Среди существующих сегодня террористических группировок ИГИЛ особо выделяется не только своей военной и экономической мощью, но и весьма умелым ведением пропаганды с использованием СМИ и интернет-ресурсов. При этом весьма примечательно, что, хотя это формирование и стремится построить Исламское государство на основе средневековых правил, для достижения своих целей оно использует новейшие высокотехнологические инструменты информационных коммуникаций и передовые маркетинговые стратегии.

Мировое информационное пространство активно используется «Исламским государством» как для привлечения на свою сторону все большего количества приверженцев в различных странах мира, так и для пропаганды собственной «деятельности», чем лидеры ИГИЛ надеются увеличить не только свой авторитет, но и шире распространить влияние этого нового формирования на умы обывателей.

В интернет регулярно попадают на хорошем профессиональном уровне подготовленные видео материалы самой широкой направленности: презентационные (демонстрирующие мощь и военные успехи ИГИЛ), интервью с боевиками и командирами, «ритуальные» казни заложников и обращения к мировым державам, сцены «мирной жизни» в «Халифате», интервью с жителями. Для продвижения своей пропаганды ИГИЛ использует все виды СМИ, делая особый упор на соцсети. Особенность этих средств связи позволяет создавать чрезвычайно разветвленную сеть, не имеющую единого центра и позволяющую в сжатые сроки распространить необходимую информацию среди целевой аудитории. Так, по оценкам отдельных экспертов, сегодня в Twitter насчитывается примерно 90 тысяч аккаунтов, владельцы которых разделяют взгляды ИГИЛ, либо проявляют интерес к деятельности этой террористической организации. При этом лишь порядка 2 тысяч из них поддерживает тесную связь между собой и принадлежит непосредственно к членам ИГИЛ или его активным пособникам. Каждый из таких аккаунтов имеет от 2 до 50 тысяч подписчиков, создавая тем самым целевую аудиторию радикалов и выполняющих функцию дальнейшего распространения информации и идей ИГИЛ.

Главной медиа-площадкой для боевиков является видео-хостинг Youtube. Помимо традиционно «текстовых» соцсетей Twitter и Facebook радикалы освоили один из самых популярных сегодня сервисов – Instagram. Пользующийся популярностью сервис Ask выполняет функцию онлайн-вербовщика в ряды «Исламского государства» и потенциальный джихадист из любой точки мира совершенно анонимно может задать вопрос, куда ему следует прибыть, если он желает присоединиться к ИГИЛ, с кем связаться.

В целом же созданная ИГИЛ медийная инфраструктура является весьма развитой. Общее руководство пропагандистской деятельностью ИГИЛ осуществляет гражданин Сирии Абу Амр Аль-Шами (AbuAmralShami) – член совета шуры, некогда бывший лидером исламистов в Алеппо. Он направляет деятельность многих сотрудничающих с ним писателей, журналистов, режиссеров, занятых созданием пропагандистских контентов, деятельностью блогеров и редакторов электронных изданий и ресурсов, осуществляющих мониторинг медийного пространства и соцсетей. Функции официального представителя терорганизации выполняет Абу Мохаммад Аль-Аднани (AbuMohammadalAdnani), известный также как министр связи «Исламского государства».

Для реализации информационной политики еще в 2006 году «Аль-Каидой» и «Исламским государством Ирака» было учреждено медиа-агентство «Аль-Фуркан» (al-Furqan Institute for MediaProduction), которое стало основным центром производства широкого спектра медиапродукции: фильмов, брошюр, информационных материалов для распространения в сети Интернет. Именно этим агентством были изготовлены и распространены в Интернет получившие сильнейший общественный резонанс видеоролики ИГИЛ с казнями американских журналистов Джеймса Фоули и Стивена Сотлоффа, а также подданного Великобритании Дэвида Хэйнса в августе-сентябре 2014 года.

В 2013 году ИГИЛ создал медиа-фонд «Айнад» (Ajnad Media Foundation), который специализируется на изготовлении и распространении джихадистских проповедей и песнопений (нашидов), а также  медиа-агентство «Итисаам» (I’tisaam Media Foundation), которое производит и распространяет контент на арабском языке, считающееся во многих западных СМИ основным масс-медиа ИГИЛ. Размещенные в Интернете (в частности, на сайте «Jihadology.net») материалы агентства «I’tisaam» преимущественно представляют собой пропагандистские фотографии, видеоролики и аудиозаписи на арабском языке, на отдельных из которых присутствуют английские субтитры.

В 2014 г. ИГИЛ учредил новый медиа-центр «Аль-Хайят» (AlHayat Media Center), ориентированный на западную аудиторию и выпускающий материалы на английском, немецком, русском и французском языках. Его медиапродукция нацелена, прежде всего, на привлечение новых участников в террористическую группировку из западных стран, призывает жителей стран Запада совершать теракты в странах их проживания и публикует необходимые инструкции по их подготовке и осуществлению. «Аль-Хайят» выпускает также печатную продукцию. В частности, информационные бюллетени по 8-10 страниц «Islamic State Report» и «Islamic State News», рассказывающие о наиболее важных политических, военных и социальных акциях ИГИЛ, а также журнал «Dabiq», которые издаются на нескольких языках, включая английский, и они доступны для скачивания в Интернете.

Дополнительно, в каждой контролируемой ИГИЛ провинции существует свой медиаресурс, в нужном ключе освещающий местные события.

Члены ИГИЛ используют и «продвинутые» инструменты продвижения информации в Интернете. Так, в интересах ИГИЛ было разработано специальное приложение для Android под названием The Dawn of Glad Tidings («Рассвет радостных вестей») для массовой генерации и рассылки сообщений в Twitter. Как только сторонники ИГИЛ регистрировались в приложении, оно начинало рассылать от их имени одинаковые сообщения, вставляя между каждым символом пробел, обходя тем самым алгоритмы анти-спама в Twitter.

Другим способом работы ИГИЛ в Twitter является продвижение определенных хештегов. Сотни, а иногда и тысячи активистов в определенное время дня многократно размещают твиты с необходимыми хештегами. В частности, этот способ позволил активистам ИГИЛ искажать результаты @ActiveHashtags (популярного аккаунта в арабском Twitter, в котором ежедневно публикуются наиболее популярные теги) и обеспечить себе дополнительную аудиторию. Еще одной возможностью для ИГИЛ стал мессенджер FireChat, позволяющий общаться без подключения к интернету: если на смартфоне установлено данное приложение, то даже при отсутствии интернет-соединения сообщение можно отправить через другие смартфоны с таким приложением, которые находятся в радиусе действия и подключены к интернету.

Помимо этого в интернетпространстве активно действуют кибертеррористы из организации «Исламское государство». В частности, по сведениям компании Group-IB, расследующей преступления в компьютерной сфере, исполнителем хакерских атак ИГИЛ является специальное подразделение Cyber Caliphate, которое в январе 2015 года осуществило взлом аккаунтов Центрального командования США в YouTube и Twitter. Удалось выявить причастность к преступной деятельности «Исламского государства» и других хакерских группировок — FallaGa Team, Team System Dz и Global Islamic Caliphate.

Предпринимаемые рядом государств меры, по противодействию использования соцсетей и медиапространства в интересах ИГИЛ не приносят значимого результата, поскольку высокая степень децентрализации сети сводит на нет эффект закрытия отдельных аккаунтов, а автоматическая система спам-фильтрации малопригодна для предотвращения распространения ссылок на удаленном файле или видеохостинге. В указанных условиях и перед лицом постоянно растущей опасности деятельности террористических организаций и, в частности, ИГИЛ, необходимо постоянное совершенствование организационно-правовых, научно технических мер по пресечению подобной экстремистской деятельности в интернет, партнерское взаимодействие в различных странах, в интернет-сегментах которых действуют экстремистские сайты.

Владимир Платов, эксперт по Ближнему Востоку

08.06.2015

Источник: ru.journal-neo.org