Преступление 31 октября в Нью-Йорке, когда грузовик, за рулём которого находился 29-летний выходец из Узбекистана Сайфулло Саипов, было совершено в разгар Хэллоуина, этого Нового года сатанистов, и сразу попало в статистику террористических актов, заняв в ней соответствующее место. Американские СМИ сообщили, что это второй по величине потерь (8 убитых, более десятка раненых) террористический акт в Нью-Йорке после атаки на небоскребы-близнецы 11 сентября 2001 года, которая была использована как повод к вторжению США в Афганистан. Так СМИ дали первый толчок параллели «Афганистан – Узбекистан»…

«Нью-Йорк таймс» написала, что «рядом с грузовиком» следователи сразу обнаружили записку на арабском языке, которая указывала на принадлежность преступника к «Исламскому государству». Записка, надо понимать, появилась для того, чтобы никто не сомневался, откуда проистекают угрозы Соединённым Штатам. Много писалось, что Сайфулло Саипов приехал в США в 2010 году по грин-карте, которую выиграл в лотерее; сообщали, что в телефоне Саипова нашли весь агитационный набор ИГ, речи аль-Багдади, скачанные из Интернета. А президент Трамп призвал к смертной казни террориста.

Объявили также, что Узбекистан может быть включен в список стран, чьим гражданам запрещено въезжать в США (об этом сообщила журналистам 1 ноября пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс). Сотрудники ФБР допросили 32-летнего выходца из Узбекистана Мухаммадзоира Кадырова, которого разыскали в связи с делом Сайфулло Саипова. Пересчитали узбекскую общину в США, ещё раз зафиксировали, что «на Манхэттене живут 25-30 тысяч мусульман – это самая высокая концентрация мусульманского населения в Нью-Йорке». Однако больше всего американские (и британские) СМИ сосредоточились на том, что людей в Нью-Йорке давил на грузовике человек из Узбекистана. В эти дни в СМИ можно было встретить и такие выражения: «Рука Ташкента», «Узбекский террор»

Сразу после трагического события Би-би-си разместила материал «Почему Узбекистан», в котором старательно разъяснялось: «Идеи “Аль-Каиды” и “Исламского государства” нашли отклик в сердцах многих молодых узбеков. А для тех, кто попал под влияние джихадистских групп, уже не так важно, где они сейчас находятся – в Москве, Нью-Йорке или Стамбуле…» В статье, между прочим, сообщалось, что за последние два десятка лет миллионы обедневших узбеков уехали в Россию. Что правительство Узбекистана рассматривало ислам как потенциальную угрозу и старалось держать религиозную жизнь граждан под строгим контролем; у многих из них не было возможности изучать ислам на родине, и это сделало их легкой добычей для вербовщиков террористических группировок за рубежом (странная логика: Каримов ограничивал у себя ислам, поэтому узбекские эмигранты приняли радикальную его версию. А в Саудовской Аравии, давшей миру бен Ладена, тоже «ограничивают ислам»?). 

По информации той же Би-би-си, помимо записки на месте преступления, рассказавшей дознавателям, что Саипов действовал в интересах «Исламского государства», он попросил вывесить в его больничной палате флаг «Исламского государства». Сообщили также, что этот поклонник ИГ собирался якобы вернуться в Узбекистан. 

Американские СМИ сходу запустили в оборот понятие «Узбекистан Сайфулло Саипова», а «Нью-Йорк таймс» сообщила: Саипов уже признался, что он принял решение совершить теракт под влиянием Аль-Багдади, прослушав одну из воспламеняющих речей этого лидера ИГ, который как бы персонализирует связь ИГ с «Аль-Каидой». Здесь уже рукой подать от стереотипа «Узбекистан Сайфулло Саипова» до стереотипа «Афганистан Усамы бен Ладена».

Британские журналисты в некотором отношении даже превзошли американских коллег. The Sun (Лондон) разместила статью под заголовком «Экспортируя террор: как Узбекистан стал питательной почвой фанатиков, наносящих удары по всему миру…». И тут же британская газета дала карту-схему с подписью: «Как Узбекистан стал главным экспортёром джихадистского террора. Радикалы из Узбекистана в последние годы развязали террор по всему земному шару».

А две недели спустя после группового убийства, совершённого Cаиповым, The Wall Street Journal опубликовала статью, из которой можно было заключить, что на основании трагедии в Нью-Йорке 1 октября в американскую разработку попал не только Узбекистан, попала вся Средняя (Центральная) Азия: «Правительство Соединённых Штатов, – говорилось в статье, – апробирует новую стратегию противодействия пропаганде «Исламского государства» в Средней Азии как благодатной территории для формирования групп боевиков и месте происхождения человека, который атаковал Нью-Йорк в прошлом месяце». После чего информационное агентство «Фергана.ру», изложив эту статью, в редакционной шапке оповестила: «США будут бороться с пропагандой экстремизма среди трудовых мигрантов в России, Казахстане и Турции».

Частью новой стратегии такой борьбы является подготовка радиостанциями «Свобода/Свободная Европа» специальных программ на языках народов стран Средней Азии для населения этих стран об опасности связей с ИГ. Такие передачи начнутся уже с января 2018 года; WSJ объясняет срочность действий тем, что Сайфулло Саипов, убивший в Нью-Йорке 8 человек, родом из Узбекистана – «страны, которая стала главным источником набора боевиков «Исламского государства». Ни малейших оснований своему утверждению о том, что Узбекистан превратился в «главный источник» всемирного терроризма под флагом ислама, американское издание не приводит (и не может привести, ибо таких оснований нет), но голословно утверждает, что «в последние годы бывшие советские республики стали координационным центром рекрутирования боевиков ИГ в Сирии и Ираке»; якобы в этих двух странах общее количество граждан государств Средней Азии, пополнивших ряды ИГ, уже составляет 8700 человек. 

А самое главное, наверное, состоит в том, что всё это подозрительно напоминает информационную операцию по подготовке переноса центра тяжести пресловутой борьбы США с «глобальным терроризмом» из Афганистана и с Ближнего Востока в Среднюю Азию.

Игорь Шумейко

17.11.2017

Источник: Фонд стратегической культуры