Только "Нью-Йорк таймс" опубликовала на эту тему три статьи. Первую - когда подозреваемых задержали, в которой особый акцент ставился на то, какой размах обретает пропаганда идей джихада, и то, как много молодых людей под воздействием социальных сетей превращаются в экстремистов. Вторая живописала собственно судебное заседание. Публикацию третьей статьи вызвала шоковая реакция на аресты соплеменников среди узбеков Бруклина.

Если уж американская пресса проявила к этому событию такой интерес, как же нам, русскоязычным журналистам, не попытаться поискать причины, по которым молодые люди, получившие в форме гринкарты зеленый свет в мир, где сбываются мечты, опьяненные исламским фундаментализмом, сами загубили свои судьбы?

Дело, которое не развалилось

Напомню вкратце. Узбеки Абдурасул Джурабоев (24 года), Аброр Хабибов (30) и Ахрор Саидахметов (19) из Казахстана, все трое - обладатели гринкарт, - в феврале предстали перед судом за пособничество терроризму. Следователи выяснили, что двое из них собирались в Сирию, чтобы встать под знамена "Исламского государства". Саидахметова сотрудники ФБР "повязали" в нью-йоркском аэропорту имени Кеннеди перед посадкой в самолет, вылетавший в Стамбул.

Джурабоев тоже собирался отправиться через Турцию в Сирию, и именно с него, вернее, с его переписки в соцсетях, экстремистских высказываний, обращения к сайту, связанному с ИГ, восхищения действиями бандитов, ФБР и начало свое расследование. Хабибов, высказывавший экстремистские взгляды, в этой истории сыграл роль мецената, оплачивавшего "дорогу в один конец" террористам-новобранцам.

"Чушь, дешевая сенсация, рассчитанная на дураков, - сказал мне тогда давний знакомый, уроженец Узбекистана, правда, много лет учившийся, живший и работавший в Москве. - Узбеки - очень мирный, гостеприимный, радушный народ. Они не любят и не хотят убивать. Зачем им, уже попавшим в США легально, все терять и очертя голову бросаться в омут?" "Рустам, - возражала я, - но ведь - факты...". "Увидишь, дело развалится", - утверждал он.

Честно говоря, и у самой такое в голове не укладывалось. Имея множество родственников в Ташкенте, я часто и с удовольствием там гостила. Разве можно забыть изобилие Фархадского базара в Ташкенте, чисто восточное гостеприимство, которое исходило порой от совершенно чужих людей?

Гостей, т.е. чужих, там всегда привечали. Значит ли это, что узбеки - не воинственный народ? Нет, конечно, за идею, защищая родину в Великую Отечественную, погибли около 120 тыс. узбеков, 69 стали Героями Советского Союза. Так что воевать эти горячие парни умели. То были другие времена, другое поколение людей, другая страна.

Но мы-то говорим о наших бывших соплеменниках, живущих в Америке. Узбекистан давно не тот арбузно-пловный оазис, текущий дымящимся чаем. И чужаков там уже не любят, своим порой житья нет... Страна все глубже погружается в мусульманство, религиозные запреты разделили дружный некогда народ на строго соблюдающих законы шариата и светских людей. Эти факторы, а может, и какие-то другие, вызвали резкий скачок иммиграции в США.

Количество узбеков в стране увеличивается с каждым годом. "Это можно назвать "узбекским нашествием на Америку", - отметил посол США в Узбекистане Джордж Крол. Согласно статистике, в настоящее время в Штатах проживают около 56 тыс. этнических узбеков, 12 тыс. из них - в Бруклине. За последние годы в среднем по 4-5 тыс. граждан Узбекистана ежегодно выигрывают по лотерее гринкарт "вид на жительство" в США.

Только в 2010 году, согласно статистике, таким образом счастливыми обладателями гринкарт США стали почти 4,5 тыс. выходцев из Узбекистана. Да что статистика, только слепой бы не увидел, что за последние пять лет жителей бывших восточных республик в Нью-Йорке стало раза в три больше. Даже в моем, весьма "постсоветском" доме в Бруклине, где есть представители как минимум пяти бывших союзных республик, живут три узбекские семьи. Причем, так уж вышло, в доме - около 10 девочек младшего школьного возраста.

И вот все эти бывшие украинки, таджички, узбечки, еврейки и русские все, абсолютно все свои детские проблемы обсуждают на едином английском языке! Наблюдая за родителями из Узбекистана, а у них - традиционно - по три-четыре ребенка - трудно себе представить, что им, в поте лица вкалывающим, чтобы прокормить, одеть, обуть, занять в разных кружках и секциях своих деток, пришли бы в голову экстремистские идеи вступить на тропу войны и примкнуть к рядам отморозков.

Практически каждый узбек, если его спросить, даст совет о путях - легальных, нелегальных и тех, что где-то посередине, которыми можно задержаться, "зацепиться" в Америке.

Узбеки в США, впрочем, как и иммигранты из любой другой страны, не чураются никакой работы. Этим и славится Америка. Здесь наблюдается удивительное стремление как можно скорее влиться в общество, стать "своим", и есть вера в то, что, начав с нуля, здесь ты можешь стать "всем". Я это к тому, что попавшие в США узбеки считают, что им сказочно повезло, и потерять свой счастливый билет в рай немногие хотят...

"Старший сын уже заканчивает колледж, двое средних - пока учатся в школе, а младшенькая, - гордый папа Улугбек показывает на одетую во все розовое годовалую куколку-Юлдуз в коляске, - еще годик дома с мамой посидит. Мы так давно с женой о дочке мечтали, а у нас - все мальчишки рождались. Вот такая у нас американская мечта сбылась".

Тем не менее, или Факты причастности

Радужную картину о прекрасно интегрирующихся в американскую жизнь узбеках придется омрачить печальными фактами: увы, граждане Узбекистана - во всем мире - становятся легкой добычей вербовщиков из ИГ. В феврале 2013 г. МВД РФ сообщило, что с помощью задержанных сотрудниками МВД активных участников международной террористической организации только из Москвы и Подмосковья в лагеря подготовки боевиков ими были переправлены порядка 38 завербованных граждан Узбекистана и более 18 выходцев из Центральной Азии и граждан России.

В октябре 2014 г., согласно сообщению РИА "Новости", запрещенная в Узбекистане террористическая организация "Исламское движение Узбекистана" присоединилась к боевикам "Исламского государства". В конце сентября 2014 г., после авиаудара по сирийскому городу Ракка, BBC News сообщали о гибели 17 и ранении 20 граждан Узбекистана, воюющих в составе боевиков ИГ.

Казахстанский политолог Д. Сатпаев высказал мнение, что ИГ может представлять серьезную угрозу для Казахстана. По данным казахстанского эксперта Е. Карина, в рядах исламистов действуют 250 казахов, 100 киргизов, 190 таджиков, 500 узбеков и около 360 выходцев из Туркменистана.

Вербуют в основном тех, кто подвергался преследованиям на религиозной почве, а также людей с нестабильной психикой. Одно из самых последних достижений пропаганды ИГ - привлечение на свою сторону тысячи молодых неустроенных жителей Европы.

К чему я все это перечисляю - ведь это данные не об американских узбеках или казахах! А к тому, что и жители Северной Америки все чаще становятся объектами внимания джихадистов ИГ. Не стали исключением и парни из Бруклина.

Джеймс Б. Коми, директор Федерального бюро расследований (ФБР), утверждает, что количество сочувствующих "Исламскому государству", также известному как ISIS или ISIL, растет, причем угрожающими темпами. "Мы выявляем доморощенные насильственные экстремистские группы или отдельных лиц в каждом штате. "Исламское государство", действуя через социальные медиа, выступает в роли сирен Одиссея. Сладкими голосами они взывают:

"Страждущие, придите в халифат, вы будете жить жизнью борцов, найдете славу в бою, наши апокалиптические времена заканчиваются, нас ждет лишь война, так станьте же последними воинами, и, если вы не можете прийти к нам, убивайте неверных, которые рядом". Воспевая смерть и войну, они применяют весьма изощренные пропагандистские методы", - обобщает г-н Коми.

В сетях паутины

В наши дни Всемирная паутина, с одной стороны, дает огромные возможности пропагандировать какие угодно идеи через соцсети, а, с другой - в качестве рыболовов выступают представители карательных органов, эту же мутную и не только рыбку вылавливающих. Может, это нормально? У каждой стороны - своя игра, и все при деле?

Вот, например, довольно познавательный, в меру деликатный портал "Голос Ислама" дает много полезной и объективной информации о религии, содержит написанные хорошим, грамотным русским языком весьма позитивные и миролюбивые статьи, призывающие мусульман следовать законам Корана.

Тем не менее, статья, в целом нейтральная по тону, о том, что Джохар Царнаев приговорен к смертной казни, начинается с таких слов: "Как вы можете надеяться на справедливость по отношению к себе и на то, что вы в безопасности от вреда неверных, живя в их странах!" Пустячок, а не задеть такая фразочка не может...

А ключевое слово в ней: неверные! Перерыв Интернет, пытаюсь выяснить, кто такие неверные с точки зрения ислама? Многие приверженцы этой религии утверждают, что неверными называют лишь неверующих. Но при тщательном изучении этой темы выясняется, что неверные - это все немусульмане, то есть вообще все, кто исповедует иную веру или не исповедует никакой. Прочтите в переводе 109-ю суру Корана, которая так и называется "Аль-Кяфирун" ("Неверные"), и убедитесь сами.

Все это спорные вопросы, как и ключевой: есть ли в Коране призыв убивать неверных? И каждая сторона трактует их по-своему. Но лучше все же сражаться словесно, а не с помощью оружия! Полноправное существование разных религий, право высказывать свое мнение, дискутировать, - одно из главных преимуществ нашей самой демократичной в мире страны!

О суде и следствии

Суд над тремя бруклинцами начался в марте. Рустам, предполагавший, что дело развалится, оказался неправ. У следствия есть, судя по всему, неопровержимые улики, подтверждающие серьезность намерений троицы присоединиться к преступной группировке. Двое из них грозили, согласно сообщениям секретного агента, атаковать цели в США, если выезд за границу будет невозможен.

Джурабоев готов был убить Обаму, "чтобы вселить ужас в сердца неверных". Есть записи разговоров, где они обсуждают, как переберутся в Сирию. Саидахметов, например, заявил агенту, что, если у него не будет документа для вылета в Турцию, он купит автомат и пойдет отстреливать полицейских: "Убью одного. Бум! Заберу его пистолет, патроны и бронежилет... Затем мы проделаем то же самое с парой других. Потом пойдем в штаб-квартиру ФБР и будем убивать фэбээровцев"...

Адвокаты пытаются доказать, что их клиенты стали жертвами запрещенных приемов, обычно используемых ФБР: агент, дескать, ради продвижения по службе распалял их воображение и "склонял" к совершению преступления. Эрик Франц, защитник Хабибова, утверждает, что его клиент даже не представлял, что его симпатии ИГ могут привести к таким серьезным последствиям, а ведь ему инкриминируют участие в заговоре с применением оружия. Саидахметова обвиняют в том же, а еще в попытке покинуть страну по поддельным документам.

Представляющий его интересы Адам Перлмуттер настаивал на том, что его клиент "напуган, он и не думал, что совершает что-то противозаконное". Мать террориста, сидевшая в зале убитая горем женщина, заподозрив неладное, пыталась предотвратить катастрофу, спрятав паспорт сына. Но "напуганный клиент" купил ксиву...

В общем, подследственные объятыми страхом не выглядели, на вопросы отвечали коротко и с ухмылкой, представляли себя героями в плену врага, но свою вину так и не признали. Всем им "светит" до 15 лет тюрьмы. Как сообщили нью-йоркские газеты, следующее заседание суда назначено на 19 июня.

"Обсуждаем, осуждаем"

Происшедшее с доморощенными террористами из Бруклина взбудоражило и американцев, и иммигрантов из СНГ, и, конечно же, узбеков. Узбекская община Нью-Йорка в лице президента Американо-Узбекского центра "Ватандош" ("Соотечественник") Фархата Султана выступила против экстремизма. В одной из трех упомянутых мной статей "Нью-Йорк таймс" журналистке Лиз Роббинс удалось побеседовать с господином Султаном.

Он рассказал, что все его попытки наладить контакт между разобщенными религиозными и светскими узбеками Нью-Йорка закончились ничем. Он создал газету и пытался создать фонд помощи соотечественникам с тем же названием, вот только известные люди из Узбекистана не спешат к нему присоединиться. Посетовал он и на то, что просуществовавшую несколько недель в январе этого года при школе мечеть очень скоро пришлось закрыть по требованию ее владельцев-турок.

А отсутствие собственной мечети в Бруклине приводит к тому, что мусульмане из Узбекистана начинают посещать мечети, где проповедуют египетские, пакистанские, палестинские и турецкие имамы. "Как объяснить радикализацию узбекской молодежи в Америке? - вопрошал он на пресс-конференции, которую провел глава бруклинской администрации Эрик Адамс, встретившись с лидерами узбекской и казахской общин. - Я бы сказал, далеко не все молодые узбеки правильно понимают ислам. Чтобы исправить положение, нужна в Нью-Йорке мечеть, в которой имам говорил бы по-узбекски. Строительство такой мечети уже в плане".

Все понимают: нельзя судить обо всей узбекской общине по двум отморозкам, волкам-одиночкам. Но случившееся тем не менее бросает страшную тень на всю коммьюнити. В свете этого понятно, почему возведение мечетей вызывает у многих нью-йоркцев протест. Кстати, именно мечеть избрала троица для своих конспиративных встреч.

Многим, чья работа связана с общением с людьми, приходится нынче несладко: их избегают, обходят стороной бизнесы, принадлежащие узбекам. Моя соседка Татьяна, у которой за ее пожилыми родителями вот уже много лет присматривают хоуматтенданты из Узбекистана, отзывается о них исключительно тепло: "Очень внимательные, работящие. Мои старички - всегда чистенькие, ухоженные.

А готовят как! Никогда чужого не возьмут. Очень душевные, заботливые. Но что у них на уме, трудно понять. Я случайно - по обрывкам - от них услышала, что когда этих парней арестовали, в их агентстве несколько клиентов от услуг узбечек отказались. Но как только я попыталась "посочувствовать", тут же "закрылись", глаза - в пол. Очень скрытные. Восток - дело тонкое, как известно. Конечно, они осуждают террористов, но как-то по-своему, без эмоций".

Как пишет Лиз Роббинс: "Реакции на аресты и обвинения в терроризме среди узбеков - разнятся. Здесь видятся и осторожность постсоветской иммигрантской общины, и то, что она по-прежнему разделена на секулярных и религиозных узбеков; страх попасть под бдительное око или даже быть привлеченными сотрудниками правоохранительных органов. Многих всерьез беспокоит факт обнаружения экстремистов среди них. Существует гнев на молодых мужчин, обвиняемых в предательстве страны, которая открыла свои двери для столь многих людей из Узбекистана".

Роббинс удалось побеседовать с хозяином узбекского ресторана "Эмир палас" в Боро-парке, Шоиром Ахрамовым, который признался в любви к Америке и выразил однозначно негативное отношение к людям, живущим здесь и не ценящим этого. "Мы не понимаем тех, кто идет против законов страны, их принявшей. Узбеки благодарны, что попали сюда, а мы, как одна большая семья, пытаемся помочь друг другу".

Как это по-русски?

Мне тоже хотелось побеседовать с представителями народа, добившимися здесь успехов, и узнать их мнение о происшедшем. Причем поговорить на родном русском языке. Пооткровенничать, так сказать. Поискать причины трагедии и подумать, как с этим злом бороться.

Не тут-то было. Видимо, напечатанное на английском языке не так страшит, как факт публикации тех же слов по-русски. Ибо, например, моя попытка договориться об интервью с менеджерами кафе "Наргиз", пользующегося славой вкусной и недорогой узбекской кухни, успехом не увенчалась. Они просто отказались со мной говорить, даже по телефону. Неудачей закончились и другие "инициативы".

Под большим секретом, под честное слово не разглашать названия ресторана и его имени, мне удалось разговорить владельца другого, не менее успешного ресторана восточной кухни. На вопрос, верите ли вы, что эти парни действительно замышляли стать террористами, он ответил: "Конечно верю, знаете, как легко забить башку дурью молодым? Они же религиозные фанатики, а у тех, кто их покупает, на таких - нюх".

На вопрос, всему ли тут виной религиозность, отреагировал: "Абсолютно, мы же не знаем, чему их там в мечетях имамы учат. А надо бы контролировать. Вот все ругают ФБР, а им надо спасибо сказать... Слышали ли вы, чтобы террористом в Нью-Йорке стал ученик иешивы или православный, посещающий церковь? Вот то-то же. Я тоже человек верующий, но борьбу за справедливость от терроризма отличить могу. И слов этих - "неверный"... не выношу".

Терроризм - это молодость мира?!

Даже мои соседи на интересующую меня тему говорить отказывались. Хотя рассуждать в данном случае надо не о людях, обремененных работой и семьей, взрослых и сложившихся, а о молодежи, которой забить голову дурными идеями куда проще. И если с религиозной молодежью, вернее, с теми, кого одурманили радикальными идеями, более-менее ясно, хочется понять другое: какова вероятность, что современных молодых людей из бывших южных республик СССР, получивших американскую визу, современных парней и девушек, модно одетых, болтающих на английском без акцента, ведущих традиционно американский образ жизни, можно завербовать в пособники террора, оболванить идеями джихада и отправить убивать в Афганистан и Сирию, или превратить в шпионов - с их-то знанием английского, или в шахидов, как братья Царнаевы?

Увы, и вышеприведенные мною факты об этом свидетельствуют, число обращающихся в мусульманство представителей разных народов, верующих и неверующих, азиатов, европейцев и американцев растет. Так неужели терроризм - это молодость мира?! Боже, упаси! Правда, пока из всех примкнувших к исламу, делящихся на 3 группы: сочетавшихся браком с представителем этой религии, приверженцев суфизма и тех, кто сознательно принимает ислам как религию, в том числе привлекаемых исламским радикализмом, - именно третья группа - самая малочисленная.

Реалии нашей жизни таковы, что количество молодых людей, даже закончивших престижные вузы, но не нашедших себя в жизни, все увеличивается, особенно в Европе. Многих постигает разочарование, депрессия, злоба; многие ощущают себя неудачниками, которым хочется всем доказать, какие они "крутые". Но если раньше накуриться дури и снять девушку считалось довольно круто, ныне для многих это "изи-сквизи", недостаточно "адреналинно", не хватает драйва, хочется чего-то покруче, пожестче! И идея помахать шашкой, порубить головы, обагрив себя кровью, кажется все более заманчивой. Дескать, ради такой смерти - чужой или твоей собственной - стоит жить!

Советы настороженных

Что можно противопоставить растущему числу террористов среди молодежи? Конечно, просвещение, конечно, подъем экономики, конечно, контроль со стороны преподавателей и родителей. Конечно, опасную, но абсолютно необходимую работу ФБР. А, может, надо было отпустить в Сирию жаждущую крови троицу, предпочевшую миру возможностей вакансию стать пушечным мясом, да посмотреть, что из этого выйдет? Чтоб другим неповадно было.

А еще - всеми возможными способами - надо перекрыть все денежные потоки, поступающие террористическим организациям и режимам.

Терроризм - это религиозный экстремизм, радикализм, плюс... деньги. Без них сама идея убивать иноверцев просто теряет смысл. Взять, например, шахидов, "ходячие бомбы", тех, что взрывают себя в толпе неповинных людей. Такой герой-самоубийца, которым так гордится совсем не горюющая о нем мать, обеспечил ее и всю семью немалыми деньгами, которые они получат за его "подвиг". Без денег, мощным потоком лившихся нобелевскому лауреату Арафату, не началась бы самая кровопролитная интифада Израиля.

Но как только денежные потоки пересыхали, наступал недолгий и непрочный, но мир. Так что самое разумное, что может сделать человечество, чтобы остановить фундаменталистов от ислама, это оставить их без средств к их террористическому существованию. Чтобы не на что им было взрывать, убивать, уничтожать. И вербовать себе подобных. А ничего другого они делать не умеют и не хотят.

К большому сожалению, Америка все еще довольно беспечно относится к угрозам джихадистов-фанатов, а вот отношение к представителям исповедующих ислам народов среди американцев действительно меняется. Ведь не пугают нас вездесущие китайцы, а вид женщин в парандже, наводнивших улицы Бруклина, вызывает весьма тревожные ассоциации. Страх и недоверие к ним растет, и "под раздачу" попадают порой весьма далекие от терроризма люди.

Именно это и произошло у нас в Нью-Йорке с узбеками и казахами, людьми миролюбивыми и доброжелательными, которые не виноваты в том, что трем их соплеменникам-идиотам "сорвало крышу". Инцидент этот понемногу забудется, но тревожное "послевкусие", осадок от узбекского дела-2015, видимо, останутся надолго.

Лариса Скудина

27.05.2015

Источник: vnovomsvete.com