Угрозы безопасности и стабильного развития стран Центральной Азии – распространение терроризма, религиозного фундаментализма, наркотиков, исходящие из нестабильного Афганистана, носят долговременный характер. Степень влияния этих угроз не одинакова для стран региона (как минимум в силу географического фактора), что обуславливает несколько разные взгляды стран региона на ситуацию в Афганистане и, соответственно, афганская проблематика (как в целом, так и отдельные ее аспекты) занимает различные места в иерархии политических приоритетов правительств стран региона.

В силу географических, геополитических и геэкономических факторов Узбекистан является одним из ключевых игроков среди стран-соседей Афганистана в процессе урегулирования в Афганистане. И без учета роли данного фактора, проекты афганского урегулирования не могут быть реализованы в полной мере. Исходя из этого, Узбекистан в течение всего постсоветского периода активно участвовал в выработке политических и экономических решений, направленных на разрешение конфликта в Афганистане.

Позиция Узбекистана относительно разрешения афганского конфликта изначально базировалась на двух основных постулатах: (1) признание того факта, что исключительно военными действиями урегулирование невозможно; (2) повышение роли и значения экономической составляющей в программе урегулирования конфликта и восстановления Афганистана. Узбекистан последовательно действует в двух взаимосвязанных направлениях – через участие в реализации экономических проектов и параллельную дипломатическую деятельность в целях объединения усилий, как стран-соседей Афганистана, так и США/НАТО, КНР и РФ.

На дипломатическом уровне подходы Узбекистана в 1990-е гг. базировались на признании того, развитие ситуации в Афганистане показало необходимость скоординированного международного сотрудничества для налаживания диалога между враждующими группировками. В 1997 году по инициативе Узбекистана под эгидой ООН начал действовать формат «6+2», то есть 6 стран соседей – Пакистан, Иран, Китай, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан, и страны гаранты – США и РФ. Цель этого формата состояла, прежде всего, в урегулировании афганского конфликта посредством примирения Северного Альянса и движения «Талибан». Благодаря деятельности Контактной группы 21 июля 1999 года была подписана «Ташкентская декларация об основополагающих принципах мирного разрешения конфликта в Афганистане» в присутствии противоборствующих сторон.

В развитие данной идеи, 2008 году Узбекистаном было предложено сформировать Контактную группу «6+3». В состав Контактной группы вместе со странами, граничащими с Афганистаном – Пакистан, Иран, Китай, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан предлагалось включить с учетом сложившихся реалий на современном этапе Россию, США и НАТО. Целью данного формата было объединение усилий для поиска оптимального и мирного решения проблемы по достижению мира и стабильности в Афганистане, так как превалирование военных методов без решения социально-экономических вопросов только обостряет ситуацию. Кураторство и координацию деятельности Контактной группы предлагалось возложить на Специального представителя Генерального Секретаря ООН по Афганистану. От формата 6+2 её также отличало то, что ни представители властных структур, ни враждующие группы Афганистана к переговорному процессу в рамках новой группы не будут включены. Однако данная инициатива Узбекистана не получила поддержки.

Ключевой идеей Узбекистана в отношении афганского урегулирования всегда было стремление снизить уровень военной составляющей и уделить больше внимания вопросам восстановления экономики, так как только это позволит снизить уровень конфликтогенного потенциала внутри Афганистана. Приоритетом должно стать оказание целенаправленной экономической помощи Афганистану. И здесь у Узбекистана есть что предложить. Узбекистаном накоплен значительный опыт участия в реализации совместных проектов восстановлении Афганистана, в частности, в сфере дорожного строительства и ремонта дорог, электроэнергетики, строительства железных дорог, горнодобывающей промышленности, образования, обмена специалистами. Узбекистан уже с 2002 года начал активное сотрудничество с Кабулом в экономической сфере. Так, Узбекистаном в рамках реализации программы реконструкции Афганистана было сооружено 11 мостов на участке «Мазари-Шариф-Кабул».

Кроме того, завершено строительство высоковольтной линии 220 кВ протяженностью около 442 км от Кабула в сторону государственной границы с Узбекистаном. Данная линия электропередач связана с электроэнергетической системой Узбекистана. Через эту высоковольтную линию передаётся от узбекской энергосистемы от 150 МВт до 300 МВт электроэнергии. Стоимость проекта составиа свыше 198 млн. долл. США.

Одной из главных проблем, тормозящих рост экономики Афганистана и, в частности, рост производства внутри страны, является отсутствие инфраструктуры – транспортных коммуникаций, сетей водо- и энергоснабжения и др. В этом направлении важное значение может иметь реализация проекта прокладки железной дороги через территорию Афганистана. В 2009-2010гг. государственная железнодорожная компания Узбекистана (ГАЖК «Узбекистон темир йуллари») реализовала проект строительства участка железной дороги «Хайратон — Мазари-Шариф» протяженностью 75 километров и стоимостью 129 млн. долл. США, которая на сегодня активно эксплуатируется.

Что же касается ситуации на сегодняшний день, можно констатировать, что в Афганистане в результате более чем 15-летнего пребывания не удалось разрешить вопросы обеспечения безопасности, формирования дееспособного правительства, не созданы условия для устойчивого экономического развития страны. Вывод основной части войск западной коалиции из Афганистана в этих условиях не стал фактором снижения градуса внутриафганского противостояния и это может стать катализатором процессов дестабилизации, как в самом Афганистане, так и в регионе Центральной Азии.

В настоящее время реальной угрозой является то, что приближающийся разгром ИГИЛ и Джебхат-ан-Нусра в Сирии и Ираке, приведет к передислокации части наиболее активных бойцов таких организаций как «Отряд имени имама аль-Бухари» (ОИБ) и «Катибат аль Таухид валь Джихад» (КТД), созданных в Сирии в 2014 г. и в которых сосредоточены боевики- выходцы из Узбекистана и Южной Киргизии, не в Узбекистан (так как они понимают, что в Узбекистане у них не будет возможности вести активные действия), а в Афганистан. А оттуда, дестабилизировав ситуацию в северном Афганистане, через Туркменистан и Таджикистан (так как 136 км. государственной границы между Узбекистаном и Афганистаном представляют собой сильно укрепленную полосу) попробовать пробиться в Узбекистан. Но обнадеживает, что постепенное, во многом неформальное формирование антигиловского фронта между движением «Талибан» и правительством Афганистана, поддерживаемое РФ, Узбекистаном и Таджикистаном снижает возможность реализации для экстремистских организаций негативного сценария.

Исходя из сложившейся ситуации с урегулированием ситуации в Афганистане, внешняя политика Узбекистана в этом вопросе будет ориентирована на: активизацию усилий по налаживанию политического диалога с Афганистаном (со всеми политическими силами внутри Афганистана), странами-соседями и ведущими центрами сил, заинтересованными в сохранении единой афганской государственности; опора не на многосторонние форматы, к сожалению оказавшиеся неэффективными в решении афганского конфликта, а на двухсторонние форматы; оказание всемерного содействия в разрешении социально-экономических проблем Афганистана, поддержка проектов, направленных на формирование жизнеспособной и развивающейся экономики Афганистана. Узбекистан накопил серьёзный опыт в реализации проектов по реконструкции в Афганистане и вполне естественно, что он может инициировать реализацию проектов, важных для социально-экономического развития Афганистана.

Осенью 2017 года состоялся визит президента Афганистана Ашрафа Гани в Узбекистан. По её результатам намечена резкая активизация торгово-экономических связей между двумя странами, принята «дорожная карта» развития сотрудничества. Ее реализация позволит, должна позволить уже в ближайшие годы в разы увеличить товарооборот и довести его объем до 1,5 миллиарда долларов. Увеличивается экспорт в Афганистан лекарственных средств и медицинских изделий, автомобилей «скорой помощи», продовольственной пшеницы, электробытовой техники.

Важнейшее значение имеет дня реализация проекта строительства железной дороги по маршруту «Мазари-Шариф – Кабул – Кандагар – Герат» и обратно, закольцевав ее на Мазари-Шариф, общей протяженностью 2 тыс. км. Общая стоимость этого проекта, который позволит создать железнодорожный аналог Трансафганского автотранспортного коридора из Европы с выходом в Индию, Китай, Иран и Пакистан, составит около 3 млрд. долл. США.

Кроме того происходят значимые прорывы и в гуманитарной сфере. Недавно вышло решение правительства Узбекистана согласно которого при Министерстве высшего и среднего специального образования Узбекистана создается Образовательный центр по обучению афганских граждан. Новый центр планируется разместить в Термезе (Сурхандарьинская область). Его основной задачей станет подготовка кадров по программам высшего, среднего специального, профессионального образования, а также переподготовка и повышение квалификации афганских специалистов.

Таким образом, политика Узбекистана в отношении Афганистана основана на оказание всемерного содействия в разрешении социально-экономических проблем в этой стране, а также поддержка проектов, направленных на формирование жизнеспособной и развивающейся экономики Афганистана могут быть основой для урегулирования внутриафганского конфликта.

Ниджат Гаджиев

20.02.2018

Источник: http://yenicag.ru/novyy-uzbekistan-reformy-i-rezultat/