С ростом активности группировки "Исламское государство" (ИГ) тысячи людей оставили свои дома, чтобы присоединиться к боевикам в Ираке и Сирии. Но десятки или даже сотни из них с тех пор расстались со своими иллюзиями и решили бежать из стана экстремистов.

Международный центр по изучению радикализации на основании показаний 58 из этих дезертиров подготовил публичный доклад, изучив причины их бегства. Портрет "Исламского государства", который складывается из этих интервью, далек от пропагандистского образа, придуманного в этой организации.

Исследователи установили четыре основных причины для дезертирства, отмечают французские СМИ.

Борьба с другими повстанцами. По признанию бывших членов "ИГ", группировка "уделяет слишком много времени борьбе с другими повстанческими группами". Ее основными противниками, наряду с официальными Багдадом и Дамаском, стали Свободная сирийская армия и "Эль-Нусра", вооруженное крыло "Аль-Каиды" в Сирии. Перебежчики говорят о том, что руководители группировки в настоящее время отдают приоритет борьбе с повстанцами, а не с режимом Башара Асада.

Жестокость в отношении мусульман-суннитов. Многие дезертиры осуждают массовые убийства мирных граждан. Они потрясены жестокостью группировки в отношении мусульман-суннитов. При этом перебежчики, как правило, не говорят о насилии в отношении меньшинств, например, о сексуальном рабстве, которому подвергаются девочки и женщины-езиды.

Коррупция и неисламское поведение. Коррупция не является систематической, уверяют дезертиры, но многие командиры и эмиры злоупотребляют своим положением. Боевики-сирийцы жаловались на привилегии для иностранных боевиков. Также есть случаи расизма. Так, индийского студента, который присоединился к боевикам, из-за "неправильного цвета кожи" заставляли мыть туалеты.

Разочарование укладом жизни внутри группировки. Качество жизни в "Исламском государстве" не оправдало ожиданий наемников. Западные новобранцы особенно недовольны скудным продовольствием и отсутствием основных товаров. Другие жалуются, что они используются в качестве пушечного мяса, некоторые, напротив, сожалеют, что их держат подальше от линии фронта, вдалеке от "героических сражений".

"Теперь, когда "Исламское государство" управляет своей собственной территорией, ему трудно поддерживать утопию и скрыть свои противоречия", - сказал Петер Нойманн, директор исследовательского центра, в интервью американскому изданию Vox. По его словам, крайне малое число дезертиров высказывается публично, что можно объяснить боязнью мести со стороны боевиков "Исламского государства". Казни за государственную измену или шпионаж являются повсеместной практикой в "ИГ", которое внимательно следит за любыми боевиками, отколовшимся от группировки, шантажируя их убийствами близких. Кроме того, те, кто успел убежать, не хотят говорить о своем боевом опыте, опасаясь уголовного преследования со стороны правительств своих стран. "Мы не думаем, что все перебежчики святые, или сторонники либеральной демократии, или образцовые граждане. Но их истории и их аргументы имеют значение, потому что они говорят о том, что мало кто знает", - утверждает Петер Нойманн.

Согласно докладу, дезертирство из рядов группировки заметно возросло летом, когда из группировки бежали сотни наемников. "Этих дезертирств до сих пор недостаточно, чтобы пошатнуть организацию, но это первая горстка песка, утекающего из пропагандистской машины джихадистов", - делает вывод французское издание Le Nouvel Observateur.

23.09.2015

Источник: «Российская газета»