27 апреля 1978 года, сорок лет назад, в Афганистане произошел военный переворот, вошедший в последующую официальную историю как апрельская или Саурская революция.

В нынешнем Афганистане годовщину революции давно не отмечают— вместо неё 28 апреля отмечается День победы афганского народа в джихаде (годовщина свержения коммунистического режима в 1992 году).

Но тут есть, что вспомнить.

Многие историки называют этот день фактической датой начала гражданской войны в стране, которая с различной интенсивностью продолжается и сегодня. Давно нет пришедшего тогда к власти просоветского правительства, сегодня воюют уже другие силы, другие поколения, но именно тогда был подожжен фитиль, который не гаснет по сей день.

На самом деле, революции, в результате которых возникали коммунистические режимы, часто сопровождались гражданскими войнами, однако в подавляющем большинстве случаев режимам удавалось в короткие сроки победно окончить их, либо они просто переставали существовать. Режим НДПА в Афганистане продержался десять лет, но это было только начало кровавого водоворота событий.

Афганистан воевал практически всегда. В XIX-начале XX веков он пережил три войны с Британской империей. Независимость была обретена лишь в 1919 году. Следующие десять лет различные правители свергали друг друга, устанавливая жесткие диктаторские режимы. В 1933 году после убийства террористом своего отца королем Афганистана становится Мухаммед Захир Шах, продержавшийся у власти 40 лет.

Наверное, это был самый спокойный и мирный период в истории страны. Во время правления последнего короля Афганистан наладил отношения с Великобританией, США и СССР, сохранил нейтралитет в годы Второй мировой войны, осуществляя политику неприсоединения. Страна активно развивалась, создавалась промышленность, инфраструктура, одним из самых грандиозных проектов был построенный СССР тоннель Саланг — в то время самый высокогорный автодорожный тоннель мира. В годы «золотого века» Захир Шаха был открыт современный университет, проводилась политика европеизации, женщины получили доступ к образованию и право голоса. Кроме того, в стране появились независимые СМИ и парламент.

Однако все это не спасло короля: в 60-х в стране активизировалась оппозиция: как крайне правая — консервативно-клерикальная, так и левая — просоветская. В 1965 году журналистом Нур Мухаммед Тараки была основана Народно-Демократическая Партия Афганистана (НДПА).

В 1973 г. Закир Шах был свергнут своим двоюродным братом бывшим премьер-министром Мохаммадом Даудом, провозгласившим республику. Этот недолгий период характеризовался личной диктатурой Дауда, которого активно теснила радикальная оппозиция, как левая, так и правая. Несмотря на активные выступления исламистов, смертельный удар Дауд получил все же слева.

28 апреля в ответ на арест лидеров НДПА Тараки, Бабрака Кармаля и Хафизуллы Амина симпатизирующие НДПА военные свергли Дауда. В результате переворота главой государства и премьер-министром стал Тараки, его заместителем — Кармаль, первым заместителем премьера и министром иностранных дел — Амин.

К слову, устроенная НДПА революция застала врасплох руководство СССР, у которого были налажены хорошие отношения с предыдущим режимом. Но что сделано — то сделано, не возвращать же обратно, как говорил герой Леонида Куравлева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

Тем не менее, отношения Москвы с просоветским режимом в Кабуле оказались сложными. Ситуация с самого начала осложнялась расколом в самой НДПА, в которой через год после основания партии, образовались две фракции «Хальк» («Народ») и «Парчам» («Знамя»), которые с самого начала находились в жестком противостоянии друг с другом. «Хальк», возглавляемый Тараки и Амином, был преимущественно пуштунским, в то время, как «Парчам» во главе с Кармалем был интернациональным. При всем этом существовала еще личная вражда между Амином и Тараки, приведшая к убийству последнего

Национальные противоречия в многонациональном Афганистане никуда не делись с приходом просоветского режима, напротив, они даже усилились, так как в период правления Тараки и Амина власть принадлежала преимущественно пуштунам. Добавьте к этому политическую и конфессиональную напряженность.

Некоторые считают, что радикальный ислам поднял голову в Афганистане как реакция на вторжение неверных — «шурави». На самом деле это не так: он ее просто никогда не опускал. Еще при Дауде исламские радикалы пытались организовать восстание, но были подавлены. Коммунистический режим клерикалы, разумеется, восприняли в штыки. Тот их, впрочем, тоже не жаловал, организовав, как и положено коммунистическому режиму, серьезную борьбу с религией, что значительно подорвало его поддержку в консервативном афганском обществе.

Еще одним фактором нестабильности стало то, что Афганистан оказался на стыке интересов СССР и США, на самом острие холодной войны.

Великие державы умело пользовались как ошибками и просчетами друг друга, так и конфликтами внутри самого правящего режима. 9 октября 1979 года был задушен Тараки, по некоторым данным, по приказу Амина. После этого в стране установилась еще более жесткая диктатура.

При этом сам Амин начал сходить с просоветских позиций и, говорят, даже пытался стать союзником США и планировал размещение баз НАТО.

Именно это стало его смертным приговором, когда в декабре 1979-го было решено его убрать. Мы знаем, что Политбюро вынашивало это решение долго и мучительно, так как оно было действительно крайне спорным. Еще более спорным оказалось решение о вводе «ограниченного контингента» для поддержки установившегося на советских штыках режима Кармаля, который в итоге превратился в полноценную интервенцию, растянувшуюся на 10 лет, унесшую жизни около 15 тысяч советских солдат, серьезно подорвавшую могущество самого СССР, которому оставалось жить после вывода войск из Афганистана всего два года.

Все же главной ошибкой НДПА обычно называют попытку строить социализм в феодальной стране. Так ли это было? История знает и другие — более экзотические и жесткие попытки, например, режим красных кхмеров в Камбодже. Те после свержения еще почти 30 лет продолжали партизанскую войну, опираясь на поддержку населения, но не имея открытой военной поддержки столь могущественного соседа, как СССР для Афганистана. К слову, режим Наджибуллы продержался еще три года после того, как Москва полностью разорвала с ним связи. И сегодня многие афганцы с ностальгией вспоминают то время.

Отчасти от того, что устали от бесконечной войны. Отчасти же от того, что просоветский режим действительно смог принести в страну колоссальные позитивные перемены.

В Демократической республике Афганистан было осуществлено сокращение задолженности безземельных и малоземельных крестьян крупным землевладельцам, была ликвидирована феодальная система землевладения — многие крестьяне получили бесплатные земельные наделы. Также ликвидированы ростовщичество.

При поддержке правительства в стране были созданы машинно-тракторные станции, был принят декрет о воде, отменявший плату за воду, которая была объявлена национальным достоянием, что было крайне важно, учитывая местные климатические условия. Был принят закон о кооперативах, предусматривающий поощрение со стороны государства производственной, потребительской и иной кооперации в сельском хозяйстве, предоставление целевых кредитов на приобретение сельскохозяйственных машин, семян и удобрений, помощь в сбыте сельхозпродукции.

Был совершен промышленный рывок, построено большое количество предприятий, минимальная зарплата рабочих выросла на 40−50%. Серьезно развивалась инфраструктура, так с 1979 по 1986 год в стране было восстановлено и построено свыше 1000 км дорог, возведено 8 мостов длиной 100 и более метров.

Серьезных успехов удалось достигнуть в жилищном строительстве, которое ранее также было больным местом для многих афганцев. Произошло серьезное улучшение системы государственного здравоохранения: было введено бесплатное медицинское обслуживание для сотрудников госпредприятий, установлены льготные цены лекарства и оказание медицинской помощи для крестьян и рабочих. За девять лет после революции количество больниц в стране увеличилось в 1,5 раза, количество койко-мест — в два раза, количество врачей и медработников — почти в три раза.

Кроме того, в стране было введено всеобщее избирательное право, женщинам были предоставлены равные прав с мужчинами, был введен запрет на принудительные браки, возрастные ограничения при их заключении, отменен махор (калым).

Была создана светская система местного самоуправления, активно развивались общественные организации, в том числе, женские и молодежные. Была проведена масштабная кампания по ликвидации безграмотности, была проведена школьная реформа, количество школ, техникумов, ВУЗов неуклонно росло, а доступ к ним для населения увеличивался. Была осуществлена программа повышения культурного уровня и просвещения, по всей стране открывались библиотеки и даже театры.

И все это, несмотря на непрекращающуюся войну, в условиях, когда душманы устраивали настоящий террор на местах, разрушая школы, библиотеки и больницы, убивая учителей и врачей, взрывая объекты инфраструктуры.

Несмотря на все это, на мужественный и самоотверженный труд миллионов афганцев, на помощь СССР, в том числе, военную, НДПА так и не смогла сделать из феодального средневекового Афганистана современную социалистическую страну. И тому послужили как внутренние ошибки, так и воздействие внешних сил, не желавших построения здесь процветающей дружественной Советскому Союзу страны, напротив — желавших, чтобы она стала могилой как для правящего режима, так и для самого СССР.

Военное вмешательство самого СССР сегодня многие тоже считают негативным фактором, однако есть мнение, что оно просто не было доведено до логического завершения — к концу 80-х в нашей стране уже произошли радикальные изменения, и нам просто не был дела до Афганистана. То, как мы оттуда ушли, фактически бросив на расправу Наджибуллу, также не добавило нам авторитета.

Но тогдашнему СССР, а после — России уже было не до того, наступала эпоха грандиозного предательства планетарного масштаба, и Афганистан с его несчастным народом, раздираемым на части гражданской войной просто потерялся в водовороте мировых событий. Потому мир сквозь пальцы посмотрел на варварскую казнь Наджибуллы и приход к власти радикальных исламистов. Очнулся он лишь после событий 11 сентября 2001-го года, но это уже другая история…

Дмитрий Родионов

30.04.2018

Источник: svpressa.ru

См. по теме:

Невыученные уроки недавнего прошлого

http://antiterrortoday.com/eksklyuziv/2940-nevyuchennye-uroki-nedavnego-proshlogo-sub-ektivnyj-vzglyad-v-kanun-ocherednoj-godovshchiny