Международная конференция «Кабульский процесс», которая стартовала 28 февраля в столице Афганистана, продемонстрировала намерение афганского правительства дать шанс движению «Талибан». По крайней мере, публичное заявление о готовности Кабула приступить к переговорному процессу без предварительных условий президент Исламской Республики Ашраф Гани сделал в ходе своего выступления. В экспертной среде указывают на то, что кабульская инициатива, как и следующая за ней мирная конференция в Ташкенте, могут размыть значимость «московской площадки» по переговорам.

Афганская мирная инициатива Москвы может лишиться влияния

«Мы должны запустить мирный процесс и достичь прекращения огня с талибами, – заявил афганский лидер участникам конференции, в числе которых были представители ключевых международных игроков, включая Россию, США и НАТО. – Мы предлагаем мирные переговоры без каких-либо условий». Гани уверил аудиторию в готовности афганского правительства признать «Талибан» отдельной политической силой и открыть официальное представительство группировки в Кабуле. В числе обещаний, сделанных Гани, — не только устранение санкционого давления на талибов, но и выдача паспортов и виз членам организации, а также их родственникам. Президент Афганистана добавил, что официальный Кабул готов «начать работу над списком заключенных из числа талибов для их освобождения».

Гани, выступая в Кабуле, также выразил готовность возобновить прямой диалог между своим и пакистанским правительствами. «Мы готовы вернуться к прямым переговорам с Пакистаном, при этом оставив в прошлом имевшиеся проблемы, и начать работу с нового листа, – заявил афганский президент. – Мы считаем, что лучшим местом для проведения межправительственных переговоров может стать именно Кабул». Впрочем, афганскому лидеру не удалось избежать двусмысленных намеков, сделанных, очевидно, в адрес Исламабада, который считают причастным к спонсированию и укрывательству талибских боевиков. Так, Гани отметил, что Афганистан никогда никому из стран не угрожал публично, а также не позволял кому-либо использовать свою (афганскую) территорию для подобных угроз.

«Кабульский процесс» показал международным игрокам, что в высших эшелонах афганской власти отсутствует единодушие. Так, министр иностранных дел республики Салахуддин Раббани, который в самом Афганистане представляет оппозиционную по отношению к Гани силу, отметил: «Хотя коренные причины конфликтов и отсутствия безопасности в Афганистане являются внешними, мы прекрасно знаем, что любая попытка навязать систему или порядок, который предпочитает одно сообщество и игнорирует остальные, будет пагубно сказываться на нашей социальной сплоченности и безопасности. Более того, любой шаг к маргинализации различных общин еще больше усложнит и продлит наши мирные усилия и предотвратит создание всеобъемлющей политической системы, которая заложит основу для надежной демократической системы, приемлемой для всех граждан». Его слова, очевидно, напрямую касались Гани, который пытается выставить себя адвокатом пуштунской части населения и которого в последнее время критикуют за попытки централизовать власть.

Пока о результативности «Кабульского процесса» говорить преждевременно. Американская сторона, которая, как известно, выступает основным спонсором официального Кабула, оценивает готовность талибов начать мирные переговоры как нулевую. «Любые мирные переговоры, связанные с Афганистаном, должны проводиться под афганским руководством и при участии афганской стороны, – заявила официальный представитель Госдепартамента США Хизер Нойерт на своем брифинге. – Такова наша политика на протяжении долгого времени. К сожалению, похоже, что в настоящее время «Талибан» не готов сесть за стол переговоров и обсуждать мирный диалог. Мы надеемся, что в итоге они придут к этому». Так Госдеп отреагировал на слова катарских представителей «Талибана», которые накануне «Кабульского процесса» опубликовали заявление, где выразили намерение говорить только с Вашингтоном, указывая на неполноценность Кабула как самостоятельного игрока.

Примечательно, что уровень российского представительства на конференции «Кабульский процесс» был значительно ниже, чем у других государств, которые получили приглашение на встречу. В основном, международные игроки были представлены в афганской столице спецпредставителями или заместителями министров. Со стороны России же участвовал глава дипломатической миссии.

Необходимо заметить, что после кабульской конференции ожидается другая важная встреча, которая должна состояться в Ташкенте 26-27 марта. Туда приглашены не только региональные державы, но и ключевые международные акторы, включая РФ и США. Инициатива, которая исходит от Узбекистана, уже встретила полное одобрение американской стороны. Так, Нойерт заявила: «Мы считаем, что Узбекистан играет историческую роль в стабильности Афганистана, и эту конференцию можно во многом счесть возвращением Узбекистана на международную арену». Одобрение эта идея получила и в Москве.

Но у российской стороны припасена собственная переговорная площадка, которая имеет шансы стать эффективным инструментом афганского урегулирования, если ей не помешают другие акторы, участвующие в афганском урегулировании. О том, что такое противодействие прощупывается, говорят в экспертной среде.

«Конференция в Кабуле, как и конференция в Ташкенте могут размыть значимость «московской площадки», которая продемонстрировала неплохой потенциал в контексте урегулирования афганского кризиса, — заявил в разговоре с «Афганистан.Ру» директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар. – Не исключено, что за встречами в Кабуле и в Ташкенте последуют другие конференции с привлечением большого числа международных участников, но с низким представительством российской стороны». Аналитик напоминает, что на протяжении последнего времени Соединенные Штаты несколько раз меняли позицию по необходимости начать переговорный процесс с талибами. Смена позиций Вашингтона призвана отобрать у Кремля миротворческую инициативу, делает предположение Нессар.

Игорь СУББОТИН

01.03.2018

Источник: afghanistan.ru

Д.Трамп: «Полностью поддерживаю инициативу Узбекистана о конференции по Афганистану»

Президенты Узбекистана и США - Шавкат Мирзиёев и Дональд Трамп

На имя Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева поступило послание от Президента Соединенных Штатов Америки Дональда Трампа по вопросу предстоящей Международной конференции по Афганистану в Ташкенте 26−27 марта, сообщила пресс-служба главы государства.

Президент США отметил, что был рад получить письмо Президента Узбекистана с описанием Ташкентской международной конференции по Афганистану.

В послании сказано, что стратегия США в Южной Азии призывает страны региона разделять ответственность за урегулирование конфликта и стабилизацию в Афганистане.

Дональд Трамп подчеркнул, что поддерживает инициативу Президента Узбекистана относительно регионального подхода, который создаст условия для мирного урегулирования путем переговоров, улучшит экономику и торговлю с Афганистаном.

В послании говорится: «Ваши усилия по расширению регионального сотрудничества уже привели к большим успехам. Самаркандская конференция в ноябре прошлого года привнесла многообещающую атмосферу сотрудничества во всей Центральной Азии, а ваша встреча с Президентом Гани в декабре создала основу для большей взаимосвязи и процветания».

«В то время как я полностью поддерживаю вашу инициативу по проведению Международной конференции по Афганистану, мы должны тщательно работать вместе для обеспечения того, чтобы этот формат тесно согласовывался с возглавляемым афганцами Кабульским процессом», — написал Президент США, отметив, что его администрация рассматривает состав делегации для участия в Ташкентской конференции.

Дональд Трамп поблагодарил Шавката Мирзиёева за весомый вклад Узбекистана в совместные усилия в Афганистане и передал приветствия и наилучшие пожелания народу Узбекистана.

«Я с нетерпением жду встречи с вами в ближайшее время», — заключил Президент США.

01.03.2018

Источник: gazeta.uz