Как говорится, «что посеешь, то и пожнешь». Вот сейчас Запад начинает пожинать плоды собственной политики разжигания «цветных» революций уже в непосредственной близости от своих границ.

15 февраля ИГИЛ открыл «второй фронт» в арабском мире – уже на западе, в Арабском Магрибе. Видимо, войны в Ираке и Сирии, где западно-аравийская коалиция без всяких успехов сражается с радикальными исламистами, натолкнула последних на мысль, что линию фронта надо подвинуть вплотную к Европе. Казнив 20 египтян в Ливии и в ответ получив воздушный удар ВВС АРЕ, игиловцы твердо заявили свои притязания на Ливию. А это – уже 250-300 км от итальянского побережья. И, если обзавестись ракетами, то можно начать обстрел прибрежных итальянских городов. А заодно начать высадку диверсантов-террористов на территории Италии. Тем более, что первые теракты ИГИЛ в ЕС уже случились – во Франции и Дании.

Впервые представители ИГ появились на ливийской территории еще в октябре 2014 года, объявив создание Ливийского эмирата. Верные Исламскому Государству в Ираке и Сирии, в настоящее время боевики полностью контролируют город Дерну, с населением около 100 тыс. человек, недалеко от границы с Египтом и всего в 300 милях от южных берегов Европейского Союза. Эмират укрепился за счет возвращающихся в Ливию из Сирии и Ирака 300 ливийскими джихадистами, которые были частью бригады ИГИЛ «Аль Баттар» – сначала в Дейр-эз-Зор (в Сирии), а затем в Мосуле (в Ираке). Их действия поддержал Совет исламской молодежи в Дерне, проИГИЛьская группа. Любительское видео, сделанное в конце октября 2014 года, показывает большую толпу боевиков, связанных с Советом исламской молодежи, приносящих клятву верности главарю ИГИЛ Абу Бакру аль Багдади. Новое крыло ИГИЛ в Дерне называет себя «Барка», ливийский эмират Исламского Государства, название восточного региона Ливии, с тех времен, когда исламское правление сменило Римскую империю. Ливийский эмират ИГ установил жесткий контроль над городом, контролирует суды, все органы управления, учреждения образования, а также местное радио. Дерна выглядит совсем как Рака – город, где была штаб-квартира ИГИЛ в Сирии.

Сначала боевиков было не слишком немного, но к ним примкнули местные радикальные исламисты, и вскоре они установили контроль над многими районами в восточной части Ливии – от границы с Египтом до Бенгази. Начались разбои, насилие и казни. Террористы воспользовались политическим хаосом, созданным в свое время свержением М. Каддафи с помощью коалиции НАТО-ССАГПЗ, и быстро расширяют свое присутствие на запад вдоль побережья. 17 февраля уже поступили сообщения об их вхождении в г. Сирт и дальнейшем продвижении на Триполи.

После жестокой расправы над 20 египтянами-коптами, в Каире моментально поняли опасность появления на своей западной границе ливийского варианта сирийско-иракского Исламского халифата. Ведь египтяне уже много месяцев ведут изнурительную борьбу со своими террористами из организации «Бейт аль-Макдис» на Северном Синае. В этой ситуации руководство АРЕ осознало, что одними бомбардировками ИГ не победить. Пример западных бомбардировок территории Сирии и Ирака позиций ИГ это доказал. А если отряды ливийского эмирата вторгнуться в Египет, то их поддержат активисты загнанной в подполье, но не разгромленной организации «Братья-мусульмане», которую поддерживает до половины египетского населения. Здесь уже не до шуток. Поэтому 17 февраля президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси призвал Совет Безопасности ООН принять резолюцию о международном вмешательстве в ситуацию в Ливии. Речь идет о резолюции, санкционирующей международную интервенцию в Ливии с участием воинских контингентов нескольких стран, включая ВС АРЕ. «Нет иного выбора, учитывая соглашение между народом и правительством Ливии, а также то, что они призывают нас действовать… Мы должны сделать это вновь — все вместе», — сказал египетский президент в эфире французской радиостанции Europe 1. В колокола тревоги забили и в Италии, где заявили о необходимости приступить к «защите Рима» от террористов и беженцев.

Надо сказать, что радикальные исламисты из Ливии не первый раз провоцируют иностранные государства. В конце января боевики ИГИЛ средь белого дня штурмовали элитный отель Corinthia в Триполи и убили пятерых находившихся в нем иностранцев: американца, француза, корейца и двух филиппинцев. Тогда эти убийства вызвали у Европы лишь «серьезную озабоченность». Однако в минувшее воскресенье ливийским джихадистам удалось шокировать европейских политиков публикацией видеосъемки массовой казни христиан и озвучиванием угрозы «захватить Рим», от которого боевиков ИГИЛ отделяют лишь 500 морских миль.

Угрозы исламистов серьезно встревожили Рим. Премьер-министр Италии Маттео Ренци призвал ООН навести порядок в Ливии, отметив, что Европа должна «перестать спать», в то время как джихадистские группировки продолжают буйно разрастаться возле европейских границ. Министр обороны Италии Роберта Пинотти в интервью газете Messaggero сообщила о готовности Рима возглавить многотысячную коалиционную армию государств Европы и Северной Африки в войне против джихадистов. «Если в Афганистан мы направляли 5000 военнослужащих, то в Ливии, которая гораздо ближе к нашим границам, миссия может быть очень внушительной с точки зрения численности. Угроза неминуема, мы не можем больше ждать. Италия должна защищать интересы своей национальной безопасности и не может допускать существования халифата на берегу напротив нас», – заявила Роберта Пинотти.

Возникает вопрос: а какой смысл джихадистам дразнить Египет и Италию? Эксперты считают, что их цель – обратить мировое внимание на то, что сирийско-иракская ИГИЛ открыла в Ливии «второй фронт», под черные флаги армии которого могут собраться многочисленные ультрарадикальные исламисты Северной Африки и Египта. Одновременно террористы пытаются разжечь у местного населения ненависть к соседним государствам. Умеренные исламисты Ливии недружелюбно относятся к Египту после репрессий, которым Каир подверг членов движения «Братья-мусульмане». Неприязнь к бывшему колонизатору – Италии – у многих ливийцев сохранилась с прошлого века. «На культивировании таких врагов ИГИЛ строит свою идеологию. Экстремисты могут рассчитывать на поддержку населения Ливии в случае военной интервенции Египта – особенно если авиаудары Каира попадут по гражданскому населению. «Исламское государство использует в качестве доказательства того, что Аллах на его стороне, тот факт, что ИГИЛ выстаивает и расширяется даже при множестве стран-противников. Это подпитывает их базу сторонников», – считает исследователь Вашингтонского института ближневосточной политики Аарон Зелин. Инициировав обстрелы позиций ИГИЛ в Ливии, президент Египта, возможно, попал в западню. Премьер-министр самопровозглашенного правительства Ливии Омар аль-Хасси уже объявил нанесенные президентом АРЕ А. аль-Сиси авиаудары нападением на суверенное государство. По его словам, в результате атаки погибли три ребенка, двое взрослых мужчин и 21-летняя женщина.

Египет, имеющий с Ливией протяженную сухопутную границу, рискует столкнуться с контрнаступлением исламистов и войной на своей территории. Уязвимость Каира по отношению к исламистам повышается из-за огромного количества египтян, находящихся на заработках в Ливии. Их число, по разным оценкам экспертов, колеблется от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов.

«Что касается интервенции Рима в Ливию, она может оказаться и с политической, и с военной точки зрения крупнейшим суицидом Италии с момента ее вступления во Вторую мировую войну. Италия стала бы прекрасной мишенью для ИГИЛ. На территории Ливии итальянцы, учитывая их колониальное прошлое, столкнулись бы с абсолютно иным видом врагов, чем те, против кого они воевали в составе миссий ООН в Афганистане и Ливане», – отмечает эксперт по Ливии Европейского совета по международным отношениям Маттиа Тоалдо. Кроме того, поддавшись уговорам бывшего президента Франции Н.Саркози, Италия оказалась одним из самых активных участников антиливийской коалиции во главе с США и Катаром, и желающих отомстить ей немало. После убийства М. Каддафи Ливия погружалась в анархию на протяжении последних трех лет, и населению этого государства изрядно надоела нынешняя ситуация. Зверскими убийствами иностранцев, ИГИЛ еще больше подрывает их веру в способность местных властей обеспечить безопасность, а также разжигает ненависть к странам Запада. Коалицию США, НАТО и ССАГПЗ, помогшую повстанцам свергнуть режим Муаммара Каддафи в 2011 году, многие ливийцы считают главным виновником возникшего в стране политического хаоса. В подобной среде, как показали прошлогодние события в Ираке, группировка ИГИЛ способна очень быстро увеличиться численно в размере и захватывать обширные территории. А возможно и перейти на другую сторону побережья Средиземного моря.

Александр Орлов, политолог, эксперт-востоковед, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

18.02.2015

Источник:ru.journal-neo.org