18 апреля отмечался Международный день памятников и исторических мест. Но поводов для праздника нет. Внимание ученых всего мира сейчас приковано к тотальному разграблению истории человечества. «На рынки Европы и США идет массовый сброс артефактов древнейших цивилизаций из Ирака, Сирии и Египта». НК беседует с Асей Викторовной Энговатовой, археологом, кандидатом исторических наук, заместителем директора Института археологии РАН:

— Разграбление исторических мест и не только в районе древнейших цивилизаций — для историков, археологов это на сегодня проблема № 1. Теперь это еще и проблема государственных структур разных стран.

В декабре 2014 года в Германии была проведена конференция, которая называлась «Археология в опасности». Более 400 участников, ученых, специалистов Международного совета музеев и Интерпола обсуждали культурную катастрофу, которую переживает Сирия, Ирак, Афганистан и Египет. И все было очевидно, что на фоне вооруженных конфликтов там происходит целенаправленное разрушение памятников всемирного достояния человечества. Уже не первый год Международный совет музеев публикует «Красные списки» похищенных ценностей. Счет потерь идет на сотни, тысячи.

За последние несколько лет количество разграбленных и разрушенных археологических объектов приобрело катастрофические масштабы. На рынки Европы и США идет массовый сброс атрефактов древнейших цивилизаций из Ирака, Сирии и Египта. Это те исторические объекты, которые имеют исключительную ценность для мировой истории.

Практически единодушно ученые сходятся во мнении, что в основе этого разрушительного процесса лежат огромные деньги. На конференции приводились конкретные примеры аукционной стоимости, которая порой доходит до миллионов долларов.

Если сравнить сумму расходов, которые были заплачены черным копателям на местах, с конечной ставкой на аукционе — сразу становится понятно ради чего это делается. Прибыль столь большая, что люди идут на разрушения всего и вся. И особенно это характерно для территорий древних цивилизаций, где ценность самого артефакта огромна.

В последнее время в СМИ высказывалось предположение, что исламистов, действующих в Ираке, Ливии и Сирии поддерживает международная мафия, контролирующая торговлю предметами древности. Оказывается, уже не раз правоохранительным органам становилось известно о поставках оружия боевикам в обмен на добычу «черных копателей».

Известный специалист по контрабанде исторических артефактов на мировом рынке, археолог, профессор Нил Броди из университета Глазго в своем докладе привел убедительные доказательства того, что в конечном итоге все эти раритеты оказываются в США.

Американские коллекционеры и музеи приобретают их через антикварные аукционы Европы. Еще более шокирующие факты привел ученый из Ирака, сотрудник Национального музея Ала Мохаммед Аббас аль-Бадрави.

Он представил свидетельства того, что в грабеже памятников древней Месопатамии принимают участие как местное население Ирака, так и американские военные, дислоцированных в стране. И те, и другие грабят музеи и археологические объекты. Среди награбленного есть и золото, и предметы захоронений, и глиняные таблички. Более того, американские военные базы даже расположены непосредственно со значимыми историческими местами — например, в районе древнего Вавилона.

С огромным сожалением приходится признать, что большая часть этих вещей теряет ценность для науки. Ведь для научного исследования ценны не только сами вещи, но информация культурно-исторического контекста, пространства, в котором эта содержится эта вещь — например, положение вещи в археологическом комплексе, его датировка. А при грабительском изъятии предмета из археологического объекта, эта информация уходит.

Но проблема сохранения исторического наследия актуально не только для Востока. На сегодня это коснулось все страны мира. Поэтому в Европе практически все страны заявили о необходимости ужесточению собственного законодательства в этой части. Даже в Финляндии началась работа в этом направлении, хотя еще недавно финны утверждали, что подобной проблемы — проблемы стихийного, бессистемного расхищения исторических мест — именно у них не может возникнуть в силу высокой сознательности граждан.

Что касается России, то в 2013 году был принят федеральный закон 245, который внес радикальные изменения в части пресечения незаконной деятельности в области археологии. Это стало даже примером для других стран в борьбе ученых и государства с, так называемой, «черной археологией» по разграблению исторического наследия. А не будет истории, чем будем гордиться?

20.04.2015

Источник: nacontrol.ru