи о поставке боеголовок в Йемен), подпитывает конфликты на Ближнем Востоке и поддерживает своих посредников-террористов – такие группировки, как «Хезболла», ХАМАС, «Талибан», а также «Аль-Каида». Трамп не преминул напомнить, что военный бюджет Исламской Республики после подписания Совместного всеобъемлющего плана действий, призванного лишить ее возможностей разрабатывать ядерное оружие, увеличился почти на 40%. Заключение договоренностей президент США назвал тем послаблением, которым Иран, по его мнению, воспользовался для увеличения своих военных возможностей и наращивания помощи различным силам на Ближнем Востоке и, как следует из его слов, в Центральной Азии.

Параллельно с заявлением американского лидера пресс-служба Белого дома распространила ряд официальных требований, которые США выдвигают Ирану. Вашингтон хочет, чтобы Исламская Республика не только забыла о предполагаемых планах по созданию оружия массового уничтожения (отметим, что сообщения о подобных планах до сих пор достаточно противоречивы), но и прекратила разработку межконтинентальных баллистических ракет, остановила хакерские атаки, отказалась от создания препятствий для кораблей в районе Персидского залива и воздержалась от угроз Израилю. В числе прочего от Тегерана требуют прекратить поддержку талибов. Уверенность в том, что организации помогает иранское руководство, демонстрируют не только США, но и их союзники на Ближнем Востоке. Напомним, что поддержка афганских талибов была среди множества причин, по которым Министерство финансов США официально внесло Корпус стражей Исламской революции (элитные части Вооруженных сил Ирана) в число террористических организаций.

Бывшие сотрудники американской администрации предостерегают, что самовольный выход американской стороны из Совместного всеобъемлющего плана действий может привести к жесткому ответу Ирана в различных странах – особенно в местах базирования американских войск. «Я чертовски надеюсь, что у Совета по национальной безопасности под руководством Трампа есть план на уровне правительства, чтобы иметь дело с потенциальным повышением градуса напряженности в регионе», – написала в Twitter бывший директор по Ирану в Совете по национальной безопасности США Келли Мегсмен. С этим мнением солидарна бывшая сотрудница Пентагона Мелисса Далтон. «Когда иранцы чувствуют, что прижаты к стенке, они атакуют первыми», – заявила она изданию Al-Monitor.

Отношения между Ираном и талибами носят достаточно неоднозначный характер в силу конфессиональных причин. Однако, несмотря на активные попытки Исламской Республики публично принять участие в различных форматах по урегулированию афганского кризиса, вполне очевидно, что сохранение талибов в Афганистане отвечает интересам руководства Ирана. Об этом, в частности, говорят в вашингтонском Институте Ближнего Востока. По мнению исследователей, на это есть две причины. Первая Тегеран опасается, что Афганистан станет плацдармом, с которого американские силы смогут атаковать его территорию. Вторая причина заключается в том, что талибы, фракции которых являются преимущественно антагонистами «Исламского государства», препятствуют усилению сторонников самопровозглашенного «халифата» под боком у Ирана. В связи с этим американские эксперты называют ограниченную поддержку, которую Иран, как кажется, может предоставлять талибским боевикам, вполне логичной.

В экспертной среде не исключают варианта с ограниченной помощью Ирана талибам. «Да, вопрос связей Тегерана и талибов периодически поднимается, – признал в разговоре с порталом «Афганистан.Ру» начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов. – Скорее всего, они действительно есть, но их «глубина» неизвестна. Иран может, конечно, попытаться разыграть карту «Талибана», активизировав ему, например, военную помощь. Что касается, например активизации местных шиитских сил, то скорее – нет, так как это как раз приведет к их конфликту с «Талибаном» и тем самым укрепит позиции Гани и американцев. Скорее, Иран может содействовать налаживанию связей между хазарейцами-шиитами и «Талибаном», при доминировании вторых. Пару лет назад сообщения о подобной координации уже поступали. Но опять же вряд ли можно говорить о том что Тегеран станет открыто поддерживать талибов, так как от этого пострадает и репутация Ирана среди шиитов, и репутация талибов среди суннитов. Но какие-то закрытые каналы иранской поддержки талибов могут быть активизированы».

Аналитики также признают, что у Ирана есть свои рычаги влияния в Афганистане, однако ставят под сомнение возможную выгоду использования этих инструментов. «Безусловно, Иран может использовать в Афганистане какие-то дестабилизирующие факторы, – признал в разговоре с порталом «Афганистан.Ру» политолог, эксперт аналитического проекта Bilig Brains Рафаэль Саттаров. – Но надо отметить, что это не нужно самому Ирану, потому что он укрепляет свое влияние в приграничных зонах – например, в Герате. Плюс он укрепляет свои связи с центральными властями Афганистана, поддерживает в этно-конфессиональном плане хазарейцев, близких к иранскому народу по вероисповеданию. Надо заметить также, что в Иране и без того много беженцев из Афганистана. Дестабилизация Афганистана означает, что наплыв беженцев только усилится. К иранскому руководству можно относиться по-разному, но там не сидят маниакальные самоубийцы. Я не верю в то, что Иран может действовать асимметрично, нанося удар США в Афганистане».

Игорь Субботин

10.05.2018

Источник: afghanistan.ru