Поступающие в последние недели с Ближнего Востока сообщения со всей очевидностью подтверждают, что "Исламское государство" (ИГ) – военно-политическая группа боевиков салафитов действительно превратилась в серьезную опасность не только для этого региона, но и для всего мира, и борьба с этой террористической организацией выдвинулась на первый план в международных делах.

По данным бывшего директора Национального контртеррористического центра США Мэтью Олсена, численность ИГ из состава местного населения в Ираке и в Сирии составляет 30 тыс. человек плюс 15 тысяч иностранцев. По его словам, "кризис в Сирии и ошибки бывшего премьер-министра Ирака Нури аль-Малики, были главными причинами столь быстрого роста численности террористической организации". Однако на деле причины лежат в и иной плоскости и связаны с многими сложными факторами региональной и мировой политики. Масштабы этой опасности столь велики, что даже меркнут попытки западных политиков и вверенных им СМИ акцентировать внимание на украинском кризисе и "вмешательстве" России.

Провозгласив на захваченных территориях в Ираке и Сирии Халифат, боевики ИГ устанавливают там свои порядки, творят бесчинства, грабят, убивают мирных граждан, захватывают банки, промышленные предприятия, нефтяные установки. Террористы этой группировки продолжают наступление на курдские районы на севере Ирака и грозят захватить основной стратегический пункт Кубани и выйти на границу с Турцией.

После заявления США о проведении бомбовых ударов по местам расположения боевиков в Ираке и Сирии, палачи ИГ казнили двух американцев и одного англичанина. В Алжире исламские экстремисты казнили французского гражданина.

Несколько дней тому назад на филиппинском острове Басилан были похищены два немецких туриста. Ответственность взяла на себя радикальная группировка "Абу-Сайяф", которая открыто объявила о поддержке ИГ, потребовав от США прекратить бомбардировки, а от правительства Германии - выкуп в размере 4.5 млн. евро, пригрозив, что в случае невыполнения этих требований заложники будут казнены.

Из захваченных в районе Сирии и Ирака постоянно приходят сообщения, в том числе в виде кадров в Интернет, о казнях противников ИГ. Угрозы расправы над "неверными" и несогласными продолжаются.

Ныне общим стало мнение, что противодействие этой реальной и нарастающей опасности международному миру и стабильности, своего рода раковой опухоли, требует безотлагательного объединения усилий всех государств. На повестке дня стоит широко обсуждаемый в политических и академических кругах вопрос о путях и средствах нейтрализации и устранения этой угрозы.

Видный арабский журналист Фейсал Аббас, выступая на телеканале "Аль-Арабия", недавно подчеркнул, что для принятия политических решений по этому вопросу, необходимо прежде всего определить и проанализировать причины, которые привели к появлению этого чудовищного явления - ИГ.

Один бахрейнский политолог на проходившей в сентябре с.г. в Дели конференции по Западной Азии высказался в том плане, что "Исламскому государству" нужно отдать небольшую территорию в Сирии и Ираке и договориться с ним о сосуществовании.

Известный французский специалист по Турции Марк Пьерини считает, что, помимо военных методов подавления ИГ, необходима серьезная гуманитарная помощь беженцам и разработка долгосрочной линии Европейского Союза в отношении этой проблемы. Он напоминает, что среди 500 млн. граждан 28 стран-членов ЕС, немногим более 20 млн. - мусульмане. И они, особенно молодежь, весьма подвержены умелой пропаганде, проводимой исламскими экстремистами.

Израильский премьер-министр Б. Нетаньяху, выступая с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, подчеркнул, что иранская ядерная проблема представляет собой куда большую угрозу, чем Исламское государство".

Среди появившихся в СМИ в последнее время многочисленных статей, авторы которых предлагают свои рецепты борьбы с этой "чумой" ХХI века, заслуживает внимания появившаяся в первых числах октября с.г. публикация шейха Мухаммеда Бен Рашида Аль-Мактума, правителя Дубая, вице-президента ОАЭ. Главный тезис этой статьи заключается в следующем: невозможно погасить пламя фанатизма только военной силой, и поэтому надо целенаправленно сосредоточить общие усилия на том, чтобы развенчать, разъяснить несостоятельность идеологии исламских экстремистов, лишить их этого "оружия поражения умов" простых доверчивых людей, которых исламисты затягивают в свои ряды. По мнению автора статьи, в дополнение к военным средствам борьбы необходимы еще три компонента: выиграть битву идей, повысить эффективность государственного управления и серьезно заняться вопросами социального развития. И этого можно добиться только коллективными усилиями всех стран Северной Америки, Европы, Азии, Ближнего Востока, ибо глобальная угроза требует глобального ответа.

"Исламское государство" не признает границ, оно рекрутировало молодых людей восьмидесяти различных национальностей. ИГ не представляет ислам или основные человеческие ценности. Поэтому надо вести с ним борьбу не только как с обычной террористической организацией, но и как с неким воплощением идеологии "инферно, общего зла" которая должна быть разгромлена в интеллектуальной плоскости. При этом опасность исламского радикализма, как представляется, будет в ближайшее десятилетие нарастать, поскольку семена фанатизма зреют и в Европе, и в США, и в Азии. Эта тенденция усилена в последнее время и тем, что предпринятые на волне "арабской весны" - на подъеме политического ислама - попытки умеренных исламистов создать общество справедливости, равноправия, обеспечить подъем жизненного уровня населения потерпели провал. Это подтолкнуло сотни молодых мусульман в различных концах мира, не без активного внушения со стороны радикальных групп, к выводу о том, что реальной справедливости можно добиться только через джихадистские движения. В дополнение к этому, извращенные религиозные мотивы ведут к распространению ненависти и создают тем самым почву для манипуляций волей тысяч отчаявшихся, озлобленных молодых людей.

Идеология "Исламского государства" имеет очень много общего с идеями "Аль-Каиды", той самой, которая смогла произвести страшные потрясения, дестабилизировать обстановку в разных районах мира, и это, начав с небольшой площадки в пещерах Афганистана. Ныне у "Аль-Каиды" есть базы и ячейки в Нигерии, Пакистане, Афганистане, Сомали, Йемене, Северной Африке и на Аравийском полуострове. "Исламское государство" уже захватило выгодный территориальный плацдарм и к тому же широко использует новейшую технологию, финансы и международную джихаддистскую сеть.

Для преодоления идеология ненависти и гнева, получающей все более широкое распространение, необходимо работать с массами, прежде всего с наиболее угнетаемыми и терпящими нужду. Этим, отравляющим сознание идеям ненависти, надо противопоставить просвещенное мышление, открытую дискуссию, толерантность и терпимость, что, по сути, проистекает из основ ислама, который призывает к миру, достойной жизни, общечеловеческим ценностям и доброму отношению к другим. Только сильная идеология, целенаправленная работа, дабы убедить людей в том, что Бог создал нас для того, чтобы улучшить этот мир, а не разрушать его, может остановить молодого человека, готового пожертвовать своей жизнью для "Исламского государства".

Во-вторых, необходимо создание стабильных и эффективных государственных институтов, которые были бы действительно на службе населения. Когда чиновники в учреждениях не могут справиться с законными жалобами, они создают идеальную среду для нестабильности, появления недовольства и, как следствие, идеологии ненависти, и тогда террористические организации заполняют вакуум легитимности.

И, в-третьих, необходимо обеспечить лучшее качество жизни народам региона, создать долгосрочные проекты по искоренению нищеты, улучшению образования и здравоохранения, строительству инфраструктуры, предоставлению реальных экономических возможностей – устойчивое развитие – это самый лучший ответ терроризму.

На Ближнем Востоке более 200 млн. молодых людей. Им нужно дать работу, надежду, направить их энергию на улучшение условий жизни. Иначе они неизбежно окажутся добычей идеологов насилия, ненависти, терроризма. Каждый шаг по созданию новых рабочих мест, повышению уровня жизни означает шаг к искоренению идеологии страха и ненависти, сужает сферу деятельности террористических организаций.

Таково вкратце содержание этой, весьма актуальной и содержательной, на наш взгляд, статьи Мухаммеда Бен Рашида Аль-Мактума, правителя Дубая, вице-президента ОАЭ, которая вызвала большие отклики в арабском и мусульманском мире. Заметим, что в отзывах на нее часто высказывается и мысль о том, без реального участия Сирии и Ирана в борьбе с идеологией ненависти и терроризма все благие призывы останутся лишь на бумаге.

Более 120 видных мусульманских ученых опубликовали письмо, в котором "Исламское государство" называется "неисламским", поскольку ИГИЛ, по-своему интерпретируя шариат, искажает содержание священных книги, даже сам смысл послания Пророка Мухаммеда, действует против самих основ ислама.

Многие арабские обозреватели обратили внимание на комментарий известного американского политолога Фарида Закария в газете "Дейли стар" 13.10.2014 г. Он выступил с резкой критикой телевизионной передачи одного из американских каналов, в которой утверждалось, что мусульманский мир "имеет много общего с Исламским государством, а ислам – это единственная религия, которая действует как мафия: тебя убьют, если ты будешь говорить что-то плохое о ней". "Все религии в своем развитии проходили бурные периоды насилия,- пишет Ф. Закария. - Христианство переболело Крестовыми походами, инквизициями, охотой на ведьм, нетерпимостью к современному государству". В то же время теологи и интеллектуалы выдвигали на первый план идеи толерантности, свободомыслия, гуманизма, и эти идеи постепенно воплощались в жизнь. Так будет и с исламом. Однако ставки в этом идеологическом сражении, особенно сегодня, очень высоки, и борьба за умы и сердца простых мусульман будет сложной и долгой.

Исламское государство и провозглашенный им Халифат - это вовсе не халифат, а попытка играть в политику, используя религиозные средства, - считает известный мусульманский ученый Тарик Рамадан. "Поэтому, - заявил он, вступая по каналу "Аль-Джазира", 12.10.2014г., - улемы должны разоблачать этих диктаторов: их действия не имеют ничего общего с принципами ислама".

Внимательное ознакомление с вышеуказанными и целым рядом других последних публикаций в СМИ безусловно подводит к выводу: проблема экстремизма в исламе становится ныне столь острой, актуальной и повсеместной, что только коллективные усилия всего мирового сообщества, без исключения, могут привести к избавлению человечества от этой угрозы.

Владимир Машин, кандидат исторических наук, политический обозреватель

31.10.2014

Источник: Новое Восточное Обозрение

 

Исламский халифат могут ждать и взлет, и падение

Провозглашение в августе 2014 года на части территорий Ирака и Сирии Исламского халифата явилось для мирового сообщества неожиданностью. Вместе с тем такого развития событий можно было ожидать. Главная причина возникновения халифата довольна проста. После свержения режима Саддама Хусейна в Ираке и начала гражданской войны в Сирии в этих странах образовался вакуум центральной власти, чем воспользовались радикальные исламистские группировки.

Еще в период оккупации Ирака американскими войсками в так называемом суннитском треугольнике к северо-западу от Багдада зародились связанные с "Аль-Каидой" суннитские военно-политические группировки из числа бывших баасистов и военнослужащих Хусейна, позднее объединившихся с частью сирийской вооруженной оппозиции и джихадистами со всего мира в "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ). США и их союзники, свергнув режим Хусейна, разрушили хрупкий этноконфессиональный баланс власти. Составлявшие основу государственности и силовых структур арабы-сунниты были, по сути, выброшены из политической жизни новой элитой в лице представителей арабо-шиитского большинства, что привело к нарастанию шиитско-суннитских противоречий. Вклад в активизацию суннитских группировок внесли и монархии Персидского залива.

В еще более грубой форме осуществлялось вмешательство внешних сил во внутренние дела Сирии. Протестные акции радикальных суннитских группировок против режима Башара Асада открыто поддержали США, их западные союзники, Турция, монархии Персидского залива, Иордания, другие арабские страны. Создавая оппозиционную Дамаску Свободную сирийскую армию (ССА), внешние противники Асада долгое время игнорировали нараставшую мощь радикальных исламистских группировок типа "Джебхат ан-Нусра" и ИГИЛ. Расчет Вашингтона и его сателлитов был прост: использовать джихадистов в качестве ударной силы, свергнуть с их помощью Асада, а там разбираться с радикалами. Однако ИГИЛ, переименованное в "Исламское государство" (ИГ), объединило большинство антиправительственных сил в Ираке и Сирии и открыто заявило о намерениях продолжить джихад по всему миру.

Агрессивные лозунги и боевые успехи, а также жестокие демонстративные казни западных граждан несколько изменили отношение Вашингтона и его союзников к ИГ. Была наспех сколочена коалиция западных стран и монархий Залива, которая приступила к ракетно-бомбовым ударам по позициям джихадистов. Сегодня можно подвести первые итоги этих бомбардировок. Потери ИГ относительно невелики и существенно не влияют на ход военных действий. Боевики быстро приспособились к действиям авиации, прикрываются населением как живым щитом, хорошо маскируются. Вопрос о наземной операции пока не рассматривается. Вашингтон рассчитывает остановить экспансию ИГ руками отрядов ССА, иракских и сирийских курдов и шиитских военизированных формирований. Даже западные эксперты признают, что таким образом война с ИГ может продлиться несколько лет.

Каковы же сценарии дальнейшего развития событий в связи с провозглашением Исламского халифата?

1. Исламскому халифату удастся закрепиться на завоеванных территориях и создать все необходимые структуры исламского государства по типу иранского, но суннитского толка. Такой вариант наиболее вероятен в случае отказа правящей верхушки от крайне радикальных салафито-ваххабитских взглядов в пользу более умеренных и прагматичных. Создание арабо-суннитского государства на границе с Ираном отвечало бы интересам монархий Персидского залива и в какой-то мере – Турции и США. При этом распад Ирака стал бы фактом (Иракский Курдистан, Исламский халифат, Иракский Шиитостан).

2. Продолжение войн Исламского халифата с "неверными" (шиитами, курдами, христианами, умеренными суннитами) в целях расширения территории за счет оккупации новых земель. При этом не следует исключать возможного взятия халифатом Багдада и Дамаска.

3. Значительные потери в живой силе и технике от ударов ВВС коалиции или наземных операций правительственных войск, курдских бригад пешмерга, шиитских военизированных формирований могут вызвать разногласия среди лидеров халифата и привести к расколу этого государства на ряд анклавов, контролируемых полевыми командирами.

Исламский халифат обладает почти неограниченными финансовыми, материальными, людскими ресурсами, современным вооружением и боевой техникой. Надо отдать должное и росту популярности идей радикального ислама, который в условиях упадка морали и ценностей западного мира становится все более притягательной моделью поведения для миллионов мусульман. Существует реальная угроза расползания джихадистов ИГ по всему миру, а также их объединения с ячейками "Аль-Каиды" и движением "Талибан". Последние уже выразили готовность тесно взаимодействовать с халифатом. Естественное распространение ислама как одной из наиболее молодых религий неизбежно касается и его самых радикальных проявлений, которые сродни временам Средневековья и мракобесия.

Что могло бы остановить угрозу превращения Сирии и Ирака в новое Сомали, в полигон перманентной войны джихадистов-ваххабитов с шиитами и другими "неверными", в рассадник угрозы международного терроризма? Заинтересованные государства должны под эгидой ООН создать механизмы урегулирования конфликтов в Ираке и Сирии. В Ираке главной проблемой остается изоляция арабо-суннитского населения. Не наладив отношений между Багдадом и суннитскими провинциями, Исламский халифат победить будет весьма сложно. В Сирии без правительства Асада также нельзя выкорчевать корни исламского радикализма. Дамаск выражал готовность к диалогу с умеренной суннитской оппозицией и курдами, поэтому необходимо возобновить переговоры в Женеве под эгидой ООН.

Эффективность борьбы с Исламским халифатом во многом зависит от способности и желания Вашингтона и западных стран перекрыть каналы переброски боевикам людской, финансовой и материальной поддержки своими региональными союзниками (монархиями Персидского залива), а также исключить контрабандную торговлю халифата нефтью и другими товарами. Блокада и изоляция халифата – непременное условие его разгрома.

Станислав Иванов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО и Института востоковедения РАН

31.10.2014

Источник: Независимая газета