С 2004 года 1 сентября в Северной Осетии — это не только радость в честь Дня знаний. Это очередная годовщина трагедии в школе № 1 города Беслан. Рано утром 1 сентября 2004 года террористы из группировки Шамиля Басаева и кувейтского ваххабита Абу Дзейта вошли через Ингушетию в Беслан, добрались до центра города, где была расположена школа № 1 и взяли в заложники собравшихся на праздничную линейку учеников, их родителей и школьных работников. До 3 сентября, когда в результате штурма спецназом ФСБ заложники были освобождены, а террористы ликвидированы, в заложниках у ваххабитов находились 1128 жителей Беслана.

Спортивный зал, где в течение двух с половиной дней томились заложники, стал для Беслана лагерем смерти в центре города. Заложникам не давали пить и есть, ходить в туалет. Всего в результате теракта погибли 333 человека, получили ранения 783. Пережившие бесланский ад бывшие заложники до сих пор окончательно не оправились от последствий трех сентябрьских дней 2004 года.

В первые дни теракта считалось, что среди террористов — только арабы-наемники, чеченцы и ингуши. Впоследствии выяснилось, что школу захватила интернациональная террористическая бригада, где, в частности, был русский мусульманин Владимир Ходов (по матери Семушкин) — уроженец Украины, переехавший потом с матерью в Северную Осетию. Ходов отличался особой жестокостью по отношению к заложникам. EADaily ранее сообщало, что в «интербригаде» Басаева — Абу Дзейта — Нурпаши Кулаева были бывшие шакирды скандально известного медресе «Аль Фуркан» в городе Бугуруслан Оренбургской области. Через «Аль Фуркан» прошли представители почти всех национальностей бывшего СССР, основано медресе было не какими-то эмиссарами «Имарата Кавказ», а сопредседателем Совета муфтиев России Исмаилом Шангареевым.

С момента трагедии в Беслане прошло 12 лет. На месте школы теперь мемориал с православным храмом в честь Новомучеников и исповедников Российских (в обиходе «Храм Новомучеников Бесланских»). Но очень многое из тех событий еще нуждается в дополнительном и тщательном расследовании. Так в интервью EADaily сказал осетинский политолог Алан Салбиев.

Алан Тасолтанович, как Вы оцениваете итоги расследования причин трагедии в Беслане в течение этих 12 лет? Можно ли считать Бесланское дело закрытым?

— Расследование причин трагедии в Беслане не всегда велось объективно и профессионально. Много «неудобных» моментов было нивелировано, и я уверен, что в будущем следствие будет не раз возвращаться к этой теме. Бесланское дело нельзя считать закрытым ровно до тех пор, пока есть вопросы без убедительных исчерпывающих ответов, основанных на фактах. И без правильных выводов о причинах трагедии мы рискуем допустить подобное вновь.

— Если теракт в школе № 1 еще нуждается в расследовании, чью роль в тогдашних событиях надо изучить особо тщательно? Каких тогдашних политиков, общественных деятелей, организаций? И по каким именно эпизодам?

— Теракт в бесланской школе № 1 стал результатом системного сбоя в работе всей правоохранительной системы России, всей системы международной безопасности. К тому же полыхающий спортзал бесланской школы моментально стал ареной геополитической борьбы. Надо более тщательно изучить роль руководителей региональных отделений федеральных структур — покойного ныне министра внутренних дел Северной Осетии Казбека Дзантиева (был главой МВД Северной Осетии с 1996 по 2004 годы), начальника УФСБ Валерия Андреева, местной власти во главе с тогдашним президентом Республики Северная Осетия-Алания Александром Дзасоховым. Ведь к трагедии привела череда чьих-то ошибочных решений, халатности и непрофессионализма. Достоверно известно, что за несколько дней до теракта из Москвы приходило предупреждение по линии правоохранительных органов.

— Откуда «выросли ноги» у расхожего мифа, что в здании бесланской школы во время осетино-ингушского конфликта, якобы, был концлагерь для ингушского населения? Этот миф, насколько я помню, раскручивался журналисткой Еленой Милашенковой, которая специализируется по Северному Кавказу.

— Это элемент информационной войны, к правде не имеющий никакого отношения. Попытка бесчестных людей сделать хорошую мину при плохой игре. Да, у терроризма нет национальности. Но в Беслане у террористов национальность была, и они запачкали весь свой народ. Считается, что атака бандитов была направлена на Владимира Путина с целью вынудить его принять определенные решения. Подавляющее большинство ингушей искренне осудили теракт в Беслане, но я уверен в том, что многие из оболваненных пропагандой и тяжелыми наркотиками террористов из Ингушетии действовали исходя из личных мотивов в отношении жителей Осетии.

— Как Вы оцениваете резонансную работу Валерия Карлова «Беслан. Семь лет спустя», вышедшую в 2011 году? Если верить Карлову, создается впечатление, что бесланская трагедия была санкционирована сверху.

— Я много лет лично знаком с Валерием Ивановичем, знаю его как глубоко честного и порядочного человека. У него героически погиб отец во время теракта, это его личная трагедия. Скорее всего, Валерий Карлов имеет ввиду вопиющую неэффективность действий власти, благодаря которой теракт стал возможен и исход которого принял столь чудовищные формы. Но я не думаю, что Валерий может обвинять власти в «санкционировании» этого зверства. Любой здравомыслящий человек понимает, что меньше всего этот ужас нужен был действующей власти. Мы навсегда запомнили самоотверженность бойцов «Альфы», сотрудников МЧС и многих других структур, было бы предательством их памяти утверждать, что власть, которую они тоже представляли «сама себя высекла».

— Как Вы оцениваете уровень информационного освещения этих трагических событий в российских и зарубежных СМИ? Достаточное ли внимание уделяют Беслану российские эксперты, политики регионов Северного Кавказа? Сделаны ли нужные выводы?

— В момент развития трагедии российские СМИ дезинформировали людей. Допускаю, что была стратегическая цель с учётом ошибок, допущенных при освобождении заложников в «Норд Осте», и ложь была во спасение. Здесь я не могу давать оценок, так как не знаю всех аспектов. Зарубежные СМИ практически моментально начали действовать в общей парадигме стратегических интересов своих учредителей. В умении извлекать выгоду из любой ситуации им не откажешь, как и некоторым политикам. Сейчас, спустя 12 лет, мы наблюдаем политику «замалчивания» или наоборот, манипуляций на этой неудобной для многих дате внутри и за пределами нашей страны. Подобные действия заслуживают всяческого осуждения.

Беседовал Артур Приймак

01.09.2016

Источник: eadaily.com