В ходе международной конференция «Безопасность на Кавказе – в интересах народов региона», которая состоялась в МИА «Россия сегодня», значительное внимание было уделено угрозам региону со стороны «Исламского государства» (ИГ).

Государство террористов

По словам руководитель сектора кавказских исследований РИСИ Артура Атаева, на примере ИГ впервые виден прецедент, когда террористическая организация становится государством. Это государство осуществляет целенаправленную политику, обращаясь ко всей исламской умме, получает ежедневно 2 миллиона долларов от продажи нефти и готовится ввести на подконтрольных территориях свои деньги.

Он отметил, что глава ИГ Абу Бакр аль-Багдади призвал всех подключиться к строительству Халифата, и этот призыв получил огласку и применение и в странах Южного Кавказа. При этом на картах исламистов ИГ претендует на Южный Кавказ и часть территорий России.

Что касается конкретной угрозы странам региона, то эксперт напомнил об участии граждан Азербайджана и Грузии в боях на стороне ИГ. Он заметил, что ИГ ведет активную пропагандистскую работу в регионе, так как джихадисты готовят для себя социальную базу перед тем, как войти в него, в том числе активно используя соцсети.

В Азербайджане ситуация намного сложнее, чем в Грузии. Там идеологическая и социальная база у джихадистов значительно шире и сильнее. Идет рекрутинг на более серьезном уровне, и он осуществляется, как ни странно это звучит, с помощью НКО. И это с учетом того, что правительство Азербайджана запрещает деятельность даже умеренных исламских партий”, – отметил Атаев.

По словам Атаева, транспортировка азербайджанских джихадистов в Сирию осуществляется по двум путям – через Иран – Пакистан или Турцию. В этой связи он заметил, что Министерство нацбезопасности Азербайджана предпринимает достаточно серьезные усилия в борьбе с радикальными исламистами. Например, в октябре были арестованы 26 участников незаконных военных формирований воевавших в Сирии.

Отложенная угроза

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО Ахмет Ярлыкапов отметил, что призыв Абу Бакра аль-Багдади вызвал в 2013 году на Северном Кавказе рост мухаджирских настроений, как среди воевавших за эмират «Кавказ», так и среди широких кругов салафитов. «ИГ нужно «пушечное мясо», и для вербовки рекрутов накачиваются мухаджирские настроения, в том числе и через интернет. На Северном Кавказе это серьезно восприняли, и сам эмират «Кавказ» признает проблемы в связи с тем, что многие уехали воевать в Сирию и Ирак», – сказал он.

Ярлыкапов сообщил, что доля северокавказцев в ИГ, по данным салафитов, составляет примерно 7–10%, и если даже брать минимальную цифру 20-30 тысяч (а в реальности цифра намного больше), то на стороне ИГ воюет примерно 2 тысячи северокавказцев. При этом он отметил, что кавказцы уезжают воевать в Сирию не только из Северного Кавказа, но и других российских регионов.

«Но мне кажется, что лимит сейчас уже исчерпан, и кто хотел уехать и присоединиться к ИГ уже это сделал, и Северный Кавказ сейчас практически не дает новых участников для этого движения», – добавил он.

Эксперт также заметил, что сейчас наблюдается интересное явление – люди, уехавшие из Северного Кавказа, селятся в Сирии. «Дагестанские власти уже направляют туда людей, чтобы убедить их там остаться. Это может быть очень перспективный способ борьбы, так как будущее возвращение этих людей самая большая угроза РФ», - сказал Ярлыкапов.

Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко подчеркнул, что возвращение исламистов воевавших на стороне ИГ может представлять угрозу для России. «Это отложенная угроза. Если предположить, что общая ситуация в стране будет развиваться в сторону кризиса, что будет раскачивать ситуацию на Кавказе, в этом случае эти ребята станут наконечником копья», – сказал он.

В этой связи эксперт заметил, что, например, вернувшиеся из Сирии в Киргизию исламисты собирают в мечетях Бишкека огромное количество людей.

США не будут ликвидировать ИГ

Заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев скептически относится к возможной победе США и стран коалиции над исламистами. «ИГ никуда не исчезнет. Это не выдумка или миф, это реальность. ИГ в этом году усилилось благодаря Саудовской Аравии, Катару и Турции, которые решили взять власть в Мосуле. Если бы они не договорились, то не факт, что Мосул был бы взят таким образом, и что после этого возникло бы ИГ в том виде, в котором мы видим», – заметил он.

По словам эксперта, в реальности с ИГ на суше воевать некому: иракская армия, состоящая из шиитов, не может, курды не хотят воевать за пределами районов своего проживания, а сунниты, в частности бывшие баасисты, активно содействуют исламистам.

«США имитируют борьбу с ИГ в Сирии, надеясь, что они смогут помочь в свержении Башара Асада, а в Ираке не заинтересованы в борьбе с ним, так как он может стать рычагом давления на Иран. США не заинтересованы в ликвидации ИГ, поэтому оно сохранится», – отметил Евсеев.

К словам эксперта можно добавить, что, якобы борясь с ИГ, США при этом не препятствуют исламистам в торговле нефтью из захваченных месторождений, в которой активное участие принимает их союзник по НАТО Турция. Закрывают глаза американские власти и на ту поддержку, которую оказывали и оказывают исламистам ее союзники в регионе – Турция и арабские монархии Персидского залива.

А без лишения исламистов источников финансирования и снабжения вряд ли коалиции во главе с США удастся одержать над ними победу.

Воевать ли России?

Что касается возможных действий России, то почти все эксперты сошлись на мнении, что ей следует сохранять осторожность в этом вопросе и не таскать каштаны из огня для США, несмотря на желание Вашингтона втянуть Москву в коалицию против ИГ.

“Активизация "русского" фактора в ИГ может быть связана с желанием втянуть Россию в эту авантюру США и его союзников с бомбардировками ИГ, которые не решают никаких целей. Хотят втянуть нас в эту авантюру, так как в реальности воевать с ИГ некому”,- отметил Арешев.

Однако в любом случае России придется так или иначе реагировать на угрозу со стороны ИГ, особенно, если сбудутся прогнозы экспертов, и действия коалиции против исламистов не принесут положительных результатов. В таком случае исламисты из ИГ станут уже не “отложенной угрозой”, а реальным фактором, угрожающим безопасности стран Южного Кавказа, Центральной Азии и северокавказским республикам РФ.

Пока же у России есть время понаблюдать за идущими на Ближнем Востоке процессами издалека и определить план своих дальнейших действий в условиях резких изменений в регионе – развала Сирии и Ирака, создания на их территории “Исламского государства” и независимого Курдистана, а также нарастания конфронтации между суннитами и шиитами.

Причем с учетом общего количества боевиков из разных регионов бывшего СССР, воюющих в рядах «Исламского государства», наибольшая потенциальная опасность грозит государствам Центральной Азии.

Айк Халатян, обозреватель

25.11.2014

Источник: ИАЦ МГУ (ia-centr.ru)