После терактов в Париже в мировой прессе зазвучали предположения, что атака исламистов на французскую столицу вызвана желанием радикалов отомстить за убийство одного из самых узнаваемых террористов современности — британца Мохаммеда Эмвази, известного как Джихади Джон. 12 ноября американские силовики отчитались о его возможном уничтожении с помощью беспилотника. Версия мести представляется малоправдоподобной — хотя бы потому, что планирование подобных атак занимает долгое время, — «Лента.ру» все же решила рассказать о том, как жил и как погиб один из символов жестокости нового «халифата».

В поисках террориста

«Пока твои ракеты будут бить по нашим людям, наш нож будет резать глотки твоим людям», — говорил Эмвази, обращаясь к президенту США Бараку Обаме в одном из нашумевших видеороликов перед тем, как обезглавить свою жертву. Записи казней разошлись по всему миру и стали визитной карточкой террористической организации «Исламское государство» (ИГ). Фигура в темных одеждах, вещающая о неизбежности возмездия на английском с британским акцентом, стала символом нового глобального джихадизма — привлекающего рекрутов со всего мира, готового нанести удар в любой стране.

Задача идентификации и уничтожения Джихади Джона стала делом чести для западных спецслужб. В работу включились специалисты из ФБР, МИ5 и Скотланд-Ярда. По данным The Daily Telegraph и National Post, анализируя видеоролики, эксперты могли использовать рост подозреваемого, венозный рисунок на его ладони, голос и одежду. Специалисты по вооружению рассматривали его нож, чтобы понять, где он мог быть приобретен. Топографы анализировали фоновый пейзаж и пытались определить, где происходила казнь.

Поначалу в прессу проникла информация, что под маской Джихади Джона скрывается Адель Абдель-Маджид Абдель Бари — сын известного джихадиста Аделя Абделя Бари. Молодой человек тоже жил в Лондоне и сбежал в Сирию воевать в составе ИГ. Поклонникам соцсетей он был известен как рэпер «поэт-песенник Джинни».

Наконец, 26 февраля The Washington Post объявила истинное имя таинственного палача.

Путь джихадиста

Мохаммед Эмвази родился 17 августа 1988 года в кувейтском городе Эль-Джахра. В 1993-м, по данным The Guardian, семья будущего террориста прибыла в Великобританию, где в течение трех лет ожидала предоставления статуса беженцев. Как сообщает The Daily Mail, его родители предпочитали жить на пособие, хотя отец работал таксистом. Казна королевства потратила на их содержание в общей сложности около 400 тысяч фунтов.

В 1995 году Мохаммед пошел в школу неподалеку от дома — по словам очевидцев, он был тихим, спокойным мальчиком. Дома говорили по-арабски и регулярно посещали мечеть, однако внешне семья вела вполне британский образ жизни. Мохаммед был единственным мусульманином в классе. Сохранилась анкета, которую он заполнил в возрасте десяти лет. Будущий Джихади Джон указал, что его любимый цвет — синий, любимое животное — обезьяна, любимый мультфильм — The Simpsons, а любимая еда — чипсы. Через 20 лет он представлял себя «футболистом, забивающим гол».

«Он играл в футбол во время каждого обеденного перерыва. С помощью игры он учил новые слова и выражения. Как и все ребята, он хотел быть нападающим. Успехами в учебе не отличался, но был спортивным парнем. Причем весьма популярным», — цитирует издание бывшего одноклассника Эмвази. Другой товарищ будущего джихадиста припомнил такой эпизод: во время игры тот очень сильно ударился головой о металлическую стойку ворот. «Мы не видели его в течение шести недель. После этой черепно-мозговой травмы он уже не был прежним», — добавил школьный товарищ Эмвази.

В средней школе Мохаммед старался быть прилежным учеником, однако ислам оказывал все более значительное влияние на его повседневную жизнь: он стал носить более традиционную одежду, а его сестры надели хиджаб. Окончательно его поведение изменилось после поступления в Вестминстерский университет: Эмвази начал посещать разные мечети и попал под влияние Билала аль-Бирджави, члена «Аль-Каиды». Тем не менее один из однокурсников Мохаммеда отмечал, что Эмвази участвовал в вечеринках с алкоголем, курил марихуану и часто дрался с однокашниками.

Эмвази видели на маршах радикальных исламистов в Лондоне. Считается, что именно Билал аль-Бирджави способствовал радикализации молодого человека, — власти Британии пять раз позволяли ему пересекать границу королевства в период с 2006-го по 2009 год, не зная о его истинных намерениях. Аль-Бирджави был убит ударом с беспилотника в 2012 году.

Бывший студент университета в интервью The Daily Mail описывал, что в учебном заведении были созданы все условия для радикализации: «Однажды я зашел на встречу мусульманского сообщества, и они радостно аплодировали и одобрительно приветствовали события 11 сентября». По его словам, исламские радикалы ставили своей целью склонить на свою сторону студентов.

Окончив университет и получив специальность программиста, Эмвази уехал в Танзанию, а оттуда вместе с друзьями пытался проникнуть в Сомали под видом поездки на сафари. Его не пустили в страну и посадили в самолет до Нидерландов. В письмах организации CAGE, которая занимается защитой несправедливо обвиненных в терроризме, Мохаммед писал, что его допрашивала британская контрразведка, обвиняя в попытке присоединиться к террористам «Аш-Шабаб».

По его словам, вернувшись в Лондон, он узнал, что полиция приходила к его семье и в дом его невесты — после чего испуганная девушка отказалась от запланированной свадьбы. Тогда Мохаммед решил перебраться в Кувейт, чтобы больше не подвергаться преследованиям со стороны властей. Через год он вернулся в Лондон навестить родителей. По версии будущего джихадиста, в аэропорту Хитроу офицер контрразведки допрашивал его о целях поездки, «хватая за бороду» и «швыряя об стену». Обратно в Кувейт его не пустили. «Я чувствовал себя заключенным», — писал Эмвази сотрудникам CAGE. По словам его друзей, уже тогда он с упоением говорил о Сирии и желании примкнуть к противникам президента Башара Асада.

По совету родителей Эмвази изменил имя и попытался выехать в Кувейт еще раз в 2013 году, но и в этот раз в выезде ему отказали. Спустя несколько дней он пропал из родительского дома и в дальнейшем объявился уже в Сирии.

Два британских медика, которым довелось поговорить с Эмвази в Сирии, на условиях анонимности рассказали The Daily Mail, что сначала Эмвази собирался примкнуть к организации «Джабхат ан-Нусра» и говорил им, что ему нечего терять.

Раккская четверка

Однако в конце концов Эмвази влился в ряды ИГ, где быстро сделал «карьеру». Вместе с тремя другими британцами он охранял тюрьму в столице самопровозглашенного халифата Ракке. Там он и получил свою кличку: из-за британского акцента заключенные прозвали своих стражников Джордж, Ринго, Пол и Джон — в честь музыкантов квартета The Beatles.

«Битлы» сторожили самых ценных заложников — граждан и подданных западных стран. Тюремщики отличались жестокостью: использовали электрошокеры, пытку водой и инсценировку казней. В интервью CNN один из бывших заключенных делился подробностями изощренных издевательств Джихади Джона: «Он поднял меня и заставил танцевать с ним танго. Моя голова была опущена, я боялся, что меня будут бить. Он водил меня по тюрьме, но потом передумал и толкнул на пол. Меня избили, а потом пригрозили отрезать нос кусачками».

После того как личность Эмвази была установлена, он перестал появляться в новых видеороликах. Статус Джихади Джона понизился: он больше не олицетворял глобальный и всемогущий джихадизм — теперь у него были имя, фамилия и история жизни.

Его смерть не повлияет на военный потенциал «Исламского государства», но одному из основных орудий самопровозглашенного халифата — массированной пропагандистской кампании — безусловно, нанесен значительный ущерб.

Алексей Наумов

17.11.2015

Источник: Lenta.ru