Экономическая стабилизация в Афганистане привлекает все больше внимания со стороны региональных игроков. О своих амбициях в этой сфере накануне заявил Казахстан, пообещав вложиться в развитие экономики Исламской Республики. Синхронно со своим соседом попытки урегулировать политическую и военную обстановку в стране предпринимает и Узбекистан – «автор» одной из дипломатических инициатив по примирению враждующих сторон. В экспертной среде не видят признаков некого соперничества между двумя центральноазиатскими странами, однако обращают внимание на то, что Казахстану трудно предпринимать самостоятельные усилия на афганском направлении из-за отсутствия с Афганистаном общей границы. Не исключено, что интерес Астаны, скорее всего, связан с желанием заработать дипломатический капитал.

Казахстан и стабилизация в Афганистане

Об интересе к реабилитации афганской экономики заявил министр иностранных дел Казахстана Бейбут Атамкулов. Выступая на правительственном часе в Мажилисе (нижней палате парламента республики), шеф казахстанской дипломатии подчеркнул, что на сегодня товарооборот между Астаной и Кабулом – свыше 500 млн. долл. При этом в 2017-2018 годах основной оборот составили в том числе поставки муки и зерна из Казахстана. Атамкулов напомнил, что Астана сотрудничает с Кабулом в образовательной сфере. Согласно его прогнозам, к 2021 году в вузах бывшей советской республики будут подготовлены тысячи специалистов из Афганистана. Он добавил, что Казахстан вместе с Узбекистаном продвигают образовательную программу для афганских женщин, а казахстанская компания займется строительством участка железной дороги, связывающей Иран и Афганистан. Между тем заместитель министра индустрии и инфраструктурного развития Тимур Токтабаев ранее говорил, что Казахстан готов разрабатывать нефтегазовые месторождения на афганской территории.

В разговоре с ТАСС в декабре 2018 года посол России в Казахстане Алексей Бородавкин обращал внимание на то, что Астана стала местом, где формируются важные дипломатические инициативы. «В России с большим вниманием относятся ко всем идеям и предложениям Казахстана, — сказал глава российской дипмиссии. — Опыт и лидерство одного из наиболее авторитетных мировых политиков на постсоветском пространстве — президента Казахстана Нурсултана Назарбаева — высоко ценят в Москве. Под его руководством Казахстан стал влиятельным игроком в региональных и международных делах». Российский дипломат тогда добавил: свидетельством растущего дипломатического влияния Астаны стали и председательство Казахстана в ОБСЕ, и успешное непостоянное членство в Совете Безопасности ООН в 2017-2018 годах. Среди прочего Бородавкин упомянул участие Казахстана в «московском формате» афганского урегулирования и его вклад в выездную миссию постпредов стран-членов Совбеза ООН в Афганистан в январе 2018 года.

Приоритеты Узбекистана

Примечательно, что заявления Атамкулова прозвучали в тот день, когда министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов проводил встречу в Ташкенте с советником президента Афганистана по вопросам национальной безопасности Хамидуллой Мухибом. «Стороны обсудили круг вопросов, связанных с запуском мирного процесса в Афганистане, а также обменялись мнениями по региональной проблематике», – говорится в сообщении узбекского дипломатического ведомства. Камилов по итогам переговоров подтвердил, что «Афганистан остается одним из важных направлений внешней политики Узбекистана, и Узбекистан намерен и далее оказывать всяческое содействие в восстановлении его экономической инфраструктуры». Сообщается, что Мухиб назвал участие Ташкента в реализации значимых для Афганистана проектов в области транспорта, энергетики и образования молодежи «важным условием стабилизации».

Накануне министр обороны Узбекистана генерал-майор Баходир Курбанов заявил, что его страна готова взаимодействовать со всеми зарубежными партнерами, устанавливать с заинтересованными странами отношения стратегического партнерства, исходя из долгосрочных интересов национальной безопасности. Заявление прозвучало на конференции начальников генштабов стран Центральной и Южной Азии при участии главы Центрального командования ВС США (СЕНТКОМ) генерала Джозефа Вотела. Американский военачальник, в свою очередь отметил, что для Америки чрезвычайно важны отношения со странами региона. «Это очень важная конференция, потому что вызовы безопасности все еще остаются, мы собрались, чтобы увеличить наш потенциал, как индивидуальный, так и коллективный», – сказал генерал Вотел. По его словам, в Афганистане «Соединенные Штаты работают, чтобы получить устойчивый политический результат» и примирить враждующие стороны – афганское правительство и «Талибан».

Изменение вектора узбекской внешней политики

«Узбекистан не был вовлечен в прямую помощь Афганистану так, как был вовлечен Казахстан, — заявила в разговоре с порталом «Афганистан.ру» доцент Питтсбургского университета Дженнифер Муртазашвили, отвечая на вопрос о том, есть ли между двумя странами соперничество в контексте афганского урегулирования. — Казахстан обеспечивал помощь в сфере образования и в других вопросах». До недавнего времени Узбекистан имел очень ограниченную роль в афганских делах. Это все изменилось недавно, и Узбекистан стал больше участвовать в мирных усилиях на уровне региона. «Узбекистан определенно ставит на карту больше, чем Казахстан в контексте афганских вопросов, так как две страны имеют общую границу, — говорит эксперт. — Вместо помощи Узбекистан помогал в обеспечении электроэнергией, в обеспечении железнодорожного пути в Хайратон и в других вопросах связи, инфраструктуры и транспорта. На данный момент я не вижу соперничества между Казахстаном и Узбекистаном в том, что касается в Афганистана. Я думаю, что Казахстан понимает, что в его интересах, чтобы узбекское правительство приняло на себя более активную роль. Можно утверждать, что правительство Казахстана было более активным в подобных вопросах, потому что правительство Узбекистана сделало относительно немного – до прихода Шавката Мирзиёева».

То, что с приходом Мирзиеева внешняя политика Узбекистана развернулась в сторону Афганистана, в разговоре с «Афганистан.ру» отмечает и руководитель аналитической группы центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин. «В отличие от периода Каримова, нынешний Узбекистан перестал рассматривать Афганистан как угрозу и стал смотреть на него скорее как на некую возможность для внешней политики и экономики, — говорит эксперт. — Афганистан – одна из немногих стран, с которой у Узбекистана наблюдается положительное сальдо торговли. Есть и экономические интересы. Узбекистан при помощи развития северных районов Афганистана – через железные дороги, торговлю – пытается создать пояс стабильности в Афганистане, который в том числе станет гарантом безопасности Узбекистана. При этом мы видим активность Узбекистана и на уровне межафганского диалога. С учетом того, что есть позиция специального представителя узбекского президента по Афганистану, чего, например, у Казахстана нет, то есть структура, есть человек, который отвечает за афганское направление внешней политики».

Дивиденды от афганского урегулирования

Казахстан не может предпринимать самостоятельные усилия на афганском направлении с учетом того, что у него нет с Исламской Республики общей границы, заявил Станислав Притчин в разговоре с «Афганистан.ру». «Все эти факторы, которые мы видим, дают основания говорить, что, по крайней мере, Узбекистан имеет и развивает инструменты для своего влияния на афганском направлении, — отмечает аналитик. — Этого у Казахстана нет. Мы можем говорить о том, что Казахстан пытается на достаточно популярной тематике заработать внешнеполитические очки и вклиниться в межафганский диалог. При всем этом мы все должны понимать, здесь не так все просто. Речь идет лишь о диалоге враждующих группировок внутри государства, интересы которых противоположны. Диалог – это только часть переговорного процесса, который совершенно не гарантирует, что ситуация в Афганистане стабилизируется, поэтому в том, что усилия, которые, например, предпринимает Узбекистан на уровне межафганского диалога, принесут какой-то результат, никто не может быть уверен».

Игорь Субботин

11.03.2019

Источник: afghanistan.ru