Вопреки известному слогану, новое поколение, призванное быть "великой созидательной силой" (Э.Рахмон), выбирает отнюдь не "Пепси", а оружие. Выбирает не само - ему навязывают извне.

Неприглядное зрелище явили собой пятеро молодых людей прячущих лица, на видео, выложенном в Интернет, сжигающие паспорта граждан Таджикистана. Акцию можно считать постановочной "инсценировкой, направленной на ослабление имиджа Таджикистана на мировой арене". В любом случае, эти действия, совершенные молодыми людьми, прибывшими в Сирию для ведения боевых действий, примкнувшими к террористическим группам, можно назвать юношеской бравадой, использованной с целью заявить о выборе в пользу "мученической смерти" на чужой земле. Корнями это публичное, показательное выступление уходит в повальную стремительную исламизацию общества и целенаправленное вовлечение в нее молодежи.

В Таджикистане за 70 лет советского существования были утеряны исконно нравственные нормы и устои религиозного воспитания. В результате, создавшийся вакуум стал быстро заполняться появившимися течениями, заявляющими свои претензии на истинные религиозные ценности. Сегодня существует большая армия небогатых людей, в числе которых – много молодых, весьма приблизительно представляющих себе устои традиционного ислама, но все-таки верящих, что эта религия – религия их отцов и дедов. Они являются "непаханым полем" для прорастания чуждых таджикам, вредных религиозных течений, полем брани за умы подрастающего поколения.

Поле битвы за умы таджикской молодежи

"Низкий уровень уважения властей Таджикистана к свободе вероисповедания" (по определению госдепа США) и отказ таджикских властей от заигрывания с радикальными исламистами связаны с тем, что руководство страны пытается не допустить радикализации общества, сохранить конституционно закрепленную светскую форму правления и приостановить рост темпов массовой исламизации населения, в особенности – молодежи. Регулярно проводятся судебные разбирательства в отношении членов и активных сторонников, официально запрещенных в РТ террористических организаций, типа "Хизб-ут-Тахрир", "Джамоати Таблиг", "Салафия", "Ансаруллох", ИДУ и пр., привнесенных из-за рубежа.

Таджикско-персидская философия образования дала человечеству сотни гениев науки и литературы: Рудаки, Фирдоуси, А.Ибн Сино, Омар Хайям, Саади, Хафиз, Беруни, Джами. Однако, постепенно вытесняя из образования арийско-зороастрийские традиции, исламская философия превратила институт образования в служанку богословия. Именно такое положение дел стремятся вернуть сегодня радикальные исламские силы. Власти Таджикистана стремятся не допустить, предотвратить возвращение к средневековью, гигантскому шагу к дореволюционной массовой неграмотности. Пресекают любые попытки исламистов религиозного зомбирования молодежи, не дают им шансов к "порабощению" умов подрастающего поколения.

Многие независимые наблюдатели подчеркивают, что интерес к религии в стране в последние годы возрос. Изучать азы ислама в богословские школы отдают детей даже из нерелигиозных семей. Это происходит в ущерб общеобразовательной подготовке молодежи. Вследствие чего, юноши и девушки, кроме сомнительной религиозной подготовки в заведениях средней руки не имеют элементарных практических навыков и знаний. Это показали проверочные тесты и аттестация студентов, вернувшихся с подобного обучения из исламских стран. В перспективе, после такой подготовки лишь немногие смогли продолжить обучение по религиозной специальности. Остальные, потратив впустую несколько лет и не найдя применения своим неквалифицированным знаниям, были вынуждены пополнить ряды местных безработных или трудовых мигрантов. Со своей примитивной начальной духовной подготовкой "самоучки" рискуют попасть и попадают под влияние радикально настроенных религиозных групп, сект или становятся адептами нетрадиционных для Таджикистана течений ислама. Зачастую наставниками молодежи являются муллы, уровень знаний которых оставляет желать лучшего. До недавнего времени, купить книги по исламу можно было на любом рынке. В магазинах и возле каждой мечети продавали аудио- и видеозаписи проповедей известных в стране священников. Сейчас контроль за массовым засильем низкопробной религиозной литературы и видеоматериалов ужесточен. События в Раштском регионе РТ (2010 г.) показали, что среди боевиков-террористов оказалось немало из тех, кто получил заграничное религиозное образование. Ситуация повторяется с "волонтерами на выезде" в Сирии. Многие молодые люди сначала уезжают на заработки в Россию или страны Центрально-азиатского региона. Уже оттуда эмиссары, с определенной целью, вербуют их на учебу в странах исламского мира. И тогда, из них вырастают не муллы и проповедники, а дипломированные террористы. Кроме того, особо одаренные ученики регулярно направляются на повышение квалификации в Саудовскую Аравию и другие арабские страны, откуда парни и девушки возвращаются не с намерением нести в люди мир, спокойствие и взаимопонимание, а с непреодолимым желанием пополнить ряды экстремистов и террористов от религии. Что неплохо оплачивается их наставниками. Вот тут, они вспоминают о своем первоначальном гражданстве, достают "из широких штанин дубликатом бесценного груза" паспорта или автомат Калашникова, чтобы продемонстрировать свое истинное отношение к исторической родине, родителям и предкам.

Когда ученье - свет, а неученье – тьма

Многие подростки нелегально стремятся посещать мечети, не проявляя при этом интереса к самосовершенствованию, утилитарному, прикладному образованию и самообразованию. Стало популярным на последние, с трудом накопленные деньги отправлять детей на обучение в низкосортные религиозные школы в исламские страны, игнорируя многочисленные учебные заведения в республике. До недавнего времени более 1,4 тыс. молодых таджикистанцев обучались в религиозных высших учебных заведениях за рубежом, где, как показали события в Раштском регионе РТ, обучают не только богословию, но и дают боевую подготовку. Массовое возвращение таджикских студентов из зарубежных теологических заведений началось после выступления президента Таджикистана Э.Рахмона, который справедливо считает, что многие исламские центры имеют экстремистскую направленность. Что на практике было доказано участием выпускников подобных школ и медресе в событиях в африканских и арабских странах. Сегодня стало ясно, что возвращение властями Таджикистана студентов и школьников, проходивших обучение в религиозных учебных заведениях Египта, в частности в университете "Аль-Азхар", было правильным и своевременным шагом. Хваленная "просветительская" работа этих учебных заведений, потворствующих терроризму и экстремизму, принесла своим странам заслуженные плоды, но не плоды просвещения, а рассаду революций.

Молодой светской Республике Таджикистан не нужны в огромном количестве ни полуграмотные мусдуховники, ни агрессивные террористы. После возвращения студентов из исламских стран их интеграция, социализация в обществе проходит с трудом. Удивляет позиция родителей, которые вместо того, чтобы дать своим отпрыскам утилитарную профессию, пользующуюся спросом, как на родине, так и при выезде на заработки за рубежом, доверяют обучение и воспитание собственных детей сомнительным "педагогам". Только, благодаря семье (где бы географически не находились ее члены), из поколения в поколение передаются добрые нравы и традиции предков. Культура и дух мусульман воспитывается, в первую очередь, родными и близкими. Не стоит родителям отдавать неокрепшие молодые души детей в руки и под идеологическое влияние тем, которые с удовольствием "лепят" из них послушников по своему образу и подобию. Каждый второй возвратившийся студент признается, что в ходе обучения их призывали к гражданскому неповиновению и джихаду. Отсев учащихся из светских школ является проблемой образования на глобальном уровне, способствующей увеличению числа неграмотной и безработной молодежи. И как следствие - появлению на рынке труда большого процента неквалифицированных кадров, готовых лишь на "черную" подсобную работу. Спрос на необученных, непрофессиональных работников не превышает предложение, и молодые люди уезжают в поисках заработка за границу. Сирийская пятерка – явно из таких неучей.

Плачевный итог, как некролог

В прошлом году Верховный суд РТ приговорил к двум годам лишения свободы пятерых студентов, обучавшихся в вузах Сирии, за участие в боевых действиях против режима президента Б.Асада. В марте с.г. ОВД г.Куляба сообщил о задержании Давлата Чолова, занимавшегося набором рекрутов для джихада в Сирии. В свете революционных событий в САР, глава ПИВТ М.Кабири предложил снять запрет на деятельность в Таджикистане экстремистской организации "Братья мусульмане". А в Египте недавно 529 членов данной организации были приговорены к смертной казни.

Судьба "солдат джихада" печальна и незавидна: разлука с родными, потеря собственного имени, гражданства и родины, смерть за призрачные идеалы на чужбине или многолетние тюремные застенки за террористические действия. Известны случаи гибели четверых граждан РТ в боевых действиях в САР, один из которых, Абу Ахмад Тоджики (Бахтиер Шеров), который два года тому назад уехал на заработки в Россию, а оказался убитым в Сирии. Не исключено, что скорбный список могут пополнить пять новых имен из сожженных паспортов граждан РеспубликиТаджикистан.

Тамара Обидова, преподаватель

16.04.2014

Источник: ЦентрАзия

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1397630820

Таджики в сирийской войне

По данным различных источников, в военных действиях в Сирии принимают участие от 80 до 190 таджикистанцев. Что заставило парней из Таджикистана воевать и отдавать жизнь в далекой чужой стране?

Ахмад-переводчик

Первые сообщения о том, что таджикистанцы участвуют в боевых действиях в Сирии, таджикские спецслужбы распространили еще в мае 2013 года. По данным Госкомитета по национальной безопасности Таджикистана, с начала боевых столкновений в Сирии тогда были убиты трое таджикистанцев.

В январе 2014 года арабские СМИ распространили сообщение о том, что 9-летний таджикский мальчик по имени Ахмад участвует в боевых действиях в Сирии. Ахмад помимо своего родного, таджикского, языка владеет турецким, арабским и русским языками.

«Ахмад выступает в роли переводчика для бойцов, приехавших воевать в Сирию из Чечни, Турции и других стран, которые не знают арабского языка», - отмечает автор материала, добавив, что в свободное время мальчик играет со своими сверстниками.

По сообщению официальных представителей Сирии, которое было распространено еще в декабре минувшего года, таджикистанцев, воюющих в этой стране на стороне повстанцев, более 190. Однако многие эксперты называют эти цифры завышенными.

В свою очередь, Комитет по делам религии и упорядочению традиций, торжеств и обрядов при правительстве Таджикистана заявлял, что в конфликтах в Афганистане, Пакистане и Сирии за последние годы убиты 14 граждан Таджикистана. Источник не исключает, что их количество может быть и гораздо больше, поскольку названное количество обнаруженных погибших - это только те граждане Таджикистана, чьи тела удалось идентифицировать.

Кем был Абу Ахмад Таджики?

В конце марта интернет-портал Akhbar Sham, называющий себя «сайтом мухаджиров и ансаров Шама», сообщил о смерти в ходе последних боев в Сирии трех парней с постсоветского пространства. В сообщении говорилось о том, что наряду с гражданами Казахстана и Дагестана в последних военных операциях был убит и таджикистанец, которого называют Абу Ахмадом Таджики.

По сообщению сайта, Абу Ахмад - уроженец Куляба, прибыл в Сирию весной 2013 года и воевал в составе группы “Коммандос” против правительственных войск Сирии. Akhbar Sham характеризует Абу Ахмада Таджики как человека «мягкого, стеснительного, с постоянной приветливой улыбкой на лице», который «никогда не жаловался».

Издание отмечает, что «по некоторым его высказываниям его близкий друг понял, что его беспокоили слишком комфортные условия пребывания в данной группе», поэтому часто просился на рибат (передовую), где чувствовал себя лучше. После перевелся на 2-ю базу группы «Имарат Кавказ».

По сообщениям сайта, Абу Ахмад Таджики был дважды ранен: первый раз - в руку в местечке Джазира, у подножия горы Шувайх, второй - здесь же, снайпер прострелил ему ногу. Оба ранения оказались не тяжелыми, и он, едва поправившись, вновь отправился на передовую.

Погиб Абу Ахмад утром 22 марта во время штурма самой высшей точки горы Шувайх, которая находилась под контролем правительственных войск президента Башара Асада.

«Он был в составе передовой группы муджахидов, штурмовавших «Свечку». Группа с боем продвигалась вдоль забора, пока не сблизились с противником. Возможно, было бы правильно занять удобную позицию, используя большие камни и канавы, и оттуда вести огонь. Но Абу Ахмад, как только увидел первые вражеские фигуры, не прячась и не пригибаясь, открыл по ним шквальный огонь… Затем упал, пораженный свинцом противника. Так наш брат стал шахидом, иншаллах», - пишет сайт о последних минутах жизни Абу Ахмада Таджики.

Действительно ли Абу Ахмад был из Таджикистана, по сообщениям сайта определить трудно. Хотя о том, что он родом из Куляба, говорится и в следующем эпизоде:

«Один из тех, кто знал немного о событиях в Таджикистане, шутливо спрашивал Абу Ахмада:

- Как это, будучи из Куляба, ты вдруг на джихад попал? Ведь кулябские всегда поддерживали хукумат? А на джихад выходили из Курган-Тюбе и других мест…

- В этом мире все меняется, нет в нем постоянства. Тех, кого раньше считали правильными героями, засосала дунья. А из Куляба, который отсиживался, стали выходить муджахиды».

Чуть позже на сайте «Озоди» была опубликована статья, в которой жители девятого микрорайона г.Куляба уверяли, что 22 марта в Сирии был убит один из их бывших соседей Бахтиёр Шеров, чья фотография появилась в Интернете как фото Абу Ахмада Таджики. Многие соседи признались журналисту агентства, что восприняли с удивлением известие о нахождении Бахтиёра в Сирии.

Давлат Мирзоев, житель дома №21 данного микрорайона Куляба, подтвердил сходство Бахтиёра и Абу Ахмада Таджики на фотографии, хотя признался, что ему совершенно непонятно, каким образом парень мог попасть в Сирию.

По словам Марворид, еще одной соседки, Бахтиёр «был спокойным молодым человеком, никогда по ночам не гулял, уважал мать. Год назад уехал в Россию».

По тропе войны

На видеохостинге Youtube на прошлой неделе появилось трехминутное видео, на котором говорится о сжигании паспортов пятью гражданами Таджикистана, прибывшими в Сирию для ведения боевых действий против официальных властей. На ролике видно, как сжигается четыре заграничных паспорта и один общегражданский паспорт граждан РТ.

За кадром слышна речь на смешанном русском и таджикском языках. Один закадровый голос объявляет: «Вот братья новые приехали на джихад, иншаллах. Это куфарские паспорта, мы их сжигаем, и намерения у нас - не возвращаться обратно в этот куфар», - говорит голос за кадром.

Эти люди называют себя первыми гражданами исламского государства - Ирак и Шам (Сирия).

Однако власти Таджикистана склоняются к тому, что видео о прибытии в Сирию таджикских боевиков и демонстративное сожжение ими своих паспортов больше напоминает инсценировку, преследующую цель ослабить имидж Таджикистана на мировой арене. Об этом радио «Озоди» сообщил начальник управления информации, прессы, анализа и внешнеполитического планирования Министерства иностранных дел Таджикистана Абулфайз Атоев.

Вместе с тем власти признают факты участия таджикских граждан в сирийской войне и даже привлекли к уголовной ответственности нескольких из них.

В 2013 году Верховный суд Таджикистана приговорил к двум годам лишения свободы пятерых студентов, обучавшихся в высших учебных заведениях Сирии, - за участие в боевых действиях против режима президента Асада. Кроме того, в начале марта милиция Куляба сообщила о задержании Давлата Чолова, брата бывшего командира Народного фронта Курбона Чолова. По версии правоохранительных органов, Давлат Чолов занимался сбором рекрутов для джихада в Сирии.

По сообщениям российских СМИ, на сирийскую войну граждане постсоветского пространства попадают, пересекая третьи страны – в основном Турцию и Египет. Таджикистанцы, чтобы попасть в эту арабскую страну, сначала едут в Россию.

Что ведет таджикистанцев в Сирию?

Гражданская война в Сирии, начавшаяся в начале 2011 года на волне «арабской весны», не утихает до сих пор. То и дело в СМИ показывают страшные кадры войны в этой стране, где, по официальным данным, уже погибло около 150 тысяч человек.

Что же толкает представителей других стран принять участие в этой внутренней войне сирийцев?

По мнению многих экспертов, сегодня сирийский конфликт принял более широкий характер, нежели в самом начале противостояния.

В конфликт включились большинство крупных мировых держав, а также страны, поддерживающие ту или иную сторону по религиозным соображениям. В конце 2012 года в докладе ООН эта война была охарактеризована как «открыто религиозный конфликт» между алавитским ополчением и его шиитскими союзниками, воюющими в основном против преимущественно суннитских повстанческих группировок.

И в этой смеси противостояний оказались и многие выходцы из стран постсоветского пространства, в том числе из Таджикистана, воюющие в основном по идейным соображениям на стороне суннитов, считая участие в этой войне джихадом.

Профессор Питер Ньюман из Международного центра при лондонском Королевском колледже объяснил эту ситуацию следующим образом: представители ислама устремляются в Сирию, поскольку считают, что таким образом они «защищают своих братьев и сестер по вере. По их мнению, человек не должен считать себя гражданином определенного государства или членом общины. Ему следует думать о себе как о части мировой общины - общины верующих».

Однако многие сирийцы, рассматривающие конфликт как гражданскую войну, ставка в которой - свержение режима Асада, выступают против приезда в страну иностранных боевых групп. «Мы обращаемся к нашим братьям из всех стран. Нам не нужны люди. Оставайтесь в своих странах и делайте что-нибудь доброе у себя в стране. Если хотите помочь нам, направляйте нам оружие или деньги. Вы можете молиться за нас, но вам не нужно приезжать в Сирию», – заявил начальник штаба Сирийской свободной армии Селим Идрис.

Таджикистан за возвращение своих граждан с войны

В самом Таджикистане к участию наших соотечественников в сирийском конфликте многие рядовые граждане относятся сдержанно, стараясь не осуждать, но и не приветствовать их поступок.

Власти же республики больше всего опасаются, что молодежь, воюющая сейчас в Сирии или Афганистане, когда-нибудь вернется домой и принесет на родину нестабильность.

Призвали отказаться от участия в сирийской войне нашу молодежь и многие религиозные деятели страны, в том числе известный богослов Ходжи Мирзо.

Саидумар Хусайни, депутат таджикского парламента и заместитель председателя Партии исламского возрождения Таджикистана, считает, что сирийский конфликт – война, развязанная врагами исламского мира и нашим соотечественникам не стоит принимать участие в боевых действиях в этой стране.

«Как известно, в последние годы все сильнее наблюдается втягивание мусульманских стран в хаос со стороны определенных внешних сил. Такая ситуация в Египте, где не без поддержки крупных мировых игроков был отстранен от власти и арестован всенародно избранный президент Мурси; не видно мира в Ираке, Афганистане; никто не спешит заняться вопросом Палестины. На этом фоне участие исламских сил в сирийской войне на руку лишь их врагам. Что касается сообщений о том, что в этой войне принимают участие около 200 таджикистанцев, думаю, тут все преувеличено специально, с целью опорочить мусульманские страны. На самом деле я не исключаю, что среди 8 миллионов таджикистанцев найдется пара десятков молодых людей, по тем или иным причинам решивших принять участие в сирийской войне, но не более», - говорит С.Хусайни.

«Наша религия всегда была на стороне мира, и, думаю, тем нашим землякам, которые решили послужить исламу, лучше было бы делать это мирно, у себя дома, призывая своих близких к служению исламу, ведению праведного образа жизни. Это был бы правильный джихад, - считает Саидумар Хусайни. - А властям следовало бы искать пути решения этой проблемы, прежде всего обеспечив нашу молодежь достойной работой, вниманием в обществе, равными возможностями для образования и самореализации у себя в стране. Только так мы можем защитить их от внешних влияний, не отвечающих интересам нашего общества».

14.04.2014

Источник: Азия-Плюс (asiaplus.tj)