Развал советской империи предопределил исламизацию Центральной Азии, маятник качнулся в противоположную сторону и когда и в какой стране он достигнет своей крайней точки сказать не может никто. Мы вынуждены лишь констатировать продолжение процесса радикализации в большинстве стран ЦА. Так уж получается, что чем больше население проявляет интерес в религии предков – Исламу, тем выше уровень радикализма особенно среди молодежи, и что с этим делать политики не всегда понимают. Мягкотелость политиков, приводит к ожидаемым результатам – созданию питательной среды, на которой с большим эффектом определенные силы взращивают молодую поросль, становящаяся резервом для рекрутирования исламистов в международные террористические группировки в Афганистане, Сирии и Ираке.

Некоторые районы Казахстана, как раз являются примером влияния сил, исповедующих идеи крайнего исламизма, на местное население и к чему приводит потворство некоторых представителей власти адептам радикализма и терроризма.

Статистика свидетельствует – увеличение количества мечетей непременно сопровождается ростом радикальных настроений, особенно у молодежи. Причина легко объяснима. Духовное управление мусульман Казахстана не успевает готовить имамов, лояльных существующей светской власти, для новых мечетей. Как известно свято место пустым быть не может и во главе прихожан новых мечетей становятся или самоучки или выпускники исламских теологических центров, в которых идеи "салифизма", чуждые региону – основа веры.

Доказательством сложившейся проблемы можно назвать Южно-казахстанскую область. Недавно главный имам области А.Керимбек в интервью местным журналистам отметил, что в настоящее время на территории Казахстана функционируют более 2 500 мечетей, 788 из которых расположены в Южно-казахстанской области, в которой проживает более 2,7 млн. человек. При этом в 286 мечетях области созданы специальные центры по обучению ислама, где проходят курс обучения около 12 тыс. человек.

Новые мечети строятся на пожертвования местных и иностранных бизнесменов, а их количество растет как снежный ком. Только за два летних месяца в городах Джетысый и Шимкент были введены в строй две новые большие мечети и строительство еще двух закончится в ближайшее время. Острая нехватка дипломированных имамов, чьи кандидатуры согласованы с ДУМК, сказывается на уровне работы самих мечетей. Многие специалисты связывают 1 300 членов различных религиозно-экстремистских организаций, поставленных на учет правоохранительных органов в этой области, с фактической оккупацией некоторых мечетей "имамами", проповеди которых основаны на идеях исламского радикализма.

Ситуация пугающая и местная власть совместно с ДУМК делает все возможное для того, что бы выправить сложившееся положение. Так за последние 6 месяцев почти 1 100 имамов прошли курс переподготовки и почти половина успешно аттестовала свои знания. Благодаря договоренностям с духовными управлениями соседних стран, имам Южно-казахстанской области добился направления 18 выпускников теологических учебных заведений для работы в местных мечетях.

Там же, где влияние ДУМК не столь велико, то имамы, исповедующие идеи крайнего исламизма, чувствуют себя достаточно вольготно. Так имам мечети в городе Темиртау Карагандийской области Сандкбек Есжанов - активный джихадист, не скрывая своих взглядов, в своих проповедях положительно отзывается о джихаде объявленным неверным на Ближнем Востоке. Неприемлемым является факт создания С.Есжановым при мечети "хужры", в которой он собирает молодых ребят. На занятиях с ребятами имам основное время посвящает толкованию тех сур Корана, в которых говорится о джихаде. "Борьба за идеи правильного, чистого ислама – главная задача истинных мусульман" - объясняет своим прихожанам С.Есжанов.

Мечеть, в которой проповедует С.Есжанов достаточно популярна в Темиртау, ее с особым интересом посещают студенты ВУЗов и ученики средних школ, колледжей и лицеев. Кстати, сотрудники государственных учреждений, отдают предпочтение именно этой мечети.

Казахам, переселившимся в Темиртау из соседнего Узбекистана, очень нравится посещать мечеть С.Есжанова. Гуманитарная помощь, из рук имама, хорошее подспорье в жизни переселенцев, но взамен они вынуждены слушать активную джихадистскую пропаганду.

В результате – рост числа рекрутов из Южного Казахстана на Ближневосточном направлении. По некоторым данным из Темиртау в Сирию с начала года уехали 20 молодых ребят. Теперь они муджахеды ИГИЛ. Среди боевиков ИГИЛ бывший магистр Карагандинского Государственного Университета 23-летний Габбиддин Шалдыбаев. Можно лишь посочувствовать горю родителей молодого перспективного парня, попавшего в сети С.Есжанова.

В рекруты ИГИЛ от мечети Темиртау попала и …Павлова Луиза, русская девушка, по образованию бухгалтер, имела престижную работу в частной фирме "Green We Tang". Но, не повезло с супругом – вышла замуж за радикального настроенного мусульманина, стала носить хиджаб, старалась жить по законам Шариата и после многочасовых бесед с С.Есжановым приняла решение вместе с мужем уехать на джихад в Сирию.

А вот активисту религиозно-экстремистской организации "Салафия" Маъмуру Турашеву из поселка Карабулак, что в Сайрамском районе Южно-казакстанской области, удалось завербовать и отправить шестерых земляков в зону боевых действий в Сирию. К сожалению, задержан и осужден за противоправную вербовочную деятельность лишь в декабре 2014 года.

Еще один вербовщик – активист, той же "Салафия" из города Шымкента Тохир Ороз ("заразился" идеями салафизма во время учебы в Саудовской Аравии) создал в родном городе "худжру", в которой обучает местную молодежь основам радикального ислама. Цель – идеологическая подготовка будущих муджахедов для войны на Ближнем Востоке или других "горячих" точек.

А вот Саид Ахаев из города Тараз Жамбылской области не просто бизнесмен, но спонсор семей, чьи родственники нынче воюют в отрядах ИГИЛ, а что делать? – положение члена местной ячейки "джихадистов" обязывает быть на виду и на устах последователей идей крайнего исламизма.

По данным ДУМК количество участников террористических группировок в Сирии и Ираке с казахскими паспортами, лишь из Актауской и Атырауской областей превышает 300 человек. При этом, из того же источника, в Сирии оказались и до 200 членов семей рекрутов из Казахстана.

Не очень приятная статистика, но желание лидеров духовного управления страны и правоохранительных органов положить конец исламистскому беспределу налицо. Будем надеяться, что в самом скором будущем заинтересованными в порядке структурами, будет выстроен барьер на пути радикализации молодежи в Казахстане.

Глеб Колесников

08.11.2015

Источник: ЦентрАзия