Демонстрация казни, организованная боевиками ИГИЛ, повергла в шок большинство из телезрителей. О жестокости террористов, воюющих на Ближнем Востоке за создание своего государства - халифата, наслышаны все. Чиновники силовых органов Кыргызстана уже не скрывают, что там, в Сирии, воюют и наши граждане. Сколько их - никто сказать не может. Предполагают, что около сотни. Эксперты бьют тревогу - наших соотечественников вербуют. Кыргызстанцы едут на чужую войну, потому что их привлекают обещанные гонорары. Но страшна не попытка «заработать» таким способом. Гораздо опаснее идеологическая составляющая. Сегодня эксперт Кадыр Маликов отвечает на вопросы ИА «24.kg».

- Террористическое движение ИГИЛ, жестокое и беспощадное, уже никто спорить не будет, гораздо опаснее, чем те же боевики «Талибана» или «Аль-Каиды». Или я ошибаюсь? Что это за организация, кто эти люди?

- ИГИЛ - исламское государство Ирак и Левант (охватывающее географически Сирию, Ливан, Ирак, Иорданию, то есть страны Ближнего Востока). Организация возникла в Ираке сравнительно недавно - в годы американской военной оккупации в 2003-м - на основе филиала «Аль-Каиды» в Ираке. В процессе ее участия в конфликте в Сирии стала называться как исламское государство Ирак и Левант и уже затем с распространением своего контроля над территорией севера Ирака и части Сирии и объявлением халифата получила название ИГИ (исламское государство Ирак).

Идеология ИГИЛ ультрарадикальная, террористическая, джихадистско-такфиритская (то есть обвиняющая в неверии или заблуждении всех, кроме себя, приветствует применение насильственных методов под лозунгами джихада) и хариджитская (выход против большинства мусульман, властей). Сегодня ИГИЛ признана всеми мировыми, как суннитскими, так и шиитскими, учеными ислама сектой.

В их идеологии предельно все примитивно: белое и черное, «Кто не с нами, тот против нас».

- Без 50 оттенков серого?

- Все сложнее. В ИГИЛ все просто: если ты не считаешь того, кому вынесен приговор (речь о верующих мусульманах), что он стал кафиром, то ты сам кафир. А кафира можно убивать, грабить и брать в рабство. Исламские правовые школы ИГИЛ не признает. Она не считает необходимым толкование Корана. Это и есть все проявления сектантства. У них свои улемы, других они не признают.

ИГИЛ - это мутант. «Талибан» воюет в горах, «Аль-Каида» уже призрачная, а ИГИЛ - это и географическая территория, где есть не только идеология, построенная на насилии, но и свой пряник - строительство государства.

- Все, что вы перечисляете, вызывает ужас у цивилизованного человека...

- ИГИЛ, организуя массовые казни, выдает пособия для бедных, осуществляет социальные программы, чинит дороги, торгует на «черном рынке» нефтью, рабами. У этой организации есть финансы, современное американское оружие, среди ее членов высокообразованные радикальные выходцы из стран Европы (химики, инженеры), Африки, Азии.

- А как реагируют на ИГИЛ в той же «Аль-Каиде»?

- С первых же дней своего участия в конфликте в Сирии ИГИЛ вызвала определенные подозрения и неприятие ее методов среди почти всех джихадистских организаций, воевавших против Башара Асада. Дело в том, что ее члены не столько даже воевали с правительственными войсками, сколько с самими группировками, - за контроль над территориями, убивали других полевых командиров. Есть и многочисленные факты расстрела мирных жителей, имама мечети, и все это без шариатского суда. Просто так: взять и убить. При этом члены ИГИЛ легко могут обвинить кого угодно в чем угодно.

Даже «Аль-Каида» осудила их действия и не признает их легитимность.

Жестокость, насилие, массовый террор, массовые казни без судебного шариатского разбирательства, обвинение в неверии, предательстве, да по любому поводу, даже верующих мусульман-суннитов, ученых-улемов, имамов - всех, не согласных с их идеологией и пониманием ислама, сегодня это и есть лицо ИГИЛ.

- А зачем ИГИЛ проводит массовые казни и тем более демонстрацию насилия в Интернете? Для устрашения?

- Самое интересное, что тактика ИГИЛ совпадает с современными разработками асимметричных войн, где во главу угла ставятся боевые действия, зачистки с целью привести как можно к большему числу жертв среди мирного населения, массовым перемещениям людей, потоку беженцев, в общем, к гуманитарной катастрофе, управляемому хаосу. Схожий сценарий мы видим сегодня на Украине.

Все это осуществляется как раз путем террора, массовых казней, публичных убийств, на телекамеру. Другой целью, возможно, является дискредитация ислама как религии мира и милосердия. Чтобы потом все шарахались от одного слова «шариат». СМИ, и особенно Интернет, играют очень важную роль в этой войне символов, идей и ценностей. Согласитесь: благодаря СМИ уже фраза «Аллах акбар», и в голове у многих всплывает картинка не призыва к намазу, а сцена терроризма или жестокости, происходит подмена понятий в эсхатологии ислама. Так как в исламе (как и в христианстве, иудаизме) есть понятие признаков приближения Антихриста...

- Почему граждане Кыргызстана и Центральной Азии едут в Сирию и Ирак? И как вербуются новые сторонники ИГИЛ?

- Главная причина выезда молодежи для участия в конфликте в Сирии или Ираке - это все-таки идеология, которая заражает как вирус, если нет защиты. Низкий уровень знаний о сути и целях ислама, культуре и его истории. Низкий уровень светского образования, способность анализировать и мыслить, упадок культуры. Социальная несправедливость, двойные стандарты в политике, несправедливость судебной системы. То есть кризисное состояние, переходный период, который мы все переживаем. Вот на этом фоне идет зомбирование в основном через Интернет. Работают профессионалы. При этом учитывается все: психология молодежи, невежество, желание подражать, гнев, страх, идеализация...

Обычно молодой человек, ищущий информацию об исламе, роется в Паутине. Он, естественно, сталкивается с самой разной, часто противоречащей друг другу информацией. Часто на сайтах есть рубрика «Задай вопрос улему». Любопытную молодежь часто притягивает информация не просто о намазе или правилах омовения, а «интересная», с искренними словами о несправедливости, героизме муджахидов в борьбе с мировым порядком, например. То есть молодежь нужно зацепить. Зацепили? Через пару месяцев, считай, вирус подхвачен. Затем ищет своих единомышленников в мечети, в Интернете. Вот вам и первая ячейка, в которой есть самый знающий или опытный. Идут сбор материалов, поиск учителя, проводятся занятия, пока на дому.

Последователи и приверженцы ИГИЛ используют массированную пропаганду, вырывая из контекста аяты из Корана, манипулируя такими понятиями, как борьба с несправедливостью, есть только Мы и Они. Создается великая иллюзия, где все путается. Это и есть великая смута и испытание для всего человечества.

Посмотрите, ведь в СМИ идет поток информационного насилия (Украина, Сирия, Ирак, Палестина, Афганистан). Насилие, массовые убийства и войны становятся простой обыденностью дня.

- Сколько граждан Кыргызстана и ЦА сейчас воюет в Сирии и Ираке?

- Все данные приблизительные. Никто не может сказать о точном числе. Нет возможности эти сведения перепроверить. Согласно разным неофициальным арабским, турецким, западным экспертным оценкам, сейчас в Сирии и Ираке воюют от 170 до 300 граждан КР. Есть там и граждане Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. Возможно, цифры или завышены, или занижены. Но не это важно. Считать надо - не сколько человек уже там, а насколько быстро может распространиться процесс такфиризма. Надо учитывать прежде всего тех, кто работает здесь под идеологией такфиризма. Механизм секты как сетевой маркетинг: работает и вглубь, и вширь. Тем более уже есть граждане и у нас, и в других странах ЦА, кто, не выезжая, принес присягу ИГИЛ через интернет-переписку, Скайп, и теперь представляет ИГИЛ у нас.

- В общем, возвращение кыргызстанцев, ставших в Сирии боевиками, опасно для нас?

- Не все выехавшие в Сирию или Ирак вернутся. Из живых вернутся прежде всего те, кто разочаровался в ИГИЛ. И здесь важна поддержка государства в реабилитации раскаявшихся. Поэтому важно объявить об амнистии для тех, кто хочет возвратиться с определенным сроком для размышления. А неисправимый приедет тайно и будет создавать ячейки. Вряд ли его переубедишь. Он дал присягу.

- Какие меры надо принять нашим силовикам, чтобы упредить опасность и минимизировать вербовку?

- В борьбе с терроризмом, радикализмом побеждает, скорее, не оружие, а просвещение и знания. Это длительный процесс. В идейном противодействии радикальным идеям важен комплекс мер: поддержка интеллектуального ислама путем просвещения молодежи, сильное светское образование в школах, университетах, развитие культуры, духовности, социальная и политическая справедливость.

Нужно убирать вакуум: бездуховность, невежество, низкую культуру, несправедливость системы, избирательность законов, расизм, целенаправленное разделение по нациям, богатых и бедных, светских и верующих. Приведу простой пример. У нас каждый год поднимают вопрос хиджаба, и дискуссии носят отнюдь не безобидный характер. Вопрос уже переходит в идейное и политическое русло. Это очень опасно, так как может радикализировать верующих. Сейчас нам нужно сохранить стабильность и мир на переходном этапе. Необходимы диалог и взаимное уважение, понимание чувств верующих и неверующих, светских и религиозных. К сожалению, процессы в глобальном масштабе идут очень быстро, общество и государство еще не понимают всю глубину и не успевают реагировать.

- А имамы мечетей разве могут оставаться в стороне?

- Хотел бы обратиться к ним, а также к ученым-улемам. Сейчас в Интернете некоторые радикальные такфиритские шейхи распространяют призыв к джихаду наших девушек. Также была выпущена религиозная фатва «Нике джихад» - по сути, о временном браке, когда разрешается без спроса родителей девушкам-мусульманкам выезжать в Сирию и Ирак с целью заключения брака с боевиками, по очередности - в случае гибели первого мужа. Это полностью противоречит сути ислама. В Кыргызстане уже есть случаи выезда наших девушек в Сирию. И вербовка их продолжается.

Теологи, имамы, улемы несут ответственность за защиту исламских ценностей через просвещение паствы, выступая против деструктивных течений и идеологий. Также вся община несет ответственность перед Богом за безопасность своих имамов и ученых-улемов, выступающих против идеологии терроризма.

Хочу обратиться ко всем лидерам религиозных конфессий, особенно Русской православной церкви, и призвать морально поддержать мировую общину мусульман, проявить солидарность с ними в защите истинных исламских ценностей и против навешивания ярлыков и целенаправленного привязывания ислама к терроризму.

30.09.2014

Источник: 24kg.org