Полевой командир Абдул Карим Крымский в мае призвал мусульман Крыма пополнять ряды джихадистов в Сирии и не верить ни России, ни Украине.

Десятая часть боевиков, сражающихся в рядах «Исламского государства Ирака и Леванта», являются гражданами нашей страны. Об этом журналистам рассказали участники конференции «Безопасность на Кавказе – в интересах народов региона», состоявшейся 18 ноября в МИА «Россия сегодня». По мнению экспертов, террористическая группировка при помощи эффективной пропаганды «откачивает» экстремистов из России. Итог: в Сирии основаны поселения джихадистов, уехавших из нашей страны и не намеревающихся возвращаться назад.

Как сообщил сотрудник Института международных исследований МГИМО Ахмет Ярлыкапов, призыв ИГИЛ к своим единомышленникам совершить переселение на Ближний Восток нанес особенный урон сепаратистскому объединению «Имарат Кавказ». В прошлом эта террористическая сеть представляла серьезную угрозу для властей северокавказских регионов. К настоящему времени группировка «практически обезлюдела», поскольку «большинство ее членов отправились в Сирию». Об их возможности или намерениях вернуться с Ближнего Востока информации не поступало.

Согласно сведениям Ярлыкапова, власти кавказских республик России приветствовали отъезд джихадистов за рубеж и по своим каналам убеждают их оставаться на Ближнем Востоке. Из Махачкалы направили в Сирию эмиссаров, которые осмотрели села, основанные россиянами, и попросили уехавших не возвращаться. Благодаря этим контактам стало известно, что за ИГИЛ воюет около 2 тыс. наших соотечественников. Цифра эта, впрочем, может варьироваться: речь о доле от общего количества боевиков ИГИЛ, которое оценивают от 20 до 30 тыс. человек.

Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что граждане нашей страны, воюющие за джихадистов, так или иначе, но в большинстве своем возвратятся на родину. Их появление в России, если оно произойдет на фоне кризиса, может нести с собой значительную угрозу. В случае же, если радикалы приедут в мирное время, опасность все равно останется, но будет «отложенной»: «Для немалой части молодежи люди, воевавшие на Ближнем Востоке, будут героями. Вспомним, как возвращались из Сирии в Киргизию местные джихадисты. Они собирали толпы приверженцев в мечетях». Малашенко обратился к киргизскому опыту не потому, что тот уникален, а потому, что, по словам эксперта, из других стран Средней Азии до нас доходит гораздо меньше информации.

По мнению заведующего отделом Кавказа Института СНГ Владимира Евсеева, из стран постсоветского пространства события в Сирии и Ираке могут наиболее драматично сказаться на Азербайджане. В последние годы в государстве быстро меняется религиозная структура населения. Растет число суннитов, причем за счет этнических азербайджанцев, около 80% которых исповедует шиизм. Конфликт между двумя ветвями ислама на Ближнем Востоке способен подорвать стабильность и соседнего с Россией государства. «Почитайте суннитские и шиитские форумы в Сети, пользователи не скрывают ненависти друг к другу», – отмечает эксперт. По словам Евсеева, о радикализации части азербайджанских суннитов свидетельствует попытка группы их единоверцев поднять флаг ИГИЛ в Баку в ходе митинга оппозиции 12 октября.

В конце октября с.г. ФСБ провела в Москве спецоперацию по выявлению ячеек ИГИЛ, при этом были арестованы шестеро выходцев из Азербайджана. По данным следствия, исламисты владели автосервисом, доходы от которого направляли на финансирование джихада в Сирии и Ираке. Радикализация работников малого предприятия произошла в течение нескольких последних лет. «Они сошлись с радикалами, отрастили бороды, а были нормальные парни-трудяги», – цитирует агентство «Росбалт» свидетельства тех, кто был знаком с арестованными.

На рубеже октября и ноября с.г. ФСБ взяла в разработку еще одну ячейку сторонников ИГИЛ – в Башкирии. По данным следствия, большая семья, владевшая бизнесом, в течение нескольких лет отсылала доходы от своей предпринимательской деятельности на финансирование террористов Ближнего Востока. Увлечение радикальным исламом закончилось для прозелитов отъездом с родины. Знакомым радикалы сообщили, что они переселяются из страны, в которой нет джихада, в ту, где он идет. Их путь лежал в зону племен в Пакистане.

Участники конференции «Безопасность на Кавказе – в интересах народов региона» сошлись во мнении, что поддержка, оказываемая исламистам ИГИЛ их единомышленниками в разных частях света, не позволяет рассчитывать на быстрое уничтожение террористической группировки. Эксперты назвали и другой фактор, действующий на стороне ИГИЛ: нежелание воевать с движением даже у его врагов. По словам Евсеева, все потенциальные боевые противники исламистов не годятся для этой роли, поскольку она не соответствует их интересам. США не готовы к наземной операции, курды хотят оборонять только свою землю, иракская армия деморализована. ИГИЛ в этой ситуации имеет все шансы закрепиться на занятой им территории, а дальнейшая судьба группировки будет зависеть от успеха ее переселенческой программы, предусматривающей переезд мусульман со всех концов света в Ирак.

Впрочем, именно в этом отношении Ахмет Ярлыкапов занимает скептическую позицию. По его данным, ресурс мусульманских добровольцев для ИГИЛ из России близок к исчерпанию. Радикалы, которые хотели покинуть нашу страну, чтобы воевать на Ближнем Востоке, уже сделали это.

«Западные страны ищут тех, кто готов воевать на Ближнем Востоке, и при этом вспоминают Россию», – подвел итог дискуссии заместитель декана факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. По его словам, в последние недели дипломаты стран НАТО спрашивали у него позицию России по поводу участия Москвы в силовом противостоянии ИГИЛ. «То, что Россия находится под санкциями со стороны их собственных правительств, моих собеседников не смущало», – резюмировал Суздальцев.

Игорь Гашков

03.12.2014

Источник: НГ-религии