На днях телеканал "Euronews" со ссылкой на французскую газету "LeMonde" сообщил, что "тулузский стрелок" Мохаммед Мерах может иметь сообщников в Казахстане. В редакцию газеты попала секретная информация о голосовых звонках и передачах коротких сообщений преступника, который в марте нынешнего года совершил серию преступлений в Тулузе: убил трех военнослужащих и напал на еврейскую школу. Погибли раввин и трое детей.

Ранее Мерах заявлял о своей принадлежности к "Аль-Каиде". Известно также, что он со своим братом проходил подготовку в Пакистане и Египте.

Французские спецслужбы выяснили, что за несколько месяцев до преступления Мохаммед Мерах сделал множество телефонных звонков в Египет, Марокко, Саудовскую Аравию и Казахстан. Настораживает то, что если Саудовская Аравия, Египет, Марокко являются завсегдатаями подобного рода списков, то появление нашей страны в этом перечне "друзей Аль-Каиды" демонстрирует "корпоративную" вовлеченность нашей страны в международную экстремистскую сеть.

Откуда же они появились, молодые "борцы за веру"? Не секрет, что главными поставщиками молодых исламских идеологов являются зарубежные учебные заведения Королевства Саудовской Аравии, Египта, Ливии, Турции и других, с которыми у Казахстана до сих пор нет соответствующих межгосударственных соглашений на предмет получения духовного образования нашими гражданами. Как правило, молодые казахстанцы едут в эти страны по туристическим визам, а затем поступают и учатся в зарубежных исламских учебных заведениях абсолютно бесплатно. Этому способствуют многочисленные фонды, которые берут на себя вопросы финансирования, обучения и проживания казахстанских студентов, приобщающихся к исламу. С другой стороны, сами страны, в которых ислам фактически является государственной религией, создают все необходимые условия для длительного пребывания наших граждан у себя: выдают соответствующие визы, снисходительно относятся к вопросам регистрации. Свою лепту в подготовку будущих исламских кадров вносят и отечественные частные фонды, за которыми стоят высокопоставленные покровители, имена которых у всех на слуху. По специальной квоте и личным договоренностям с зарубежными партнерами они также отправляют казахстанских детей в Саудовскую Аравию за свой счет.

Что касается единственной официальной духовной структуры – ДУМК, то она не принимает на работу учащихся и выпускников сомнительных заведений. ДУМК твердо считает, что будущим исламским ученым необходимо получать образование за рубежом только по прямому направлению муфтията и только после получения начального образования на родине: в институте "Нур-Мубарак" и девяти медресе.

По данным общественного объединения "Учащиеся и выпускники исламских учебных заведений "Шәкірт" (источник: www.shakirt.kz), в настоящее время за рубежом продолжают обучаться свыше 600 человек. В прошлом году из-за событий "арабской весны" из Египта и Ливии силами МЧС было эвакуировано несколько десятков студентов, однако большая часть из них в настоящее время вернулась обратно. Недавно казахстанские власти эвакуировали наших граждан из Сирии, однако гражданская война не отбила у молодых казахстанцев тягу к знаниям.

Другой причиной появления неформальных мусульманских лидеров является наличие многочисленных иностранных организаций, благотворительных фондов, учебных заведений, компаний и представительств, которые официально работают в Казахстане, реализуя собственные программы в области исламского образования и просвещения, осуществляют благотворительную или иную деятельность для мусульман – граждан нашей страны.

Опыт показал, что подобного рода организации в конечном итоге либо закрываются под тем или иным предлогом, либо осуществляют свою деятельность, пользуясь недостаточным контролем со стороны соответствующих органов, несовершенством казахстанского законодательства. При этом простые граждане закономерно считают, что раз иностранные с зачастую непонятными названиями организации легально работают, а государственные органы дают им соответствующее разрешение, то можно без опасения отдавать им на обучение своих детей.

Так после нескольких лет вполне легальной работы в Казахстане были закрыты Казахстанско-арабский университет "Руханият", Казахстанско-кувейтский университет, Казахстанско-арабский колледж "Тайба", кувейтский благотворительный фонд "Общество социальных реформ", другие заведения. Все они не имели никаких официально оформленных контактов с ДУМК, хотя логически выпускники этих заведений также должны были продолжить свою карьеру в единственной отечественной духовной структуре, в составе которой работают более трех тысяч мечетей.

С другой стороны, некоторые из иностранных организаций и фондов до сих пор продолжают работать. Например, сеть из более чем сорока т.н. вне-школьных исламских образовательных пансионатов с раздельным принципом обучения, открывающихся с помощью турецких фондов. Газеты неоднократно писали о подрывной сути подобных липовых учебных заведений, которые легально работают без согласования с государственными органами и ДУМК ("От твердолобого атеизма – к воинствующему мракобесию?", "Мегаполис" от 6 августа 2012 г.).

Активную подпитку своих последователей осуществляют отечественные интернет-ресурсы. Недавно председатель Агентства по делам религий заявил о выявлении и закрытии десятков зарубежных экстремистских сайтов. В то же самое время он молчит о множестве казахстанских салафитских (ваххабитских) сайтов, которые ведут открытую пропаганду своих идей ("Ваххабитские сайты в Казахстане. Виртуальная опасность", "Zona.kz",17 августа 2012 г.). Фактически журналисты на блюдечке преподнесли список идеологов экстремизма. Однако агентству почему-то с зарубежными экстремистскими сайтами бороться гораздо проще, чем с отечественными.

Следующий шаг идеологического влияния – телевидение, пусть даже пока кабельное. Еще свежа в памяти попытка захвата телеканала "Казахстан" "суфийским братством" и последовавшие за этим кадровые и судебные решения. Теперь, видимо, дошла очередь и до исламского телеканала "Асыл арна" ("Метаморфозы исламского телеканала "Асыл арна". Манипуляторы", "CentralAsiaMonitor", 2 августа 2012 г.). Как результат активной многолетней "просвещенческой" деятельности, 20 августа 2012 г. правительственная комиссия по вопросам развития телерадиовещания отклонила заявку исламского телеканала "Асыл арна" на получение цифровых частот ("Правительственная комиссия объявила нон грат исламскому телеканалу "Асыл арна", Агентство "Сунна", 21 августа 2012 г.). Поводом для этого послужило отрицательное экспертное заключение Агентства по делам религий о пропаганде телеканалом не традиционных для Казахстана исламских взглядов и идей. Ранее эксперты агентства подчеркивали распространение "салафитской" идеологии и активное применение манипуляционных технологий, пропагандирующих арабский (саудистский) образ жизни и поведения. Тем не менее этот телеканал продолжает свою работу в цифровых кабельных сетях.

Как общий результат "комплексной" работы по уводу мусульман Казахстана от традиционных исламских корней, многочисленные горе-выпускники зарубежных исламских заведений ведут свою активную проповедническую работу в неформальной мусульманской среде: вне мечетей, в Интернете, кабельных телевизионных сетях, распространяют нелегальную литературу. Они не прерывают контактов со своими зарубежными наставниками – "шейхами", регулярно общаются между собой через Интернет, осуществляют вербовку и набор молодежи для отправки на обучение за рубеж.

В результате в Казахстане уже сформировались целые отрасли, сегменты рынка, в которых активно работают до поры до времени "умеренные братья". Это касается продажи сотовых телефонов и SIM-карт (видимо, для противодействия оперативным усилиям спецслужб), автомобильных запасных частей, тренерства в детских спортивных секциях единоборств и даже деятельности крупных частных охранных структур, вполне легально располагающих в своем арсенале боевым оружием. Очевидно, что эти "братья" уже не намерены дожидаться от Агентства по делам религий "Концепции умеренного ислама", которую обещал разработать Кайрат Лама Шариф еще год назад.

Что касается агентства, которое было специально создано для помощи в решении проблем в религиозной сфере, то оно выбрало своим приоритетом открытое вмешательство в дела религиозных объединений. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в СМИ и обращения представителей ДУМК в Ак Орду с жалобами на председателя государственного органа, который пытается забрать у священнослужителей вопросы кадров, мечетей и даже пожертвований верующих ("Лама Шариф: Руки прочь от мечетей!", "Мегаполис", 13 августа 2012 г.). Последний скандал связан с недавно открывшейся столичной мечетью "Хазрет Султан" ("Когда же Лама Шариф наконец отделит богово от кесарева?", источник: http://islam.kz/node/528).

В создавшейся ситуации трудно говорить о каких-то приоритетах. Однако очевидно, что, кроме силовых мер, крайне важна работа по сплочению мусульманской общины, формированию в ней единой традиционной, толерантной среды. И в этом серьезном деле не может быть второстепенных вопросов, будь это подготовка духовных кадров, распространение правильных исламских знаний среди верующих, защита от вредоносных идей извне. Другое дело, что для этого необходимо объединить усилия абсолютно всех заинтересованных сторон.

Кожахмет МОЛДАГАЛИЕВ, обозреватель портала "islam.kz"

27.08.2012

Источник: Мегаполис