Крым и последующие события в Новороссии привели к сильнейшему напряжению политических элит сопредельных с Россией государств. Бывшие советские региональные начальники, а ныне безраздельные властелины этих территорий обеспокоились сохранением своей власти. Особенно те, кто, несмотря на внешнюю риторику, понимает, что Россия может оспорить их принадлежность, предъявить на них свои права.

Забеспокоившись, эти энергичные, деятельные люди начали предпринимать меры, желая упредить неблагоприятное для себя развитие событий. Лучше всего это заметно на примере Казахстана, чей лидер, пожалуй, наиболее смелый и решительный среди всех своих коллег. Осуществленный Назарбаевым перенос столицы в Астану характеризует его отчасти как революционера, несмотря на членство в старческом советском политбюро.

Почуяв опасность, Назарбаев инициировал радикальные изменения в миграционной политике своей страны. Уже 20 марта 2014 года, в разгар событий на Украине, было опубликовано постановление правительства «Об определении регионов для расселения оралманов». Оралманы – это этнические казахи-репатрианты, переселяющиеся в Казахстан из других, преимущественно соседних стран. Среди них Китай, Узбекистан, Монголия, Киргизия, Россия, Иран, Пакистан, Афганистан и так далее.

Процесс переселения оралманов был запущен еще в начале 1990-х и не вызывал особого беспокойства у русскоязычного населения Казахстана. Большинство репатриантов сами выбирали регион проживания, основываясь в первую очередь на естественных обстоятельствах, таких как климат или родственная близость. Проще говоря, переселенцы из жаркого Узбекистана предпочитали южные регионы Казахстана, так как там они чувствовали себя в более привычной среде. Государство же помогало им обустроиться в том регионе, который они сами выбрали.

Не так будет теперь. Постановлением правительства для расселения оралманов избраны семь областей: Акмолинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская и Восточно-Казахстанская области. Все как один приграничные с Россией регионы. Таким образом, объясняет правительство, будет восполнена некоторая потеря населения в этих важных для страны промышленных регионах. При этом все понимают, что речь идет об изменении там численного соотношения этнических русских и казахов, так, чтобы в случае гипотетического референдума о независимости русские «сепаратисты» не набрали бы большинства.

У Казахстана уже имеется опыт решения подобных проблем. Так, в 1997 году семиреченские казаки затеяли бунт с намерением увести Кокчетавскую область в состав России. Должно было последовать решение местного акимата. Бунт, однако, не удался – административное деление республики изменили, а Кокчетавскую область упразднили. Нечего стало отделять.

Так вот особенно интересны детали будущей программы переселения оралманов. Важная роль в этом деле отводится… Китаю. Все замешано на совместном проекте в сфере сельского хозяйства, в рамках которого Казахстан дает Китаю право на аренду и использование земель в приграничных с Россией регионах. Китай в свою очередь направляет в Казахстан избыток рабочих сил из северного Синьцзян-Алтая, Тарбагатая, Илийского региона. Производимая продукция будет реализовываться на казахстанском рынке, а ее излишки - на китайском. При этом Китай берет на себя вопросы финансирование и обеспечения техникой.

Ясно, что Китай в этом случае становится гарантом проекта и своеобразной «крышей» оралманов. В случае конфликта между ними и местным русскоязычным населением на территории Казахстана столкнутся интересы двух сверхдержав: Китая и России. Опасная, очень опасная игра! И не надо восхищаться расчетливостью Назарбаева, ибо это воистину дьявольская расчетливость. И тому имеется всем известное доказательство – события в Жанаозене.

Мало кто в России знает, что бойня в Жанаозене имела причиной, в том числе, и напряжение, связанное с преобладанием в этом регионе оралманов. Напряжение, близкое по своему генезису к конфликту межнационального характера. Репатриантов просто считают «чужими». Порой неприязнь выливается в просто чудовищные формы. Так, несколько лет назад в поселке Жана-Курылыс близ Алма-Аты коренные жители заставили семью оралманов выкопать похороненную на поселковом кладбище родственницу и захоронить отдельно от местных. Ни власти, ни даже имам так и не смогли повлиять на жителей поселка.

Конечно, репатрианты, родившиеся и выросшие в других странах, среди иных культур, отличаются от жителей Казахстана. А груз бытовых проблем, отсутствие нормального жилья, безработица, толкают их к дерзкому, асоциальному поведению. В каком-то смысле их можно сравнить с крымскими татарами, агрессивно захватывавшими пустующие земли в Крыму и вызывающими этим негативное к себе отношение. Теперь ясно, что подобно тому, как Киев использовал татарское меньшинство против русских в Крыму, Астана намерена использовать против русских переселенцев-оралманов.

Вот только есть одно «но». «Чужими» оралманов считают не только русские, но и коренные казахи. Вышеприведенный пример с перезахоронением ярко свидетельствует об этом. То есть массовое переселение репатриантов в приграничные с Россией территории может спровоцировать конфликт между ними с одной стороны и союзом русских и коренных казахов с другой.

Тем более, что среди последних есть немало тех, кто по своему менталитету никак не отличается от русских. Сказалось, знаете ли, советское воспитание. Для таких людей даже существует специальное определение – «шала-казахи». Многие эксперты резонно считают, что именно они и есть основа, фундамент, казахстанской политической нации. Заметным представителем этой категории граждан РК является предприниматель Ермек Тайчибеков, объявивший недавно награду за голову Коломойского. Российский империалист Тайчибеков бескомпромиссно выступает за вхождение Казахстана в состав России на правах губернии. Казахским языком Ермек не владеет.

Да и сам Нурсултан Абишевич разве не советский человек? Большую часть жизни прожив в Советском Союзе с его дружбой народов, он навсегда сформировался как сторонник крупных наднациональных государственных образований. Судьба уберегла его от участия в расчленении СССР, его вины в этом нет. Трио убийц, подписавших беловежские отношения, по сути, должны быть его личными врагами. Возможно, так оно и есть, ведь недаром же Назарбаев впервые повел речь о создании Евразийского Союза еще в 1992 году? На реализацию его мечты ушло двадцать лет, но соглашения о ЕАЭС были подписаны.

Игру же с использованием оралманов в качестве политического инструмента Назарбаев ведет, конечно, для усиления своих позиций. Наученный горьким опытом распада Союза, когда его мнения даже не спросили. Теперь же он не желает оказаться младшим братом в затеянном им самим интеграционном процессе. Для этого, как говорят, представители Назарбаева и вымарывали из договора о создании ЕАЭС всю политическую часть. В том числе и о едином гражданстве.

Президента Казахстана можно понять, вот только игра эта слишком опасна. Лучшее – враг хорошего. Желая следовать модному «европейскому» формату конфедерации государств, можно получить банальную азиатскую резню с последующим отложением северных и восточных территорий в пользу России и крахом государственности. Так не лучше ли сделать всё самому? Для Казахстана и его народа было бы лучше слиться с Россией в единое целое, чем рисковать пустить ситуацию по украинскому сценарию. Зачем Казахстану свой «Донбасс»? Россия и Казахстан – одна судьба. Кому, как не Елбасы, Отцу нации, титул которого получил недавно Назарбаев, принять это мудрое и дальновидное решение?

Сергей Аксенов

01.07.2014

Источник: svpressa.ru