«Недолго музыка играла. Недолго фраер танцевал». Именно такое выражение приходит на ум, глядя на отставку самого молодого в истории Киргизии премьер-министра Сапара Исакова. Сегодня, 19 апреля, депутаты большинством голосов на пленарном заседании выразили недоверие кабинету министров. 102 депутата проголосовали «за» отставку кабмина, четыре — «против» и еще шестеро не голосовали. И уже через несколько часов президент страны Сооронбай Жээнбеков подписал указ об отставке правительства.

41-летний Сапар Исаков на должность премьера был назначен в конце августа 2018 года. Молодой да ранний Исаков стремительно пошел вверх по карьерной лестнице благодаря своему патрону, тогдашнему президенту Алмазбеку Атамбаеву. Последний во время встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель в июне 2016 года называл Исакова, еще заведующего отделом внешней политики аппарата президента, своей «правой рукой». После этого Исаков стал руководителем президентского аппарата. А затем и премьером.

За день до отставки, 18 апреля, две парламентские фракции — «Кыргызстан» и Социал-демократическая партия Кыргызстана (СДПК) — посчитали отчет Исакова вполне удовлетворительным и даже пожелали премьеру успехов в работе. В свою очередь, оппозиционные «Ата Мекен», «Республика — Ата Журт» и «Онугуу», заслушав отчет правительства, как и положено противникам действующей власти, нашли его неудовлетворительным. И вдруг в списке проголосовавших за отставку кабинета министров оказались фамилии провластных депутатов, которые вчера еще хвалили премьера.

Отставку Исакова ничто не предвещало. Буквально три недели назад, в конце марта во время съезда СДПК, на котором Атамбаева избрали лидером, и на пресс-конференции по итогам собрания экс-президент говорил, какой Исаков молодец и умница. Правда, признал, что Исаков часто что-то быстро начинает делать, не до конца продумав. Поэтому его и критикуют за «Умный город».

Депутат Дастан Бекешев говорил, что «смены премьер-министра Сапара Исакова СДПК не планирует. Нужно дать человеку поработать… Нужно разорвать эту традицию, когда в Кыргызстане каждую весну меняют главу кабмина». Надо отдать должное депутату - Бекешев был в числе тех четырех парламентариев, которые проголосовали против отставки правительства.

«Это у вас голова, вот и думайте»

Пленарное заседание, которое предшествовало вынесению вотума недоверия, было похоже на публичную порку премьера и клоунаду депутатов одновременно. Многие вопросы депутатов повторялись, как и ответы премьер-министра на них. Парламентарии жаловались, мол, их не показывают по телевизору и потому они выступают, чтобы их заметили. К примеру, депутат Кубанычбек Жолдошбаев, выйдя к микрофону, признался: «Сейчас депутаты говорят интересные вещи. И я задумался, о чем буду говорить».

А говорили о разном и подолгу: и камчу предлагали держать крепче, намекая, что надо быть властным, и встречаться почаще, и не жалеть никого. Но каких-то конкретных претензий так и не прозвучало. Многажды повторяли вопрос о разработке золоторудного месторождения Кумтор, дескать, условия договора между компанией-разработчиком и государством следует сделать лучше. Как? Ну вы же глава правительства, вот и думайте.

При этом никто из парламентариев не поинтересовался, почему снятого президентом с должности заместителя председателя госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) Болота Суюмбаева премьер-министр вдруг назначил главой финпола? Почему «повышаемые» зарплаты бюджетников едва покрывают минимальные потребности, а пенсии вообще ниже прожиточного уровня? Таких реальных и острых «почему» на злобу дня очень много. Но парламентарии о них либо не знают, либо установки задавать такие вопросы не было.

Вынеся вотум недоверия, депутаты не захотели слушать Исакова, рвавшегося выступить с последним словом.

Таможенный след

С самого назначения Исакова на пост премьера было понятно, что он фигура временная. Исаков пришел на смену Сооронбаю Жээнбекову, который ушел в отставку для участия в президентских выборах.

Задача Исакова была проста и понятна — провести выборы, а после освободить премьерское кресло для своего патрона Атамбаева. Первая цель была успешно достигнута. Реализации второй президент Жээнбеков решил не дожидаться.

В кулуарах парламента говорят, что депутаты не трогали бы Исакова, если бы он не посягнул на их людей в таможенной службе. Напомним, что в ноябре прошлого года по распоряжению Исакова из таможни был уволен один из самых одиозных заместителей председателя ГТС Раимбек Матраимов, больше известный как Раим-миллион.

Атамбаев на пресс-конференции 31 марта сказал, что премьер-министр Исаков по его требованию уволил Матраимова, который создал «серые схемы» в таможенной службе.

«В прошлом году до бюджета не дошло 10 миллиардов сомов. Еще тогда я настоятельно попросил Сапара Исакова, чтобы он уволил одного из серых кардиналов этой схемы — “Раима-миллиона”. Он уволил Матраимова 23 ноября», — заявил экс-президент.

Говорят, что Исаков собирался еще уволить в таможне нескольких «сотоваришей» Матраимова. Депутаты просили не трогать этих сотрудников, потому что они «их люди». Премьер заявил, что из-за этих таможенников не поступают деньги в и без того дырявый бюджет. Тогда депутаты решили устранить проблему снятием самого премьера. Но все это на уровне слухов, и вряд ли кто-то будет открыто об этом говорить.

Не быть премьеру «эксом»

Работа правительства во главе с Исаковым не была особо успешной. Постоянно звучали упреки в адрес кабинета, то и дело возникали скандалы. Депутаты высказали Сапару Джумакадыровичу претензии по поводу молодых «технократов» — многочисленных помощников и советников премьера, которые «не знают производства».

Претензии были и по поводу январской аварии на столичной ТЭЦ, когда Бишкек замерзал в лютые морозы. Исаков парировал, что ремонт теплоэлектроцентрали проводился до его назначения, а ответственность на себя он взял лишь потому, «что должна быть преемственность во власти».

Вспомнили о расторгнутых соглашениях с компаниями Liglass (по строительству ГЭС) и Huawei (по проекту «Умный город»). Исаков ответил, что не видит в этом трагедии. Мол, практика денонсации соглашений имеется во всех странах.

Справедливости ради следует отметить, что деятельность предыдущих кабминов также не была блестящей. Просто работа Исакова широко освещалась в прессе и соцсетях его многочисленными амбициозными советниками, в то время как другие премьеры старались не афишировать свою работу.

За всю историю независимого Кыргызстана Сапар Исаков стал вторым главой правительства (из почти 30 премьеров, сменившихся с 1991 года), который лишается поста в связи с выражением недоверия. Первым был Турсунбек Чынгышев, который был подобным образом снят депутатами в декабре 1993 года. Это значит, что Исаков лишается официального титула «экс-премьера», что неизбежно скажется и на его дальнейшей политической карьере.

Конец влиянию Атамбаева

Как уже говорилось, депутаты проатамбаевских СДПК и «Кыргызстан» одобрили работу правительства. А на следующий день вдруг проголосовали за его отставку. Что это, предательство или решение освободить премьерское кресло для следующего своего человека?

Директор Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов считает, что речь сейчас идет не о СДПК, а о формировании новой властной вертикали, во главе которой стоит президент.

— СДПК в этом случае повела себя так же, как и ведут себя обычно другие фракции Жогорку Кенеша (парламента) — становятся на сторону сильного и решают свои корпоративные вопросы, — считает Ибраимов. — Влияние Атамбаева в бытность президентом и сейчас - это небо и земля. Так было всегда, и не только в случае с Атамбаевым. Странно, что по этому поводу питались какие-то иллюзии. Конечно, определенное влияние он все еще имеет, но его абсолютно недостаточно, чтобы решать вопросы формирования власти (во всех трех ветвях).

Бывший министр иностранных дел, а ныне президент международного Агентства по развитию и политике Аликбек Джекшенкулов полагает, что фракция СДПК сегодня стремится сохранить перед обществом и президентом хорошую мину при плохой игре.

— Мы же привыкли, что депутаты могут говорить или вести себя как угодно, но при голосовании преобладает всегда политическая конъюнктура, — сказал Джекшенкулов. — Возможно, кто-то из СДПК грезит креслом премьера, но влияние партии держалось, в основном, на авторитете должности президента Атамбаева. А сейчас, когда Атамбаев не у власти, мнения депутатов от СДПК слишком разобщены. Фактически Атамбаев теряет контроль не только над депутатами, но и над всей партией. Думаю, недолго осталось ждать, когда народ потребует расследования всех коррупционных схем, которые процветали при Атамбаеве.

Политический обозреватель Нурдин Урманбетов отметил, что большинство представителей фракции СДПК вступили в эту партию перед выборами в 2015 году, подвинув идейных социал-демократов, что вызвало на тот момент недовольство заслуженных партийцев.

— Сегодня СДПК пожинает плоды своей неразумной кадровой работы, — подчеркнул Урманбетов. — Вероятнее всего, что депутаты СДПК, за малым исключением, решили не зазывать на свою голову гнев президента, объявившего войну коррупции не на бумаге, а на деле. Рассчитывать на многоходовку парламентариев не приходится - депутаты, имеющие солидный бизнес, могут потерять все. Можно ли это назвать предательством? Смотря с какой стороны смотреть.

По мнению общественного деятеля Адиля Турдукулова, для подобного выбора СДПК определяющим стало поведение Атамбаева, который на съезде 31 марта провел разделительную линию между собой и Сооронбаем Жэнбековым.

— Если до этого и были какие-то моральные обязательства у преемника перед бывшим президентом, то после этого собрания все это как ветром сдуло, — уверен Турдукулов. —Атамбаев вынудил членов своей партии сделать выбор, на чьей они стороне. Депутаты показали, что они на стороне действующего президента. Я думаю, одними отставками дело не решится. Для того, чтобы стать полноценным президентом и завоевать всенародную поддержку, Жээнбеков, прежде всего, через Генпрокуратуру и ГКНБ, должен повести реальную борьбу с коррупцией, которая давно дошла до 7 этажа Белого дома (там располагается президент и его администрация. - Прим. «Ферганы»). Я думаю, этот процесс уже пошел. Кто теперь станет премьером, - не суть важно, потому что в любом случае он будет придерживаться курса президента. Хорошо это или плохо, покажет время.

Тем временем коалиция парламентского большинства, в которую вошли фракции партий СДПК, «Кыргызстан», «Бир Бола» и «Республика - Ата Журт», избрала кандидата на пост премьер-министра - им стал нынешний глава аппарата президента Мухаммедкалый Абылгазиев. Улугбек Бабакулов

19.04.2018

Источник: МИА «Фергана»

Отставка правительства в Киргизии: мнения экспертов

Президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков отправил в отставку премьер-министра Сапара Исакова. Согласно указу главы государства, лица, занимавшие должности премьер-министра, вице-премьеров, членов правительства до формирования нового кабмина освобождаются с занимаемых должностей. Ранее вотум недоверия премьеру вынес парламент республики, а инициаторами процесса стали депутаты фракций «Ата Мекен», «Республика — Ата-Журт» и «Онугуу-Прогресс».

Таким образом, атака на правительство обозначила и расширение коалиции большинства в парламенте — к ней примкнула оппозиционная парламентская фракция «Республика-Ата Журт». Напомним, что правительство Исакова было сформировано 25 августа 2017 года, а сам он стал 28-м по счету главой правительства за 26 лет независимости Киргизии. Это правительство оказалось самым молодым в истории республики — в частности, премьеру на момент назначения исполнилось 40 лет. О процессе в Киргизии  рассказал EADaily бывший министр иностранных дел Киргизии, президент международного Агентства по развитию и политике Аликбек Джекшенкулов.

Что происходит в республике?

Президент Соронбай Жээнбеков избавляется от наследия экс-президента Алмазбека Атамбаева. Нынешнему главе государство наследство досталось непростое, с множеством нерешенных серьезных проблем: ухудшающееся социально-экономическое положение, негативный инвестиционный климат, разваленная государственная система власти, нуждающаяся в демонтаже кадровая политика, осуществлявшая Атамбаевым с учетом клановых интересов, тотальная коррупция. Одним словом — тяжелое наследство. Сегодня у президента Жээнбекова достаточно высокий рейтинг. Но никто все-таки не ожидал от него такой решительности и воли. Теперь многое зависит от того, какие кадры он подберет в правительство, кто станет генеральным прокурором, кто будет назначен во главе силовых министерств и ведомств.

Какие-то кандидатуры на пост премьер-министра уже обсуждаются?

В обществе поговаривают о разных. Чаще всего упоминается руководитель администрации Мухаммедкалы Абулгазиев. Это опытный чиновник, как говорят «крепкий государственник». Имеет опыт работы в экономическом блоке страны. Он курировал экономику, будучи первым вице-премьером, т. е. о проблемах государства знает не понаслышке.

Коалиция парламентского большинства, по словам вице-спикера, депутата от фракции СДПК (Социал-демократическая партия Киргизии) Асель Кодурановой, не обсуждала вопрос о выражении недоверия правительству Сапара Исакова до голосования в парламенте. Тем не менее, 101 депутат проголосовал за отставку. Это раскол во фракции и в парламенте?

Раскол в СДПК уже произошел. Так называемый съезд, который состоялся в конце марта, больше походил на собрание сторонников Алмазбека Атамбаева. Именно тогда и выявился раскол в рядах СДПК. Сейчас он усугубился. Своими действиями Атамбаев и его окружение ухудшают собственное положение в стране, допускают политические ошибки, поэтому, схема, которую выстроил Атамбаев рушится. Можно сказать, что почти обвалилась.

Какую позицию занимает парламентское большинство?

Сегодня они поддерживают действующего президента Жээнбекова. Вопиющие факты коррупции, свидетельствующие о причастности к ней ближайшего окружения Атамбаева, которые вскрылись в последнее время, стали разрушительной силой для всей этой команды и вызвали в рядах СДПК бурлящие процессы.

Для президента важно иметь свою партию в парламенте, которая бы его поддерживала, или достаточен сложившийся, скажем так, консенсус, и в «переформатировании» парламента нет нужды?

Это зависит от той политической конфигурации, под которую хочет подстроиться сам президент. Сейчас в нашем обществе все больше звучит мнение о необходимости изменения Конституции.

Опять?

Да. От этого многое будет зависеть. Некоторые требуют установления сильной президентской власти. Другие — сильной президентской власти и вертикали в установлении порядка и законности. А третьи выступают за упразднение партийной системы выборов и установления только мажоритарной системы. Отставка правительства — это только начало бурных политических процессов, в которые входит Киргизия. Со сменой правительства нужно решать проблемы, которые накопились в государстве. И очень важно — кто их будет решать и как.

То есть Киргизия может отказаться от парламентской формы правления в пользу сильной президентской?

Возможны разные варианты. Парламентское управления в нашей стране не стало эффективным — людям, обществу, государству не стало лучше. Наоборот, начались разлагающие процессы при разобщенности общества, при противоречиях, при противоборстве различных кланов и финансовых групп.

Может ли экс-президент Атамбаев поднять народ на протесты?

За Атамбаевым сегодня никто не пойдет. Он может только нанять за деньги наемников. Деньги у него есть. Но народ за ним уже не пойдет — все его «проделки» вылезли наружу.

Центральноазиатская редакция EADaily

19.04.2018

Источник: eadaily.com