В последние годы мировое сообщество столкнулось с беспрецедентной по масштабам и последствиям проблемой, которая и сегодня далека не только от своего решения, но и от адекватного осмысления. Речь идет о стремительном распространении различных форм социального насилия, среди которых особую угрозу представляет экстремизм, который своими деструктивными проявлениями, в частности, в религиозной сфере представляет серьезную угрозу безопасности страны и нормальному развитию общества, ведь устойчивое развитие напрямую зависит от обеспечения безопасности.

Религиозный экстремизм ни в коей мере не может отождествляться с религией вообще. Это лишь те ее радикальные и извращенные формы, которые ради достижения поставленных их инициаторами целей трансформируют религию в идеологический инструмент, оправдывающий любые средства, включая и насильственные.

В целом, оценка общественно-политической, социально-экономической, военно-политической ситуации, складывающейся в Центральной Азии, свидетельствует об усиливающейся тенденции возрастания современных угроз миру, стабильности и устойчивому развитию региона. Значимость антиэкстремистской и антитеррористической деятельности особо отмечается в условиях продолжающегося роста напряженности обстановки на Ближнем Востоке, а также потенциальных угроз со стороны Афганистана – после возможного вывода из этой страны войск западной коалиции во главе с США в 2014 году.

За два последних года на территории республики органами внутренних дел выявлено 403 преступлений экстремистской направленности, задержано 366 активных членов радикальных, экстремистских организаций. У задержанных изъято более 12 тыс. экземпляров экстремистских материалов. Наиболее значительное количество преступных проявлений экстремизма зарегистрированы на территории Жалал-Абадской (20,4%), Ошской (19,6%) областей и г.Бишкек (16,3%).

В настоящее время на учете ОВД КР состоят более 1700 активных членов экстремистских организаций. Подавляющее большинство сторонников являются членами религиозно-экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир» – 78,3% от общего числа экстремистов.

Возрастает численность экстремистских и террористических организаций, повышается уровень их организованности, укрепляется взаимодействие между отдельными радикальными группами, иногда происходит объединение их усилий для достижения опасных целей. Эмиссары религиозного экстремизма легко пересекают государственные границы. Имеются факты, когда наши граждане привлекаются к ответственности в других государствах за осуществление экстремистской и террористической деятельности. Так, 4 октября 2013 года в г.Москве правоохранительными органами задержан гражданин Кыргызстана Махмудов, который в одной из мечетей Москвы занимался вербовкой в движение «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», считающейся в России террористической организацией. А в мае этого года в Кыргызстане задержан гражданин Казахстана Хайров С., который в РК обвинялся в создании, руководстве террористической группой, возбуждение религиозной вражды, похищение человека. Он был экстрадирован в Казахстан 16 июля.

Сегодня в государствах-членах ШОС и ОДКБ осуществляют свою подрывную деятельность более 40 экстремистских, террористических и сепаратистских организаций, двенадцать из них, наиболее опасные, официально запрещены в Кыргызстане, в том числе террористические организации такфиристско-джихадистского движения «Жайшуль Махди», «Джунд-уль-Халифат», «Ансаруллох», «Ат-Такфир Валь-Хиджра».

Активизировалась участие женщин в экстремистской деятельности. Если в 2005 году доля женщин в совершении экстремистских преступлений составляла 1,1%, то в 2012 году она возросла на 23%. Например, в результате только одной операции, проведенной сотрудниками ОВД в с.Уч-Коргон Кадамжайского района в апреле этого года, выявлены и задержаны 6 активных участниц местной религиозно-экстремистской группы.

Они имеют детей школьного и дошкольного возраста.

К большому сожалению, экстремизм до сих пор остается альтернативной идеологией для отдельных маргинальных групп в обществе, особенно для молодежи от 20-30 лет. Религиозный, политический или этнический экстремизм делает акцент на молодежь и из ее рядов черпает свежие силы.

В июле 2012 года в результате проведенных МВД оперативно-розыскных мероприятий в г.Бишкеке была разоблачена деструктивная деятельность молодежного крыла РЭО «Хизб ут-Тахрир», которое вербовало в свои ряды старшеклассников, студентов престижных ВУЗов используя интернет сайты. Среди них есть так называемые протестные группы, которые считают, что положение вещей в государстве можно изменить лишь запугиванием граждан, радикальными акциями, массовыми беспорядками т.д.

Изучение интернет страниц некоторых выехавших из г.Кызыл-Кия за границу (в Сирию) в марте-апреле 2013 года показывает, что они создали различные онлайн сообщества и долгое время обсуждали обстановку на Ближнем Востоке, в частности, события в Сирии и выражали свои желания выехать туда для совершения «газавата» т.е. участвовать в боевых действиях на стороне антиправительственных сил.

***

Обращает на себя внимание неуклонный рост влияния салафизма, особенно его радикальных элементов. Экспансия салафитских идей в нашу республику, в основном, идет с Северного Кавказа через Казахстан и из стран Ближнего Востока, а именно из Саудовской Аравии и Египта.

В практике таких радикально-салафистских групп имеется немало деструктивных действий, направленных, в первую очередь, против правоохранительных структур. Об этом свидетельствует террористические акции совершенные членами террористической группы «Жайшуль Махди» в 2010-2011 г.г. в Бишкеке и Чуйской области.

Большинство зарегистрированных в Кыргызстане преступлений экстремистской направленности связаны с возбуждением религиозной и конфессиональной вражды и ненависти. Источником нарушения межрелигиозного мира и согласия, а также радикализации религиозных институтов в первую очередь выступают религиозная нетерпимость, религиозный фанатизм, множественность религиозных течений. Сегодня в республике осуществляет свою деятельность более тридцати религий и конфессиональных направлений, свыше 2 тыс. исламских объединений и функционирует более 300 организаций и благотворительных фондов христианской направленности. Религиозную деятельность осуществляют порядка 1200 иностранных миссионеров, представляющих различные нетрадиционные религиозные течения.

В результате отслеживания религиозной ситуации было зафиксировано разногласие в сфере религиозных отношений, а именно среди различных джамаатов (общин) и отдельных деятелей мусульманского духовенства. Появились религиозные движения, которые традиционно не существовали в Кыргызстане. В их числе «Таблиги джамаат», «Салафизм», «Ахмадия», «Исмаилиты», «Сулаймания» и т.д. Между салафитами и традиционным духовенством Кыргызстана постоянно идут жесткие теологические споры. Такие споры и идейные столкновения ведут к внутреннему расколу и обострению отношений между верующими по внутриконфессиональному принципу, разделению мечетей, нетерпению между членами различных религиозных джамаатов. Например, только на территории г.Карасу существуют давние разногласия между джааматами отдельных мечетей расположенных по соседству.

Идет острая полемика вокруг миссионерской деятельности «Таблиги Джамаат» или, как ее называет в обществе «Дават», который завоевывает все больше сторонников, количество которых не установлено, так как их ряды быстро пополняются. Сегодня трудно отслеживать их деятельность, так как «даватчи» выходят на «дават» сроком от 3 дней до 4 месяцев с выездом даже за пределы республики. Член «Дават», исполняя свой религиозный долг, оставляет свою семью и дом сроком на 4 месяца, несмотря на финансовые и социально-бытовые затруднения, может многим пожертвовать ради своей идеологии. На них отрицательно влияют малограмотные религиозные лидеры.

Серьезной проблемой остается отсутствие системы религиозного образования и уровень знаний имамов мечетей. По нашим данным в настоящее время на территории Кыргызской Республики в исламских учебных заведениях обучается свыше 2 тыс. несовершеннолетних. Проведенный анализ показывает, что в медресе стихийно привлекаются и обучаются дети с малых лет. При этом многие родители, определив своих детей в религиозно-образовательные учреждения, не интересуются, кто и чему обучает их детей. Так подростки нередко поддаются дурному влиянию экстремистской идеологии, становятся жертвами различных экстремистских организаций, течений и сект.

Из всех имамов в республике почти 70% не имеют официального религиозного образования, иначе говоря, осуществляют религиозную деятельность, руководствуясь только собственным опытом. В южном регионе республики имеются имамы мечетей, которые самостоятельно обучались у различных религиозных деятелей в худжурах, в основном на территории Республики Узбекистан. Как выяснилось, только по городу Узгену Ошской области 6 имамов в индивидуальном порядке приобрели религиозные знания у андижанских или наманганских богословов. К сожалению, данный процесс остается вне контроля уполномоченных государственных органов и Духовного управления мусульман Кыргызстана. Сразу возникает вопрос, почему ДУМК не заинтересован в привлечении выпускников местных и зарубежных религиозных учебных заведений. По нашим данным сегодня в зарубежных религиозных учебных заведениях обучаются около тысяч наших граждан. Более того, в республике имеются немало религиозных ВУЗов и медресе.

С начала 90-х гг. прошлого столетия в Кыргызской Республике идет процесс активизации обучения граждан в религиозных образовательных учреждениях ближнего и дальнего зарубежья. Граждане Кыргызской Республики получают исламское образование в Пакистане, Саудовской Аравии, Египте, Турции, Иордании, Сирии, Йемене, Бангладеш. Основная масса наших студентов обучаются в так называемых частных медресе под руководством неофициальных духовных лидеров-авторитетов. В этих заведениях учебный процесс носит «непрозрачный характер». В конечном итоге большинство студентов становится членами различных исламских течений нетрадиционного характера, в том числе и экстремистских организаций.

***

В последнее время в Кыргызстане в завуалированном виде, а иногда открыто идет процесс политизации ислама, радикальная часть отдельных политических сил готова сомкнуться с радикальными религиозными течениями. В практике имеются факты, когда некоторые лидеры политических групп воспользовались их поддержкой, в том числе и финансовой. Экстремисты могут стать орудием политиков. И наоборот, экстремисты могут через политические группы лоббировать свои цели. Например, на свете вопросов вокруг ЗАО «Кумтор», на отдельных Интернет сайтах был размещен видеоролик «Кумтөрдөгү ажыдаар 2013», подготовленный с использованием материалов запрещенной религиозно-экстремистской организацией «Хизб ут-Тахрир».

К сожалению, сегодня для решения тех или иных социально-экономических и иных политических вопросов активно привлекаются религиозные институты, а именно: исламские деятели, группы и общины. Для их активизации искусственно создаются и раздуваются духовно-идеологические проблемы. Иначе говоря, можно констатировать тот факт, что в нашей республике мусульманская община начинает представлять большой интерес как объект политики различных политических сил. Верующие – это готовый электорат, для которого значительно облегчен поиск лозунгов и призывов.

В Кыргызстане уже возникали конфликты на религиозно-бытовой почве. Например, инцидент в с. Куланак Нарынской области и в отдельных регионах Иссык-Кульской области, местные жители запретили односельчанам-баптистам хоронить сына на мусульманском кладбище. Кроме того, адепты нетрадиционно - религиозных учений протестантского толка не участвуют в наших праздниках, не считают необходимым защищать страну, служить в армии.

В республике возникают сложности во взаимоотношениях между людьми, принявшими «новую веру» и традиционным мусульманским населением. Данное обстоятельство в отдельных случаях сопровождается насильственными акциями. В качестве примера можно привести поджог молельного дома протестантской организации «Свидетели Иеговы» в поселке Токтогул Джалал-Абадской области, совершенный в ночь с 17 по 18 мая 2012 года.

Деструктивные группы активизировали работу среди осужденных в исправительных учреждениях, в местах лишения свободы возрастает количество сторонников экстремистских организаций, в том числе радикально-салафитскими идеями. В данном случае главная опасность заключается в том, что в местах лишения свободы нет другой, альтернативной информации об исламе, и осужденные становятся легкой добычей агитаторов экстремистских организаций. Как показывает анализ оперативной ситуации в исправительных учреждениях, там отмечается активное вовлечение членов организованных преступных групп (ОПГ) в ряды экстремистских объединений. В действительности, многие сторонники этих экстремистских организаций в местах лишения свободы могут стать потенциально рядовыми «бойцами».

В противодействии экстремизму требуется совместное усилие государственных органов и общественности. От их активного и тесного взаимодействия зависит успешность борьбы, своевременное пресечение преступной деятельности отдельных экстремистов и экстремистских организаций. Именно поэтому в соответствии с Межведомственным планом по противодействию экстремизму, к его реализации привлекались, кроме правоохранительных органов, местные госадминистрации, несколько министерств и ведомств, религиозные организации.

В многоконфессиональном и многонациональном Кыргызстане для противодействия экстремизму необходимы организации, объединяющие представителей всех диаспор, представители которых – приверженцы самых разных конфессий. Социально-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение экстремизма и укрепление межэтнического согласия должны сопровождаться культурно-массовыми акциями.

В целях укрепления межнациональных отношений на территории различных регионов республики МВД КР проведены ряд социально-профилактические мероприятия под лозунгом «Улуттук Ынтымак – Кыргызстандын негизи». В данных мероприятиях приняли участие ученики средних школ и студенты, представители государственных органов, различных этнических групп, неправительственных организаций, а также средств массовой информации.

Проводимые разъяснительные мероприятия среди населения, в том числе по недопущению распространения экстремистской идеологии и отвращению граждан от участия в деятельности деструктивных групп дают свои положительные результаты. Так, в 2012 году в Ноокатском районе Ошской области после продолжительных профилактических мероприятий органами внутренних дел 7 активные члены покинули ряды РЭО «Хизб ут-Тахрир».

Ясно одно, что невозможно противостоять идеологии радикализма и религиозного экстремизма без поддержки самих традиционных религий. Сегодня необходимо переходить на новый, качественный уровень взаимодействия с традиционными религиозными организациями. Важным шагом в данном направлении и правовым основанием является «Концепция взаимодействия ОВД с религиозными организациями» реализуемого с 2009 года. Основные критерии взаимодействия ОВД и религиозных организаций предполагали сотрудничество по пресечению противоправной деятельности этнокультурных, национальных объединений и религиозных организаций, псевдорелигиозных центров, различных деструктивных сект.

Несмотря на предпринимаемые меры, антиэкстремистская деятельность уполномоченных государственных органов пока малоэффективна. Между тем зарубежные религиозные организации и центры радикального толка продолжают оказать активную финансовую поддержку местных экстремистских групп. Однако ситуация с финансированием экстремизма остается вне контроля компетентных органов. Не проводиться на должном уровне финансовый мониторинг религиозных объединений, религиозных образовательных учреждений и лиц, получающих религиозное образование за пределами Кыргызской Республики на предмет установления возможной связи с лицами и организациями причастных к террористической и экстремистской деятельности.

Формирование антиэкстремистской, антитеррористической идеологии в молодежной среде требует совместных усилий государственных органов, религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства, средств массовой информации. Сегодня необходимо выстроить единую систему информационного обеспечения государственных органов, институтов гражданского общества, расширить области сотрудничества госструктур и официального духовенства, наладить специальную подготовку сотрудников органов власти, преподавателей образовательных учреждений, представителей институтов гражданского общества в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма в молодежной среде.

Важным социальным институтом, имеющим возможность всецело реализовать молодежной политики, а именно по работе с подростками, является образовательные учреждения. Учреждения системы образования сегодня практически не используют воспитательных инструментов воздействия на сознание обучающихся, а занимаются только передачей знаний и умений, относя воспитание к прерогативе семьи. Кроме того, даже при осуществлении учебного процесса учреждения образования не передают подрастающему поколению интеллектуальных и поведенческих навыков терпимости по отношению к иным религиозным учениям, представителям иных этнических групп и т.д.

Здесь следует отметить, что значимость обучения и воспитания толерантности и культуры этнорелигиозного общения в средних школах гораздо важнее всех остальных, так как сознание личности в большей мере развивается в период школьного обучения. Успешность и эффективность данной деятельности зависят от степени интеграции специалистов различных отраслей в разработке теоретических основ и практических рекомендаций по организации помощи детям, родителям, учителям. Реализовать такую интеграцию должны компетентные органы в сфере образования, по делам молодежи в тесном контакте с социальными институтами и правоохранительными органами.

В борьбе с экстремизмом и предупреждении межэтнических конфликтов важную роль играет взаимодействие администрации местных органов власти с правоохранительными органами и общественностью. Однако властные структуры на местах в лице государственных администраций не владеет объективной информацией об этнорелигиозной ситуации, отсутствует система мониторинга деятельности религиозных организаций, слабо поставлена работа с местным духовенством и их лидерами.

***

В заключении хочется отметить, что в настоящее время экстремистские и террористические формирования оснащены современными средствами с высокими техническими показателями: современные компьютерные технологии, средства связи, новейшие разработки в области вооружений, спецматериалов, оборудования, даже современные взрывные устройства. Поэтому не может быть и речи о достижении эффективных результатов в противодействии экстремизму и предупреждению терроризма с имеющейся материально-технической обеспеченностью правоохранительных органов и спецслужб Кыргызской Республики.

Бактыбек Жусубалиев, первый заместитель министра внутренних дел Кыргызской Республики

23/12/2013

Источник: warfiles.ru