Уже много лет непрекращающаяся гражданская война в Афганистане является одним из важных факторов нестабильности во всей Азии, вызывающим беспокойство всего мира. Многие страны озабочены афганской проблемой, однако наибольшую угрозу она представляет для близких к нему стран Средней Азии, а также Казахстана, Китая и России. По-видимому, именно этим государствам и предстоит вести основную работу по афганскому урегулированию.

Как известно, с 2001 г. ответственность за судьбу Афганистана на себя взяли США, начав в этой стране военную операцию. Однако мира в Афганистане, как известно, по-прежнему нет. За прошедшие годы действия американцев пока не привели к желаемому результату. Возможно, потому что США сделали главную ставку на силовое решение проблемы. Как выяснилось, силовые методы, не дополненные грамотной дипломатией и социально-экономической политикой, плохо работают против хорошо вооруженных и подготовленных групп экстремистов, воюющих на своей земле.

В 2017 г. под контролем «Талибан» (запрещенная в РФ террористическая организация) оказалась половина территории Афганистана. Годы войны способствовали укреплению радикальных взглядов и настроили немалую часть населения против мирового сообщества. Благодаря этому позиции различных террористических группировок усилились. Все это превращает Афганистан в источник террористической угрозы для всего мира.

Однако США продолжают верить, что могут обеспечить порядок в этой стране силой оружия. В августе 2017 г. американский президент Дональд Трамп обнародовал новую политику в отношении Афганистана. Вместо ожидавшегося полного вывода войск он решил увеличить американский контингент и потребовать того же от союзников США. Основная задача – переломить ситуацию в пользу афганских правительственных войск. Также Трамп резко высказался в адрес Пакистана, пообещав лишить его финансовой поддержки и исключить из числа союзников США, если он продолжит оказывать поддержку афганским боевикам и предоставлять им убежище на своей территории.

Афганское правительство приняло новую американскую стратегию с большим энтузиазмом. Однако некоторые эксперты считают, что такое решение Трампа может привести к обострению ситуации и росту террористической угрозы. В первую очередь с ней могут столкнуться ближайшие соседи Афганистана – граничащие с ним Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Китай, а также расположенные неподалеку Казахстан и Кыргызстан. Все эти страны сталкивались с угрозой радикального исламизма на собственной территории и потратили немало сил, чтобы сдержать ее. Дополнительная «подпитка» радикальных настроений из Афганистана им точно ни к чему. При этом дестабилизация обстановки в Центрально-Азиатском регионе является угрозой для южных границ России. Поэтому именно перечисленные государства наиболее заинтересованы в мире и стабильности на территории Афганистана.

Тем не менее серьезных возражений против планов Дональда Трампа от этих стран не последовало. Все они сами находятся в постоянной готовности оказать вооруженный отпор террористам. Так, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, а также Белоруссия и Армения сотрудничают в оборонной сфере в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Они проводят совместные антитеррористические учения на территориях всех стран-участниц, а также усиленно охраняют таджикско-афганскую границу, которую не раз пытались перейти различные незаконные вооруженные формирования.

Китай также уделяет большое внимание обеспечению безопасности в регионе. Военные из КНР уже давно помогают Таджикистану охранять таджикско-афганскую границу, а в марте 2017 г. китайские подразделения даже приняли участие в совместной операции с афганскими военными на территории Афганистана. Все перечисленные государства понимают, что в борьбе с терроризмом без военных методов не обойтись, и поэтому присутствие международных (в том числе и американских) сил в Афганистане воспринимают скорее положительно. Однако вопросы вызывает тот факт, что США вновь придают основное значение военной составляющей, оставляя без должного внимания меры мирного урегулирования ситуации. Многие специалисты в связи с этим заявляют, что Америка готовится «наступить на те же грабли», что и в 2001 г., завязнув в долгих и бессмысленных боях. Единственный несиловой посыл, прозвучавший в августовском заявлении Дональда Трампа, – это обращение к Индии, одному из главных союзников США в Азии, с требованием финансово помочь в восстановлении разрушенного войной Афганистана.

По-видимому, немалая ответственность за мирную составляющую стабилизации в Афганистане ложится на его соседей. К счастью, они уже ведут активную деятельность в этом направлении. Огромное значение имеет социально-экономическое развитие страны – создание рабочих мест и повышение уровня жизни населения. Нужны крупные промышленные, инфраструктурные, энергетические проекты, подкрепленные большими инвестициями. К таким проектам можно отнести китайский транспортный проект «Новый Шелковый путь» (НШП), в рамках которого с августа 2016 г. между Китаем и Афганистаном началось железнодорожное сообщение. Еще один важный для Афганистана проект – газопровод ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия). Соглашение о строительстве ТАПИ было подписано еще в 2010 г., однако реализация осуществлялась с большими задержками. Этому способствовала не только тревожная обстановка в Афганистане, но и разногласия между Индией и Пакистаном. Кроме того, проект ТАПИ нашел противника в лице КНР. Дело в том, что Китай является основным покупателем туркменского газа. Отсутствие других крупных покупателей вынуждает Туркменистан продавать газ по недорогой цене. Запуск ТАПИ мог бы изменить ситуацию, заставив КНР платить больше. При этом проект газопровода активно поддерживается американцами, и Китай мог воспринимать его как очередное поле китайско-американской конкуренции.

Тем не менее ТАПИ мог бы стать фактором стабилизации для Афганистана, и это очень важно для КНР. Следует напомнить, что с Афганистаном граничит довольно неспокойный участок Китая – Синьцзян-Уйгурский автономный район, в котором периодически активизируются сепаратистские настроения. Дополнительное проникновение в этот район радикальной идеологии из Афганистана может стать угрозой для суверенитета КНР. Поэтому, скорее всего, Китай пожертвует дешевым газом и не будет препятствовать проекту ТАПИ, чтобы уберечься от таких неприятностей.

Сейчас КНР поддерживает в том регионе другой проект, похожий на ТАПИ, – газопровод «Мир», идущий из Ирана в Пакистан, который можно продлить до Китая. Некоторые эксперты считают, что из-за этого Пакистан может отказаться от ТАПИ, что сделает его строительство невозможным. Однако есть и другое мнение. Возможно, Китай строит «Мир» именно для того, чтобы заменить иранским газом туркменский, который в скором времени может пойти по трубам ТАПИ. А Пакистану, возможно, придется одобрить на своей территории оба трубопровода. Как упоминалось выше, Д. Трамп в своем августовском заявлении сделал ряд резких выпадов в адрес Пакистана, который является партнером США и получает от них значительную финансовую помощь. Американский президент не говорил о ТАПИ, но тон его заявления указал на готовность оказывать давление на Пакистан, если тот будет мешать урегулированию ситуации в Афганистане.

Однако гораздо большее влияние на Пакистан, чем США, имеет Китай. Если КНР поддержит ТАПИ, по территории Пакистана пролягут два трубопровода. Газопровод «Мир» также косвенно будет способствовать безопасности в регионе. Ведь Пакистан также не раз обвинялся в поддержке экстремистских организаций, в их финансировании, предоставлении им убежища на своей земле и поставке рекрутов, а международный трубопровод не только повышает благосостояние населения, но и дает построившим его странам право совместно обеспечивать безопасность на его территории.

Есть и другие международные проекты, которые будут способствовать социально-экономическому развитию Афганистана и перенаправлению жизни афганского народа в мирное русло. В заключение можно сказать, что, несмотря на то, что соседи Афганистана и страны ОДКБ не высказали больших возражений против плана США сохранить и увеличить свое военное присутствие в Афганистане, окончательное решение афганской проблемы возможно только путем переговоров и разностороннего сотрудничества. Основную работу в этом направлении ведут Китай, Индия и другие страны региона, а американские военные должны играть лишь вспомогательную роль. Руководству США стоит помнить об этом, если оно желает когда-нибудь закончить изматывающую войну, самую длинную в своей истории.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель

09.10.2017

Источник: ru.journal-neo.org