Боевики «Исламского государства» (ИГ) захватили древний сирийский город Пальмира, а за сутки до этого — Рамади, административный центр стратегически важной иракской провинции Анбар, граничащей с Сирией. Военные успехи ставят вопрос о структуре и механизме принятия решений в группировке, способной не только противостоять ударам сил западной коалиции, но и расширять зону своего влияния. Журналы Der Spiegel (ФРГ) и The Atlantic (США) провели собственные расследования на эту тему. The New Timеs публикует изложение эксклюзивных материалов, проливающих свет на тайны создания и истинные цели ИГ.

«Неприветливый. Учтивый. Вкрадчивый. Внимательный. Сдержанный. Скрытный. Непроницаемый. Злодей». Cирийские повстанцы описывали его по-разному. Никто толком его не знал. Даже застрелившие его в январе 2014-го в Телль-Рифъате (Сирия) не знали своей жертвы — лишь позже выяснилось, что это был главный стратег «Исламского государства».

Его настоящее имя — Самир Абд Мухаммад аль-Хлифави — не было известно никому, а псевдоним — Хаджи Бакр — знали очень немногие. Отставной полковник разведки ВВС Саддама Хусейна, годами секретно руководивший деятельностью ИГИЛ (название ИГ до лета 2014 года. — NT), избегал публичности.

Хаджи Бакр был вовсе не исламистом, а националистом, хорошо образованным военным стратегом, озлобившимся и безработным после роспуска армии в 2003 году. Тогда американское руководство росчерком пера обратило множество опытных офицеров-cуннитов в своих злейших врагов. Спустя какое-то время Бакр ушел в подполье и познакомился в Восточном Ираке с Абу Мусабом аз-Заркави, иорданцем, ранее руководившим в Афганистане тренировочным лагерем международных террористов. Он был известен как религиозный фанатик и вдохновитель атак на ООН и войска США, и даже сам лидер «Аль-Каиды» Осама бен Ладен считал его чересчур радикальным.

Со временем Бакр стал одним из военных лидеров Ирака, провел два года в американских тюрьмах «Кэмп-Букка» и «Абу-Грейб», пережил волну арестов и нападений американских и иракских спецотрядов и в 2006 году создал предшественник ИГИЛ — «Исламское государство Ирак». Вместе с ним группировкой руководили несколько человек, включая бывших офицеров разведки, вместе с которыми они и захватили власть в узком кругу джихадистов.

Внутреннее устройство ИГИЛ было тайной, пока после гибели Бакра не обнаружились документы с подробным описанием механизма этого «государства». По сути, речь шла о руководстве по созданию наиболее успешной террористической армии современности. Из документов Бакра впервые была получена информация о руководстве ИГИЛ, о занятых в нем бывших членах правительства Саддама Хусейна, а также о подготовке переворота в северной Сирии, предварявшего продвижение группировки в Ирак.

Все как у Штази

История возникновения этих документов берет свое начало в 2012 году, с приезда иракца Хаджи Бакра в Сирию с намерением подчинить ИГИЛ как можно больше сирийских территорий, а затем начать наступление на Ирак.

Своей базой Бакр выбрал город Телль-Рифъат, к северу от Алеппо, не случайно. Побывав на заработках в странах Персидского залива, большая часть его населения вернулась на родину, заразившись радикальными взглядами. К 2013 году Телль-Рифъат стал основным бастионом ИГИЛ. Именно там Бакр создал схему постепенного захвата сирийских деревень и разработал структуру командования аппарата внутренней безопасности.

Документы Бакра содержали также подробную схему разведки ИГИЛ, сравнимой с печально известной спецслужбой бывшей ГДР Штази. Новобранцы для ИГИЛ вербовались под прикрытием исламского миссионерского центра «Дават». Их задача заключалась в шпионаже и получении информации о жителях своей деревни. Вычислить влиятельных людей, отследить их доходы, следить за повстанцами и доносить о нарушениях законов шариата — для дальнейшего шантажа годились любые прегрешения: от сексуальной ориентации до мелких правонарушений. Для получения информации некоторые бойцы даже женились на девушках из влиятельных семей. В зоне особого внимания были все данные о деревенских имамах: их прошлое, семья, религиозные настроения, размер и источники дохода, отношение к джихаду. А сторонников демократии бойцы «прорабатывали» с особой тщательностью. Таким образом была создана шпионская сеть, состоящая не только из ветеранов иракской разведки, но и из простых противников сирийского режима, порой не достигших еще и 18 лет.

Помимо разведки в документах Бакра описывались и другие вопросы: финансовая структура ИГИЛ, уровень образования его членов, источники медпомощи, средства связи и передвижения. Однако ключевыми темами оставались шпионаж, убийства и похищения жителей. При этом особо интересна сама структура этого шпионажа. В каждой деревне был назначенный Бакром эмир, отчитывающийся перед вышестоящим руководителем. Была создана такая иерархия и такая система соподчинения, основанная на страхе перед командованием, что ИГИЛ могло держать под контролем всю сеть, на всех ее уровнях. Все были повязаны взаимной ответственностью сверху донизу, никто не мог скрыться от взгляда «большого брата». Впрочем, Бакр тут обошелся и без фантазий Джорджа Оруэлла — ему хватило собственных знаний о принципах работы вездесущего аппарата безопасности Хусейна, когда никто, даже генерал разведки, не мог быть уверен в том, что за ним не следят.

Полный текст данного материала доступен только для подписчиков журнала http://www.newtimes.ru/articles/detail/98417

25.05.2015

Источник: newtimes.ru