На следующий день после трагедии в Актобе спецслужбы заявили, что находящийся в СИЗО КНБ бизнесмен Тохтар Тулешов планировал государственный переворот в Казахстане. В этот же день последовали аресты высокопоставленных лиц, среди которых командиры двух воинских частей, и другие представители силового блока. С чем связано такое совпадение известий о раскрытом заговоре и теракта в Актобе?

Что?

Наиболее распространенными являются следующие версии:

1. Сообщение о заговоре Тулешова силовики хотели отвлечь внимание общественности от теракта. Эту версию озвучил, в частности эксперт по Средней Азии Аркадий Дубнов: «…теракт в Актобе и обвинения в адрес Тулешова не связаны никак. Тем не менее они отражают попытку властей Казахстана отвлечь внимание общественности от атаки, поскольку она вызывает все больше вопросов и негативных эмоций»

Эта версия не выдерживает никакой критики, так как на фоне трагедии в Актобе любое событие теряется. Более того, по случаю теракта в Актобе казахстанские власти объявили национальный траур.

2. Информация о раскрытом заговоре как попытка КНБ продемонстрировать «хорошую мину при плохой игре». Казахстанские спецслужбы не смогли предотвратить теракт и компенсируют этот провал информацией о раскрытом заговоре. Однако за контртеррористическую деятельность в Казахстане отвечает не только КНБ, а выделенный из структуры КНБ Антитеррористический центр Республики Казахстан, также при акиматах (местных органах власти) действуют антитеррористические комиссии. Следовательно, вина за непредотвращенный теракт лежит не только на КНБ.

3. Информация о деле Тулешова как предупреждение в адрес демонстрантов. Этой точки зрения придерживается, в частности казахстанский политолог Андрей Чеботарев. По его мнению, упоминание двух инцидентов в едином контексте сигнализирует общественности о то, что «недовольство властями до добра не доводит».

4. Заговор Тулешова как выпад против России. В последнее время Тохтара Тулешова все чаще упоминают с эпитетом «пророссийский». Сам Тулешов не скрывал своих евразийских убеждений и является автором книги о евразийской интеграции. Также Тулешов в интервью говорил об ущемлении прав русскоязычного населения Казахстана. Поэтому информация о Тулешове на следующий день после теракта может создать эффект наложения в массовом сознании, когда шок от теракта увязался бы с личностью Тулешова и, соответственно, «рукой Москвы». Однако Астану нельзя упрекнуть в русофобии, напротив, теракт в Актобе, скорее всего, вызовет дальнейшее сближение России и Казахстана по вопросам обеспечения безопасности. Поэтому ссориться с Россией никак не входит в планы Казахстана.

Все перечисленные гипотезы опираются на отсутствие прямой связи между терактом в Актобе и делом Тулешова, но а что если между ними связь все-таки есть? Установить связь между терактами в Актобе и делом Тулешова можно попробовать, если ответить на вопросы «кто?», «где?», «когда?» «зачем?».

Где?

И местом совершения терактов, и местом проведения акций протеста и местом предполагаемого путча Тулешова является Актобе (бывш. Актюбинск), областной центр на западе Казахстана. Поэтому стоит поподробнее остановиться на особенностях Актюбинской области и Западного Казахстана.

Актобе является центром Актюбинской области. Актюбинская область граничит с Узбекистаном и Российской Федерацией, связывая остальной Казахстан с Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областями.

Следует отметить, что запасы углеводородов расположены на территории Казахстана неравномерно. На западе республики залегают около 70% нефтяных месторождений, в Актюбинской области и упомянутых трех областях, с которыми Актюбинская область связывает остальной Казахстан, а также в Каспийском море расположены 11 крупнейших месторождений нефти.

Через Актюбинскую область и другие западные области проходит северо-западная ветка «северного пути» трафика опиатов, в том числе — в направлении России.

Основные маршруты наркотрафика через Казахстан

Именно западный Казахстан, как отмечает Андрей Чеботарев, подвержен влиянию салафизма. В 2011 году казахстанские спецслужбы проводили контртеррористическую операцию в Актобе как раз после того, как террорист-смертник совершил теракт.

Некоторые казахстанские авторы отмечают угрозу сепаратизма на Западе Казахстана. В частности, о такой угрозе еще пять лет назад писал Михаил Пак:

«Сегодня в умах отдельных политиков уже разыгрываются варианты сепаратистских устремлений Западного Казахстана. Эта идея витает в воздухе и все чаще приобретает осязаемые формы. У Западного Казахстана богатые ресурсы, здесь находятся нефтяные месторождения, и в то же время коренное население живет в крайней нищете. Люди буквально сидят на золоте, и в то же время влачат жалкое существование. Если посмотреть на ситуацию в геополитическом аспекте, подобный сценарий может вызвать большое искушение у отдельных стран.

 В последнее время на западе Казахстана становится все больше салафитов. Не исключено, что там появится и совершенно новая ветвь ислама. Радикальный ислам с национальным колоритом. Что-то вроде отечественного казахского ислама.

— Национальный казахский ислам? Дайте ему более широкое определение.

— Это попытка сплести воедино ислам, местные традиции, институт святых, имеющий там огромное влияние. В регионе находится много захоронений, культовых мест. Самое крупное из них — это мавзолей «Бекет-ата», куда ежегодно совершают паломничество тысячи казахстанцев. Это формирует особый менталитет у жителей Западного Казахстана. Проявляться даже нотки некой исключительности, обособленности, и в то же время есть ощущение дискриминации, осознание своей ущемленности, жестокой эксплуатации. Все это рождает определенные настроения.

Дескать, Запад — это особый Казахстан, со своими ярко выраженными национальными традициями, которые не приемлют, к примеру, мировоззрение представителей консервативного Юга. Нынешний политический истеблишмент в Астане и Алматы в западных регионах многие воспринимают как нечто чуждое, оторванное от них. Тут надо также принять во внимание некоторые исторические предпосылки. Племена адай, населяющие Западный Казахстан, всегда были воинственными и своенравными, очень резко выступавшими против любых форм тирании. Все эти факторы вкупе могут сформировать особую ситуацию, которая усложнит политическое будущее Казахстана». 

Таким образом, Актюбинская область является довольно проблемным регионом: сочетание низких доходов населения с природными богатствами, влияние салафитов, роль моста между нефтеносными районами и остальной территорией Казахстана, расположение на пути наркотрафика и угроза сепаратизма.

Когда?

Примечательно, что волнения в Актобе и теракт произошли в период падения цен на нефть и, соответственно, спада в казахстанской экономике.

Что также немаловажно, теракт в Актобе произошел на фоне череды поражений ИГИЛ в Сирии и Ираке. В частности, из-за потери Пальмиры нефтегазовые доходы ИГИЛ резко сократились.

Кто?

Начать следует с личности Тохтара Тулешова — владелец пивного бизнеса, кинопродюссер, сторонник евразийской интеграции и, по его словам, бывший советник Госдумы РФ, а также глава охранной фирмы.

Первоначально Тулешову предъявили обвинение по п.3. ч.3 ст. 297 («Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта, пересылка либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в особо крупном размере») и ч.3. ст. 266 («Финансирование деятельности преступной группы, а равно хранение, распределение имущества, разработка каналов финансирования, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо лидером общественного объединения») УК РК.

Переводя это с юридического языка на язык человека, не знакомого с тонкостями уголовного права, и учитывая биографию Тулешова, можно выдвинуть такую версию:

Тулешов мог организовать на базе принадлежащей ему охранной структуры преступную группу, которая, скорее всего, занималась «крышеванием» наркотрафика или наркотрафиком через Казахстан.  

Отсюда и указания на злоупотребление служебными полномочиями и особо крупный размер наркотических средств в предъявленном обвинении.

По версии КНБ, сообщниками Тулешова в попытке осуществления государственного переворота выступили:

— бывший первый замгенпрокурора РК, бывший член конституционного совета РК, государственный советник юстиции второго класса Ильяс Бахтыбаев;

— бывший начальник департамента внутренних дел ЮКО, генерал-майор Хибратулла Доскалиев;

— бывший первый заместитель начальника департамента внутренних дел ЮКО, полковник полиции Сакен Айтбеков;

— командиры войсковых частей 35748 и 55652 регионального командования «Юг» Минобороны РК полковники Бекзат Жумин и Кайрат Пернебаев

Как видим, сообщниками Тулешова явились хоть и представители силового блока, но регионального уровня и маловероятно, что находящиеся на юге страны заговорщики смогли бы захватить власть в столице. Насильственный захват власти, скорее всего, предполагался по сепаратистскому сценарию.

Исполнителей теракта в Актобе сложно назвать профессионалами- они потеряли большую часть личного состава, отпустили заложников из захваченного автобуса и вдобавок кинулись штурмовать воинскую часть с охотничьим оружием, что напоминает известный анекдот о «голой пятке против шашки».

При этом, как заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, нападающие были представители радикальных религиозных течений, получившие инструкции из-за рубежа.

Зачем?

Попробую выдвинуть гипотезу, каким образом дело Тулешова может быть связано с терактом в Актобе.

1. ИГИЛ понес существенные потери, в основном от участия ВКС России в антитеррористической операции. Потеряна Пальмира и значительная часть месторождений углеводоров.

2. В рядах ИГИЛ сражаются боевики из Центральной Азии, в частности казахи. Есть даже информация об участии в ИГИЛ казахских детей.

3. Западный Казахстан является удобным местом для создания центральноазиатского филиала ИГИЛ, при этом может детонировать вся Центральная Азия, включая Узбекистан. Террористы могут получить выход к Каспию и доходы от продажи нефти и наркотрафика. Также дестабилизация может перекинуться и на территорию России.

4. Однако открытое нападение террористов на Западный Казахстан чревато поражением. А вот реализация сценария по алгоритму: протестные акции — теракты, для того чтобы посеять панику — попустительство властей — переход на сторону восставших регулярной армии (не зря среди пособников Тулешова отмечены целых два командира воинских частей) при невмешательстве местных властей, желающих отделиться от центра — создание квазигосударства представляется более успешной, чем лобовая атака.

5. Сепаратистский сценарий сыграет на руку сразу трем группам: религиозным радикалам, местным сепаратистам и наркомафии.

6. «Авторитетные бизнесмены» вроде Тулешова могут выступить не как организаторы, а как «связующее звено» между наркомафией и религиозными радикалами с одной стороны, и руководством включая представителей исполнительной власти, командиров воинских частей и руководство правоохранительных органов, желающих отделиться от центра и самостоятельно получать нефтяную ренту.

7. Подобного рода сценарий несомненно сыграл бы на руку и тем внешним силам, которые хотят спровоцировать дестабилизацию вблизи российских границ и помешать реализации китайского проекта «Нового шелкового пути».

8. Теракт в Актобе, если исходить из этой гипотезы, был призван «прощупать» действия властей и спровоцировать Астану на жесткие силовые меры. «Закручивание гаек» может послужить средством усиления противоречий между Центром и периферией. Поэтому теракт в Актобе и не отличался высоким исполнительским уровнем при наличии, вспомним слова Назарбаева, руководства из-за рубежа.

9. В пользу версии о возможной причастности ИГИЛ к терактам в Актобе могут послужить слова российского министра обороны Сергея Шойгу, который заявил следующее:  «Мы готовы поделиться опытом оперативного планирования и применения российских войск в Сирии в борьбе с террористическими группировками ИГИЛ и Джебхат ан-Нусра».

10.  Подобного рода сценарий может развернуться после ухода с политической сцены нынешнего президента Казахстана. Борьба за наследство Елбасы, «война престолов» между представителями соперничающих кланов и жузов может начаться, таким образом, в ближайшие 5-10 лет. Как раз успеют подрасти казахстанские дети, постигающие «искусство войны» в лагерях ИГИЛ…

15.06.2016

Источник: imhoclub.by