Коалиция, созданная по инициативе Вашингтона для борьбы с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ), должна была, казалось, стать примером международного сотрудничества на раздираемом противоречиями и разделенном на враждующие блоки Ближнем Востоке. Иранцы должны были бы участвовать во встрече в Брюсселе, куда по приглашению США прибыли представители 60 стран, чтобы обсудить действия против боевиков ИГ. Их не пригласили. Теперь в борьбе с ИГ Иран начинает действовать самостоятельно.

В середине октября Барак Обама направил письмо аятолле Хаменеи. Президент США заверил духовного лидера Исламской Республики в том, что американские воздушные удары не преследуют цель ослабить позиции Тегерана или его союзника Багдада. Более того, Обама якобы предложил Ирану сотрудничество в борьбе против ИГ. Однако при этом в Вашингтоне продолжают подчеркивать, что Ирану, с которым у США нет дипломатических отношений, присоединяться к коалиции «было бы неуместно». Пресс-секретарь Белого дома Джошуа Эрнест заявил: «Прямая координация военных действий, обмен значимой разведывательной информацией с такой страной, как Иран, активно поддерживающей терроризм, не обязательно отвечает всем интересам наших военнослужащих… На данном этапе наше мнение о том, насколько мудрым было бы сотрудничество с иранцами в военной сфере, не изменилось. Мы не собираемся этого делать». Другими словами, глубокие американо-иранские противоречия сохраняются. 

В администрации Обамы опасаются, что смещение акцентов Белого дома с усилий по борьбе с иранской ядерной программой на деятельность группировки ИГ вызовет раздражение у Израиля. «Для Израиля ядерный Иран будет опаснее ИГИЛ», - считает израильский премьер Биньямин Нетаньяху. По мнению многих американских конгрессменов, борьба Америки с ИГ отвлекает США от противостояния с Ираном. Не устраивает американцев и то, что иранцы враждуют с союзником США - Саудовской Аравией, что они поддерживают Башара Асада

Такая позиция Белого дома привела к формированию в борьбе с ИГ двух фронтов. Пути американцев и иранцев пересекаются, а это еще больше запутывает и так сложный конфликт. По сообщениям Пентагона, Иран уже начал воздушную войну с джихадистами и использовал для нанесения ударов в провинции Дияла на востоке Ирака истребители F-4 американского производства. Многие аналитики поспешили сделать вывод о том, что это переломный момент в стратегии Тегерана. Иранцы информацию о своих бомбардировках опровергли, но от своего подхода в оценках происходящего в Ираке не отказались.

Ранее иранские военные неоднократно отмечали, что победить ИГ при помощи авиаударов невозможно. В серьёзность борьбы США с ИГ в Тегеране вообще не верят. Министр внутренних дел Ирана Абдольреза Фазли, отвечая на вопрос, почему Иран не участвует в возглавляемой американцами кампании против ИГ, сказал, что Тегеран не доверяет американцам. «Мы считаем, что именно США способствуют распространению этих экстремистских группировок в регионе — поставляют вооружение, финансируют их, обучают боевиков… Деятельность этой коалиции не более чем спектакль, который не принесет никаких результатов», — говорит Фазли. Такое мнение сложилось у иранцев на основе анализа разведданных, показывающих, что спецслужбы США принимают прямое участие в создании, управлении и поддержке террористических групп. Сколачивая так называемую антитеррористическую коалицию, Америка просто укрепляет свои позиции в регионе, а её борьба против ИГ - не более чем пропаганда. Заместитель начальника штаба иранских вооруженных сил бригадный генерал Джазаери настаивает на том, что речь идёт об обмане американцами мирового сообщества. 

Бывший министр иностранных дел Ирана, а ныне советник лидера Исламской Республики аятоллы Али Хаменеи Али Акбар Велаяти на днях напомнил американцам, что влияние Ирана простирается от Йемена до Ливана. «США не имеют иного выбора, кроме как признать власть и влияние Ирана в регионе», - отметил Велаяти. По его мнению, американцам необходимо изучить эволюцию быстро меняющихся проблем в регионе, на которые Иран всегда реагирует своевременно. Указание на Йемен не случайно: там шииты взяли бесспорный реванш за оккупированный Саудовской Аравией с согласия США шиитский Бахрейн.

Связанное с Тегераном шиитское движение «Ансарулла» фактически взяло власть в Йемене. Его отряды контролируют столицу страны Сану, ключевые военные объекты, нефтяные месторождения и основные провинции. При этом «Ансарулла» ведет бои с местной «Аль-Каидой» и другими радикальными суннитскими группировками. Движение выступает против вмешательства США в дела Ближнего Востока и периодически устраивает акции с публичным сожжением американских товаров. А еще на днях Тегеран принимал делегацию ХАМАС. Тесные отношения между палестинским движением сопротивления и Ираном сохраняются. Более того, Иран - единственная страна, усилившая поддержку ХАМАС в последнее время. 

У Тегерана есть основания говорить о наличии американского плана переориентации террористов «Исламского государства» на борьбу с Ираном. На это указывают и документы ИГ, перехваченные у одного из командующих этой группировкой. Американский ставленник иракский премьер-министр Абади также пытается уменьшить иранское влияние в Ираке. Понимая, что Ирак в этих условиях превращается в плацдарм агрессии ИГ против Ирана, Тегеран выходит из тени и не намерен больше маскировать свое вмешательство в Ираке.

Верховный лидер ИРИ аятолла Хаменеи говорит, что действия США и их союзников против ИГ ведут к разладу среди мусульман, а не к уничтожению корней терроризма. В Тегеране считают, что «Исламское государство» превратилось в угрозу безопасности Ирана, и единственный способ предотвращения этой угрозы - поднять иракских шиитов на борьбу с террористами. Примером шиитского единства иранцев и иракцев стало небывалое по масштабам паломничество в священный для шиитов город Кербелу. К могиле почитаемого шиитами имама Хусейна, чтобы отметить день Арбаин (напоминание о битве, в которой погиб Хусейн), прибыли около 17,5 миллиона человек. Иранцев среди них было в несколько раз больше, чем обычно. «Мы полагаем, что успех этого паломничества станет одной из глав в истории победы, которую наша армия и добровольцы одерживают над ИГИЛ», — заявил губернатор провинции Кербела.

Николай БОБКИН

17.12.2014

Источник: Фонд стратегической культуры