Экстремистская группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) создала женские вооруженные формирования, цель которых – следить за соблюдением шариата на захваченных территориях. Об этом стало известно со слов представителя радикалов Абу Ахмада. Отряды исламисток получили право вмешиваться в частную жизнь женщин Сирии и Ирака, применять телесные наказания и при необходимости арестовывать «нарушительниц закона».

Согласно сведениям ресурса Syria Deeply, женская полиция нравов, известная еще как «Бригады Аль-Хансаа», совершает рейды в школах сирийского города Ракка, который считается неофициальной столицей исламистов. Фундаменталистки проверяют, насколько паранджа, которую обязаны носить ученицы, соответствует установленным требованиям и не является ли одежда слишком открытой, сообщает автор материала Ахмад Аль-Бари.

Сведения о формировании женских отрядов ИГИЛ стали появляться еще в феврале с.г. – до того, как исламисты предприняли наступление на Ирак. По сообщению Аль-Джазиры, первоначально «Бригады Аль-Хансаа» создавались, чтобы помешать инфильтрации противников радикалов на захваченную теми территорию. В прошлом случалось так, что соперники ИГИЛ направляли в Ракку эмиссаров, переодетых представительницами прекрасного пола. Жесткие порядки, установленные ИГИЛ на захваченной территории, облегчали эту задачу: радикалы требуют от женщин носить не только традиционное платье с рукавами, но и никаб и перчатки. Для посторонних, таким образом, остаются открытыми только глаза.

Осознав, что мужчины проникают в Ракку, переодевшись женщинами, исламисты создали соединения, задача которых заключается в том, чтобы обыскивать представительниц слабого пола, пытающихся въехать в город. Со временем в ИГИЛ сочли, что полномочия новых формирований должны быть увеличены. Абу Ахмад заявил: «Джихад – это не только мужское дело. Женщины должны принимать в нем участие наравне с мужчинами». «Мы создали женские формирования и дали им полномочия препятствовать смешению мужчин и женщин», – добавил он.

По сообщению арабских СМИ, к настоящему времени ИГИЛ предоставило в распоряжение исламисток оружие и транспортные средства, при помощи которых «Бригады Аль-Хансаа» совершают патрулирование Ракки. Как утверждает ресурс Syria Deeply, исламистки следят за тем, чтобы девушки не прогуливались по городу в одиночестве. Нарушительницам этого правила грозит задержание, в ходе которого у них проверяют знание основ религии и молитв. «Женщины из патруля стали кричать на меня. Они схватили меня и отвезли в пункт задержания. Никто даже не сообщил мне причину моего задержания. Одна из женщин наставила на меня автомат. Потом она стала спрашивать, что я знаю о посте и хиджабе», – рассказывает одна из пострадавших, местная уроженка Зейнаб. Среди полномочий, возложенных на «Бригады Аль-Хансаа», свидетели называют исполнение любых наказаний в отношении женщин, в частности порку провинившихся. Так, за ношение паранджи из «слишком» просвечивающей ткани и заколок для волос учащиеся одной из школ Ракки получили 30 ударов плетьми, нанесенных им представительницами слабого пола.

Развертывание деятельности фундаменталистской полиции нравов на территориях, захваченных ИГИЛ, сопровождается притоком женщин, желающих принять участие в джихаде. Нередко в распоряжение исламистов прибывают семейные пары, в которых супруга выражает желание сражаться вместе с мужчинами. По сообщению ресурса Al-Monitor, для многих фундаменталистских командиров в Сирии стремление женщин принимать участие в джихаде становится проблемой. «Надо мной будут смеяться. Мне скажут: у тебя что, парней, что ли, нет?» – делится сомнениями один из командиров. Вполне вероятно, в ИГИЛ рассматривают создание женских отрядов как решение проблемы. СМИ стало известно, что наряду с «Бригадами Аль-Хансаа» фундаменталисты сформировали еще одно боевое соединение исламисток, уполномоченное следить за нравственностью – «Умм Райан».

Другое объяснение действий ИГИЛ может быть связано с тем, что исламисты стремятся к созданию общественного порядка, основанного на радикальной интерпретации мусульманской религии. В начале с.г. чеченский командир группировки Умар аш-Шишани, настоящее имя которого Тархан Батирашвили (подробнее о нем в «НГ» от 03.07.14), заявил, что его единомышленники добиваются «перевоспитания» жителей Сирии, которое возможно осуществить посредством введения строгих исламских норм. «Когда мы только приехали сюда, то увидели здесь народ, не знающий ислама, но в последние 7–8 месяцев видим, как все сильно потянулись к религии», – заявляет террорист.

Навязывание перемен в образе жизни женщин представляет для исламистов важную задачу. Еще в январе с.г. радикалы запретили представительницам слабого пола разговаривать на улицах. «Тем сестрам, кто станет нарушать предписания шариата, будет вынесено предупреждение. Упорствующие по истечении трехдневного срока понесут наказание, которое с ними разделят их защитники-мужчины», – говорилось в заявлении исламистов.

Давление ИГИЛ на женщин сопровождается слухами о распространении на территории, контролируемой этой группировкой, практики «сексуального джихада». Противники исламистов утверждают, что речь идет о принуждении женщин к интимным отношениям. Со слов источников, близких к самим фундаменталистам, происходящее можно понять как навязывание жительницам Ракки браков с боевиками. Радикалы ходят по домам в захваченном городе, требуя у местных жителей, чтобы те сообщили им о наличии у них дочерей. По ряду сведений, отцы семейств в Ракке нередко соглашаются на предложения бойцов ИГИЛ в надежде повысить свой социальный статус. Вместе с тем зафиксированы случаи бегства девушек из города, считающих, что «сексуальный джихад» несовместим с сирийскими традициями.

Как утверждает ресурс Syria Deeply, значительная часть сотрудниц женской полиции нравов – иностранки, что тоже создает напряжение в их отношениях с местными жительницами. С другой стороны, именно отсутствие родственных связей в сирийском городе позволяет воительницам быть бескомпромиссными в исполнении наказаний.

Игорь Гашков      

07.08.2014

Источник: НГ-Религии