В последние дни иракской армии удалось добиться некоторых успехов в сражениях с ИГИЛ. Самое важное – отряды суннитских исламистов отброшены от Багдада, в том числе от его международного аэропорта и с западных окраин столицы в районе Абу-Грейб. В этих условиях игиловцы в отместку провели в Багдаде серию терактов, что привело к гибели десятков мирных жителей.

Но в целом ситуация несколько стабилизировалась. Основные бои сейчас идут в районе города Кобани на стыке Ирака, Сирии и Турции. Анкара наконец-то разрешила отрядам курдской пешмерги Ирака пройти через турецкую территорию в Сирию, чтобы помочь местным курдам. Одновременно авиация коалиции во главе с США продолжает наносить ракетно-бомбовые удары по позициям ИГ в районе Кобани, хотя они не слишком эффективны. Более того, часть cброшенного американцами оружия защитникам Кобани попала в руки террористов.

Официальный представитель Пентагона контр-адмирал Джон Кирби заявил, что военное ведомство изучает появившиеся видеозаписи. Американские телеканалы опубликовали во вторник видеозапись, которая может служить подтверждением того, что боевики группировки «Исламское государство» перехватили часть оружия, сброшенного авиацией США для защитников сирийского города Кобани. На видео человек в камуфляже и маске осматривает лежащие на земле ящики с прикрепленными к ним парашютами. Коробки наполнены разнообразным боеприпасами, в том числе гранатами и минами. По словам Кирби, в руки боевиков попал груз американских ВВС со стрелковым оружием и боеприпасами. В Пентагоне отметили, что знают о попадании одной партии груза в руки «Исламского государства», и утверждают, что единственный попавший к экстремистам груз «впоследствии был уничтожен ударом с воздуха». Правда, некоторые эксперты отмечают, что американцы сделали это специально, чтобы усилить отряды ИГ и не позволить курдам отбить их наступление. Вашингтону сейчас выгодно сохранение напряженной обстановки там, иначе придется свернуть бомбардировки сирийской территории.

Вместе с тем, иракская армия остается мало боеспособной. Продолжается ее моральное разложение. Наибольшее сопротивление игиловцам оказывают подразделения вооруженной шиитской милиции, созданной бывшим премьер-министром Н.аль-Малики в июне с.г. для защиты Багдада от приближающихся к нему исламистов. Более того, по полученной информации, сейчас шиитские бойцы готовят операцию по освобождению от ИГ ряда районов севернее и северо-восточнее столицы в провинциях Аль-Анбар, Дияла, Салахэддин. Поэтому не исключено, что постепенно начнется зачистка центрального и северного Ирака от исламистских бандформирований собственными силами иракских проправительственных сил.

Самое интересное заключается в том, что наиболее влиятельные шиитские деятели видят главную угрозу Багдаду не в лице ИГИЛ, а от американской «антитеррористической» коалиции. Интересно и то, что поворотным пунктом в ее создании стали уверенные победы шиитских милиций в середине сентября с.г. на северо-востоке и северо-западе Ирака, которые позволили освободить города Амерли и Тель-Афар. В результате, впервые за последнее время объединились все иракские милиции: «корпус Бадр», «Асаиб Агль аль-Хакк», «Хизбалла» и т.д.. В тот период в сентябре с.г. они могли освободить даже Мосул, поскольку игиловцы были брошены на столицу и провинцию Аль-Анбар, но иракское правительство не разрешило эту операцию по непонятным причинам. Видимо, именно тогда в Вашингтоне поняли, что объединившиеся шииты вновь становятся доминирующей силой Ирака и способны разгромить ИГ, особенно при помощи Ирана и без американцев. Это ускорило действия США по сколачиванию коалиции, в которую вошли суннитские монархии Аравии и Иордании. То есть в реалии американская коалиция – это фактор сдерживания шиитов, а не эффективный инструмент борьбы с ИГ. Что лишний раз подтверждает антишиитский настрой Вашингтона в глобальном противостоянии шиитов и суннитов. И давление США на нынешних переговорах с Ираном по его ядерной программе только доказывает это предположение. Кроме того, коалиция позволяет Вашингтону «направлять» действия ИГИЛ, например, не позволяя исламистам наступать на позиции прозападного и произраильского иракского курдского лидера М.Барзани. Одновременно страны НАТО начали поставлять ему крупные партии оружия. И, как видно, ИГ не идет против Барзани, а воюет только с курдами Сирии, которые не рвут отношений с Дамаском.

Становится все более ясным, что ИГИЛ и его наступление в Ираке и Сирии – не что иное как порождение США и Израиля, которые всячески противодействуют усилению роли шиитов в регионе. Одновременно ИГ используется для развала государственности САР и Ирака, что отвечает интересам Америки, еврейского государства и суннитских монархий Аравии. Ведь ослабление шиитов в арабских странах неизбежно ведет к ослаблению влияния Ирана на Ближнем Востоке, срывает планы по созданию «шиитской дуги» в противовес «суннитскому полумесяцу» в регионе. По имеющейся информации, Эр-Рияд щедро оплачивает осуществление «Исламским государством» возложенных на него задач по противостоянию шиитам. Так что вполне можно согласиться с теми экспертами, в том числе американскими, что ИГ создано и активно используется для борьбы против Ирана для подчинения Тегерана американской политике. Кроме того, КСА оплачивает воздушные операции США и их союзников. Причем частично эти расходы заставят погасить и Ирак – через иракский счет в федеральном резервном банке Нью-Йорка на основании соглашения о совместной обороне, подписанного еще Н.аль-Малики.

Главное, чего опасаются шиитские деятели в Ираке – размещение американских сухопутных войск на территории страны. Пока что шииты мирятся с наличием американо-иракского военного комитета, в который входят премьер-министр Х.аль-Абади и секретарь совета безопасности Ф.Файяд, а также несколько сотен американских военных советников. Не исключено, что, если США попытаются увеличить свое военное присутствие, шиитские милиции окажут этому вооруженное сопротивление. Шииты не хотят «повторной» оккупации США. Между тем, положения секретных соглашений о совместной обороне между Ираком, США и Великобританией от 11 сентября 2011 года разрешают направление в Ирак англо-американских войск без предварительного обращения иракской стороны, а лишь с согласия Багдада.

В любом случае, сейчас угроза распада Ирака существенно уменьшилась, хотя федерализация страны в рамках трех анклавов – шиитского, суннитского и курдского – вполне возможна. Многое будет зависеть от того, как быстро правительство в Багдаде может восстановить свою военную мощь и нанести решающий удар по ИГ.

Петр Львов, доктор политических наук, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

24.10.2014

Источник:ru.journal-neo.org