В настоящее время радикальный Ислам на фоне общественно - политических проблем в Арабских государствах и Афганистане, становится глобальной угрозой XXI века, заполняя в Центральной Азии идейно - политический вакуум.

Исламизация Центральной Азии осуществляется путем строительства мечетей, распространения религиозной литературы, открытия медресе и обучения мусульманского духовенства в учебных заведениях арабских государств. Мусульманские страны направляют в Центральную Азию многочисленных специалистов в области теологии, партии религиозной литературы, оказывают материальную помощь в строительстве культовых объектов и медресе. С позиции своих посольств они используют каналы паломничества, туризма, частного въезда - выезда, успешно реализовывая свои цели и задачи. Отмечается увеличение количества легальных и нелегальных частных религиозных школ и медресе, где наряду с арабской графикой преподаются традиционные мусульманские дисциплины. Эти образовательные учреждения превращаются на самостоятельные религиозные центры радикального толка, где наряду с программой обучения проводится пропаганда собственных социальных и политических взглядов. В результате происходит «мягкое» распространение радикального Ислама.

Радикальный Ислам организует свою работу по сетевому принципу и в своей деятельности использует метод ведения информационной войны, делая ставку на идеологической обработке населения, в частности, молодежи в сети Интернет. Благоприятной почвой для развития радикальных течений Ислама в Центральной Азии является Ферганская долина с многонациональной и значительной плотностью населения с высоким религиозным сознанием, включающая территорию трех государств: Кыргызской Республики, Республики Узбекистан и Республики Таджикистан. На данный момент радикальные течения Ислама активизируются, несмотря на проведения различных мероприятий международного масштаба по борьбе с ними. С каждым годом растет количество женщин (особенно среди учащихся), постоянно покрывающих голову платком - хиджабом. Основная часть населения Ферганской долины живет по нормам шариата и верит в то, что исламские принципы способны решать социальные проблемы, т.к. нет возможностей в отстаивании своих политических прав демократическим путем. Сложная демографическая ситуация и нехватка земли, ресурсов, рабочих мест, а также нищета в Ферганской долине являются источниками социальных напряжений и местом для взращивания межэтнических, межконфессиональных конфликтов.

В 1990-е годы Узбекистан стал ареной действий радикальных исламских течений в Центральной Азии, которые проявили себя в разной степени активности и в определенное время смогли установить фактический контроль над несколькими населенными пунктами Ферганской долины. Однако жесткое подавление государством радикальных исламских организаций привело к уходу их в глубокое подполье или за пределы страны. Отдельные из них в данное время, учитывая жесткий прессинг со стороны государства и осознавая бессмысленность открытого сопротивления, перешли на новый этап действий - ведению информационно-психологической войны. Правительство Узбекистана, чтобы противостоять разным радикальным течениям проводит работу по улучшению исламской образовательной системы, подготовки кадров и принимает ужесточенные меры в отношении сторонников радикального Ислама. Тем не менее, используемые насильственные методы властными структурами и неблагоприятная социальная экономическая ситуация в республике способствуют увеличению сторонников радикального Ислама. Противоречия между региональными кланами, связанные с борьбой за место преемника будущего президента страны, существенно снижает контроль в сфере религиозной безопасности. Это создаст благоприятную почву для увеличения количества последователей радикального Ислама, а также выхода из подполья и возвращения в страну религиозных политических организаций.

Туркменистан по сравнению с другими государствами в регионе не был центром интереса радикальных течений Ислама. Это, возможно, связано с проводимой политикой руководства страны, которое придерживалось во всем нейтральной позиции. Закрытость страны, изоляционистская политика власти не способствует появлению благодатной почвы для радикальных идей. Вместе с тем существует вероятность появления радикально настроенных групп населения, религиозные чувства которых были задеты или же они недовольны социально-экономическим состоянием страны.

В Казахстане в настоящее время существуют факторы, способствующие распространению идей радикального Ислама, в частности, рост нелегальной трудовой миграции из Кыргызстана и Узбекистана, которая служит экспортером религиозного экстремизма. Однако это не является проблемой глобального масштаба для Казахстана, т.к. он находится в отдалении от нестабильной Ферганской долины и идея построения теократического исламского государства, салафизм, ваххабизм не пользуются популярностью.

В Таджикистане активизация исламских сил в свое время привела ситуацию к гражданской войне. На данное время религиозная обстановка в Таджикистане очень сложная, радикальные идеи в силу сложившейся социально-политической обстановки в стране распространяются быстро. Из-за слабости официального Ислама контролировать все происходящие процессы в религиозной сфере практически невозможно. В этой ситуации государство не в состоянии пресечь и нейтрализовать радикальные исламские течения. Сложившаяся религиозная обстановка в Таджикистане приводит к дальнейшей концентрации на его территории радикального Ислама и служит появлению нового поколения радикальных исламских организаций, ухудшая религиозную обстановку в Центральной Азии.

Аналогичная ситуация сложилась и в Кыргызстане, где активизировались религиозные организации радикального толка, ряды которых пополняют не только мусульмане, но и представители другой веры. Кроме того власть толпы превратила территорию Кыргызстана в «свободную зону» продвижения и реализации радикальных идей религиозно - экстремистских и террористических организаций, чего нельзя наблюдать в других странах Центральной Азии.

В последние годы радикальные течения Ислама, не подконтрольные государству, становятся идеологическими центрами для объединения людей, дающие им ощущение чувства солидарности и коллективной идентичности. Несмотря на активную работу государственных органов стран Центральной Азии с радикальными течениями Ислама, пока не удается пресечь их деятельность. Речь идет в первую очередь о таких организациях, как «Джейшуллах», «Хизбут - Тахрир» (ХТИ), «Акромия», «Союз исламского джихада», Исламское движение Узбекистана (Туркестана), «Таблиги джамаат», «Салафия», «Такфир» и т.д., которые обладают механизмом манипулирования сознанием и поведением людей, проводят их идеологическую обработку, навязывают им идею недееспособности государства.

В частности, запрещенная во многих государствах религиозно - экстремистская партия «Хизбут - Тахрир», имеющая в качестве плацдарма подконтрольную талибам территорию Афганистана, активно действует в центральноазиатском регионе и становится более радикальной, способной в течение короткого времени дестабилизировать социально-политическую обстановку в определенной части страны. В настоящее время ХТИ, как активная политическая сила религиозного толка на территории Кыргызстана, практически открыто распространяет свою идеологию среди населения по построению исламского государства, включается в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь общества. При этом отмечается совершенствование методов и формы работы с населением. В результате проведенной информационно-психологической работы «Хизбут-Тахрир» становится влиятельной силой, поддерживаемой определенной частью населения Кыргызстана и обладающей сторонниками в органах государственной власти, в том числе среди сотрудников силовых структур [1]. Данная организация в последние годы превращается в боевое крыло религиозного терроризма. Летом 2012г. на юге Кыргызстана при задержании членов ХТИ обнаружены боевые арсеналы [2]. Сегодня в ряды ХТИ включены не только женщины, но и несовершеннолетние дети, которых отправляют на учебу в Пакистан и Афганистан, где их обучают террористическим навыкам [3]. «Хизбут - Тахрир» имеет официальный сайт в Интернете и использует его как основное средство информационно-психологического воздействия. На русском, английском, немецком, турецком и нескольких восточных языках здесь представлена информация о программе партии, выпущенных листовках и книгах, о целях и задачах организации, а также различного рода статей, публикаций и литературы. Также в глобальной сети ХТИ создает свои «странички» [4] для переписки и передачи зашифрованных сообщений между руководством и членами низовых звеньев данной организации. В ноябре 2006 г. на территории Кыргызстана был задержан член религиозно-экстремистской организации «Хизбут-Тахрир», который будучи «связником» между руководством и региональными ячейками экстремистов, использовал сеть Интернет для передачи руководящих указаний и экстремистских материалов. ХТИ в Казахстане не получила особого распространения. В Таджикистане ХТИ проявляет активность в Согдийской области и Ферганской долине.

Наряду с «Хизбут-Тахрир» открыто распространяет свою идеологию «Таблиги даават». В настоящее время в отличие от других стран Центральной Азии Кыргызстан характеризуется массовым расцветом «даавата». Широкая сеть дааватистов распространена почти во всех сельских местностях, где проводятся разъяснительные занятия по религии среди населения. Деятельность «даавата» в Кыргызстане активно начала проявляется с начала 2004 года. Сущность и корни «даавата» исходят от запрещенного религиозно - экстремистского движения во многих странах мира, в том числе в государствах - членах ОДКБ (сентябрь 2011г.) «Таблиги джамаат», распространенного в Пакистане. Отличительным признаком дааватчи является то, что они не признают светский образ жизни и не вмешиваются в политическую жизнь государства. В настоящее время эта организация имеет свою программу действия и слаженную структуру от центрального до районного уровня, дааваты проводятся и в глубинных населенных пунктах. С каждым годом увеличивается число молодых бородатых мужчин в суннете (пакистанская национальная одежда), которые маленькими группами ходят по домам и приглашают мужчин в мечеть и распространяют религиозную идеологию Пакистана, тем самым нарушая каноны традиционного ислама. В последнее время приверженцами данной организации становятся разные слои населения. Отмечается активное участие женщин, совершающих даават. «Таблиги джамаат», считая женщин источником знаний и воспитаний детей, активизирует работу с их участием для распространения своей идеологии [5]. В отдельных случаях молодежь, участвующая в даавате, получает «искаженное» представление об Исламе, что служит причиной распространения его радикальных форм. В создании сложившейся ситуации непосредственную роль играет продолжающийся кризис в образовательной системе, порождающий малограмотную молодежь. Ненасильственное внедрение радикальных идей, мировоззрений, образа жизни для молодежи становится убеждающим религиозным обоснованием для ее участия в разных антиобщественных акциях, в том числе в боевых действиях на территории некоторых арабских государств.

Сегодня в Туркменистане существуют целые населенные пункты, придерживающиеся законов «ваххабизма». Там запрещены употребление алкоголя, использование спутниковых антенн, действуют кассы взаимопомощи и «полиция нравов» [6]. В 2012 г. правоохранительные органы страны задержали более 200 распространителей идей религиозно-экстремистского течения «Нурсисты», которые в свое время посещали Турцию [7].

В Казахстане и Таджикистане активизировались сторонники запрещенного религиозно-экстремистского течения «салафия», финансируемого Саудовской Аравией, имеющего в свих рядах около 5 тысячи человек в возрасте от 15 до 32 лет. Сторонник этого течения отрицают паломничество в Мекку, почитание пророка Мохаммеда, посещение усыпальниц святых и могил предков. Салафиты сосредоточены в г.Душанбе, Согдийской и Хатлонской областях Таджикистана [8]. В этих же государствах наблюдается рост количества приверженцев такфиризма, конечная цель которого заключается в создании исламского государства на основе шариата. Такфиризм оказывает воздействие на психологию молодого поколения, пробуждая у него чувства «стыда» за свою историю и предков, а также насаждает в умах молодежи значение превосходства исламского космополитизма в их специфической трактовке над естественной человеческой привязанностью к родине [9].

Активизировалась религиозно-экстремистская организация «Исламский джихад» («джихадисты»), которая распространяет идею о необходимости построения теократического государства через социальные сети Интернет, притягивая в свои ряды молодежь. Сторонники данной организации проникли в религиозные образовательные учреждения Таджикистана и активно действуют с позиции официального духовенства [10].

С каждым годом растет количество преступлений религиозно-экстремистского характера. За первое полугодие 2013г. сотрудниками МВД КР зарегистрировано 160 фактов таких преступлений, а в 2012 г. за этот же период совершено 140 преступлений, задержано около 130 человек[11]. При этом 99% задерживаемых составляет молодежь [12]. В Таджикистане 2012 г. к уголовной ответственности привлечены 150 человек за религиозный экстремизм[13].

В условиях социального неравенства, авторитаризма властей, расцвета коррупции, растущего влияния исламских радикалов и возвращения участников боевых действий за оппозицию из Сирии в страны Центральной Азии, заметен растущий темп распространения идей радикального Ислама в регионе. Усилением репрессивной политики власти способствует росту популярности радикального Ислама, подталкивают их сторонников к открытому противостоянию с режимом. В сложившейся обстановке не исключена дестабилизация региона в связи с межстрановыми конфликтами и формирование единой линии фронта радикальных исламистов в Центральной Азии, которые, сформировавшись как политическая сила, в будущем займут ключевые посты во властных структурах для построения нового объединенного государства теократического характера.

Литература:

1. Усенбаев Э. Кыргызстан делает последние шаги к халифату. http://www.centrasia.ru/news A. php st= 36928 1360

2. Шыгаев Ю. Кыргызстан «весенний», или Охотники за головами. http://www.centrasia.ru/ news A.php?st = 1369064160

3. Хизбут - Тахрир привлекает несовершеннолетних к обучению террористическим навыкам в Пакистане, Афганистане - ГУВД Ошской области. http://fergana.akipress.org/news:105151/

4. Опиум для народа. Религиозные сектанты «обрабатывают» школьников юга Кыргызстана. http :// www.centrasia. ru/newsA.php?st=1373958180

5. Религия: женщины все больше радикализируются. http://rus.azattyk.kg /content/ kyrgyzstan _ women_radicalization/24991583.html

6. Шустов А. Боевики для СНГ. На стороне оппозиции в Сирии воюют сотни граждан постсоветских государств. http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1373434620

7. Курамагомедов М.Готовят ли власти Туркмении боевиков для Сирии? http://www.centrasia.ru/ news. php?st=1375736400

8. Ятимов М. Таджикистан готовится к арабской весне? http://www.centrasia.ru/newsA.php?st = 1373319840

9. К.Лама Шариф. Такфириты-«безмазхабовцы» искажают значение четырех мазхабов в исламе. http:// www. centrasia. ru/newsA.php?st=1370845980

10. Кенджаев З. «Джихадисты» в Душанбе выходят из подполья. http://www.centrasia. ru/news. php? St = 1372712280

11. В Кыргызстане выросло количество преступлений религиозно-экстремистского характера. http://rus.azattyk.kg/archive/ky_ News_in_Russian_ru/20130704/4795/4795.html?id=25035968

12. Элеонора Бейшенбек кызы. Экстремисты переходят в цифровое пространство. http://rus. azattyk kg/content/kyrgyzstan_security_extremism/25036347.html

13. Сокиев Б. Правительство Таджикистана озабочено ростом экстремизма в стране. http:// www. centrasia.ru /newsA.php?st=1375377480

Роза Токсоналиева

06.12.2013

Источник: EastTime.ru.