Группировка ISIS энергично борется за власть над исламским миром и ставит под угрозу все американские связи в регионе. Дела c Ираком у США выглядят не самым лучшим образом – и все благодаря деятельности группировки «Исламское государство Ирака и Шама», которая демонстративно-показательно разваливает результаты американской политики на Ближнем Востоке за последние десять с лишним лет. Владислав Владимиров дает информативный обзор на предмет того, что же такое ISIS и каковы его планы на ближайшее время. Планы, надо сказать, самые серьезные…

«Исламское государство» – такое название с 29 июня 2014 года приняла, провозгласив на своей шуре (собрании командиров) создание нового «Халифата», уже ставшая знаменитой группировка «Исламское государство Ирака и Шама» (The Islamic State in Iraq and al-Sham, ISIS).

Это образование, по сути, полностью экстерриториально. Состоит оно из общин салафитов в десятках стран, готовых выставить на джихад в нужную точку мира десятки тысяч хорошо подготовленных и мотивированных бойцов.

В 2000-е годы, когда «Исламское государство» только оформлялось и временно приняло форму иракского филиала «Аль-Каиды», эти бойцы воевали в Междуречье, в 2011 году – в Ливии, во время восстания против Каддафи, а затем – в Сирии.

В рядах войска нового «Халифата» – моджахеды не только из всех стран Ближнего и Среднего Востока, но и с Дальнего (например, индонезийцы), с Кавказа и из многих стран Западной Европы.

Джихадисты очень умело используют Twitter, создав в нем из сотен аккаунтов настоящие онлайн-каналы по пропаганде своей идеологии и действуя не хуже творцов пресловутых «цветных революций».

Нынешние «владения» этого «Халифата» – не более чем захваченная ими территория, что-то наподобие квазигосударств протестантов в Западной Европе XVI-XVII веков, в которые тут же мигрировали, зачастую с семьями, их единоверцы из других стран. Сравнение это актуально и в том плане, что салафиты, как и описанные Проспером Мериме гугеноты, с особым рвением «вычищают» занятую ими территорию от того, что определяется ими как «идолопоклонство» (например, взрывают почитаемые местными жителями надгробия и мавзолеи суфийских шейхов).

С традиционным для тех стран исламом новый – «чистый» и апеллирующий к образцам эпохи «праведных халифов» (VII век) имеет мало общего. Для иноверцев же (христиан, иудеев, езидов, да и для шиитов) места в новом «Халифате» вообще нет – их изгоняют десятками тысяч, «переформатируя» тем самым территорию до состояния tabula rasa.

Такая судьба, как недвусмысленно заявляется на интернет-ресурсах движения, должна постигнуть все страны Ближнего Востока. «Исламское государство», таким образом, – это аналог Агента Смита, ставшего после системной ошибки Матрицы главной угрозой для ее существования, «стирая» с таким трудом выстроенный ею мир.

Экстерриториальность нового образования и представляет собой главную угрозу для региональной политики США, причем не только в Ираке, но и во многих других странах, где действуют радикальные исламские группировки, уже принявшие присягу верности (байат) новому «халифу» и оформившиеся, соответственно, как его подданные.

Например, группировка «Ансар аш-Шариа» (Приверженцы шариата) в Ливии, тесно связанная с одноименной в Тунисе, в 2012-2013 годах создала в подконтрольных ей городах Бенгази и Дерна базы для подготовки боевиков. Далее они отправлялись на «джихад» в Сирию (число одних лишь тунисцев, проследовавших таким образом воевать против Башара Асада, оценивается не менее чем в 2 тысячи). В последних числах июля группировка захватила власть в Бенгази и заявила о создании в регионе исламского эмирата. То есть, местного полуанклава «Халифата», главе которого ливийские и тунисские салафиты уже ранее принесли присягу.

«Ансар аш-Шариа» – это те самые исламисты, которые 11 сентября 2012 года взяли штурмом консульство США в Бенгази, расправившись с его сотрудниками, и, в том числе, с находившимся там американским послом в Ливии Кристофером Стивенсом.

Примерно в тех же числах боевики группировки «Джабхат ан-Нусра», носившей статус легитимного филиала «Аль-Каиды» в Сирии, но после ряда столкновений с «Исламским государством» признавшей его приоритет, прорвались в Ливан и захватили пограничный город Эрсаль. Потенциал к прорыву внутри страны у исламистов есть. В июне 2013 года в порту Сайда уже вспыхнуло восстание, устроенное местной общиной салафитов во главе с шейхом Ахмедом аль-Асиром, в ходе которого, что немаловажно, погиб один из полевых командиров «Джабхат ан-Нусры». 4 августа 2014 года, синхронно с боями в Эрсале, шествие под знаменами «халифата» прошло по улицам сирийского Триполи.

Не надо объяснять, какое значение для США может иметь прорыв армии джихадистов к Средиземному морю и к границе с Израилем. Волнует это и их союзников в регионе.

Как сообщил 5 августа бывший ливанский премьер-министр Саад Харири, прибывший в резиденцию саудовского короля в Джидде, тот выделил Ливану 1 миллиард долларов на борьбу с вторгшимися в страну исламистами. Это понятно, ведь следующая цель джихадистов в регионе – Две Святыни, Мекка и Медина, почетный титул «хранителя» которых носят с 1930-х годов короли из династии Саудов.

Как сообщила 2 августа газета The Times со ссылкой на свои источники в силовых структурах королевства, войска «Халифата», к тому времени занявшие населенную суннитами иракскую провинцию Анбар, готовятся оттуда прорваться к Мекке, дабы утвердить там власть своего «халифа».

О намерении взять под свой контроль главную святыню ислама исламисты недвусмысленно заявляли и ранее – в марте в одном из аккаунтов «Исламского государства Ирака и Шама» в Twitter появился коллаж, где Кааба обернута во флаг джихадистов.

Если Абу Бакру аль-Багдади удастся то, чем угрожал Эр-Рияду в 1990 году Саддам Хусейн, то исламский мир изменится уже бесповоротно. Рычаги управления им выпадут из рук Вашингтона.

Владислав Владимиров

15.08.2014

Источник: http://terra-america.ru/proekt-halifat.aspx