Первым "на военное положение" перешел КазНПУ им. Абая. На прошлой неделе в стенах старейшего вуза Алматы прошел "круглый стол" с воинственной формулировкой – "Мобилизация общества на неприятие экстремизма и терроризма". Студентов учили не поддаваться на провокации "бородачей" и призывали к джихаду сердца, а не меча.

Ударим знаниями по террору

"Курс молодого бойца" прошел по инициативе Минобразования, а провел встречу главный научный сотрудник Института философии и политологии религиовед Анатолий Косиченко.

– Почему общество надо мобилизовать? – начал он свой доклад. – Потому что существуют силы, в основном внешнего характера, которые хотели бы создать так называемый управляемый хаос в нашей стране. Подобное мы наблюдаем в Северной Америке и на Ближнем Востоке, когда меняются режимы и сеется нестабильность. Это очень опасно! Посмотрите, с арабской весны прошел уже год, а страны, которые мощно проявили протестный потенциал, толком ничего не выиграли. Дело в том, что религия – очень мощный фактор, и некоторые западные страны этим пользуются в своих геополитических целях. Вот, например, США. Они отстаивают право человека свободно исповедовать любую религию. Но поскольку в религиозном неравенстве при желании можно обвинить любую страну, ведь даже в Европе, которая славится своей демократичностью, существуют государственная и предпочтительная религии, то всегда можно вооружиться религиозными лозунгами и получить очень мощную силу. Поэтому наше студенчество должно знать о таких явлениях и умело им противостоять.

На вопрос одного из студентов "Как именно нужно бороться, чтобы победить?" Косиченко ответил словами английского философа Фрэнсиса Бэкона: "Сила – в знаниях".

– Террористы и экстремисты в основном вырывают из Корана отдельные аяты, неверно их цитируют и таким образом вводят в заблуждение религиозно необразованных людей, – пояснил он. – Например, в Коране четко прописано, что основным джихадом (джихад – священная война за веру. – Т.К.) должен быть джихад сердца. Т.е. борьбу надо направлять не вовне, а вовнутрь – против своей греховности. Так вот, на первом месте стоит джихад сердца, потом джихад пера, слова, руки и только затем – джихад меча. Чем же занимаются сейчас экстремистские деятели? Бросают в общество деформированные религиозные знания, которые затем воспринимаются неправильно. Поэтому вопрос религиозного просвещения в нашей стране стоит очень остро. При всем моем уважении к имамам надо сказать, что они проявляют определенную пассивность, а потому проигрывают в идейной борьбе. Им не надо бояться острых социальных дискуссий и проблем, которые у нас существуют.

Вера на крови

Волновал студентов и вопрос хиджабов. По словам Косиченко, эта проблема в нашей стране скорее надуманная, чем насущная.

– Хиджаб – это не символ веры, – объяснил он. – Хиджаб – это всего лишь атрибут, который можно носить, а можно нет. Ущерба для веры в этом случае не будет. Поэтому я думаю, что девушки могут носить хиджаб, но только не из чувства протеста, как это делают некоторые.

Высказался религиовед и по поводу скандального закона о религии. Одна из студенток заявила, что вводимые новым документом ограничения приведут к обратному эффекту. Косиченко парировал зарубежным опытом:

– В Англии в 2005 году в один день аж 23 религиозных объединения были объявлены вне закона. Это очень жестко, согласитесь! А в Казахстане, между тем, ни одна религиозная организация не была запрещена в судебном порядке. Возьмите, например, "Хизб-ут-Тахрир". Да, эта организация под запретом, но не как религиозное объединение, а как политическая партия ("Хизб-ут-Тахрир" – в переводе с арабского "Исламская партия освобождения". – Т.К.). Поэтому я считаю, что Казахстан, напротив, проводит достаточно мягкую политику в этом вопросе. Новый закон о религии всего лишь четко прописал светскость нашего государства и дал возможность эффективно противостоять терроризму. Раньше таких функций у государства попросту не было. Конечно, если бы в нашей стране молодежные программы работали как следует, кредиты были бы более доступны и молодежь не сидела бы без работы, новое поколение так часто не поддавалось бы на лживые провокационные лозунги. Я знаю, что молодежи сейчас нелегко пробиться, но надо понимать, что аналогичные проблемы есть и в других странах. А главное, надо помнить, что сущность религии заключается в том, чтобы подготовить душу к раю. Но делается это не через агрессию, а через покаяние, смирение и самосовершенствование. Вера – это очень высокий феномен, который нельзя втягивать в такие жестокие и кровавые вещи, как экстремизм и терроризм.

Подрывная сессия

О том, что значит втянуть веру в кровь, казахстанцы узнали 4 апреля прошлого года. Тогда выпускник алматинского университета "Нур Мубарак" Рузембай Ишимбетов со своими подельниками дал бой полиции, проводившей спецоперацию в одном из микрорайонов южной столицы, и был уничтожен. Молодые люди поддерживали связь с радикальными религиозными организациями и хранили боеприпасы на съемной квартире. Преступники оказали активное сопротивление – 11 спецназовцев были госпитализированы, одному бойцу взрывом оторвало ногу, второй лишился глаза.

Месяцем позже рвануло и в Актобе. На этот раз 25-летний Рахимжан Макатов совершил самоподрыв возле здания ДКНБ. Следующий взрыв прогремел в Атырау. И опять смертником оказался молодой человек – 24-летний Бауржан Султангалиев. Учителя характеризовали его как спокойного и тихого парня, однако после взрыва у него в доме силовики нашли самодельную бомбу. А вскоре ответственность за теракты взяла на себя экстремистская организация "Солдаты Халифата".

Позже по подозрению в причастности к атыраускому теракту был задержан Мейрамбек Усабеков 1986 года рождения. Декан факультета естествознания АГУ им. Досмухамедова Адильбек Сапаров отзывался об этом своем студенте только положительно: отличник, "бороду не носил, намаз не читал и в сектах не состоял".

Однако корреспондент Tengrinews.kz провел собственное расследование и нашел в социальных сетях "Мой Мир" и "Вконтакте" человека, похожего на задержанного Мейрамбека Усабекова. Указанные им биографические данные совпадали с ориентировкой полицейских по всем параметрам: Усабеков родился 4 октября 1986 года, окончил АГУ имени Досмухамедова, и фотографии были схожи. Пользователь состоял в виртуальных сообществах "Мы верим в Аллаха", "Аллах един", "Я – мусульманин". Журналист подметил, что "его записи в соцсети "Мой Мир" отличаются экспрессивностью по отношению к женщинам: "Знала бы женщина себе настоящую цену, то не обнажала бы свои части тела и ходила бы с покрытою головой", "Первое, за что спросится с женщины в Судный День, – это за нее и молитву за ее мужа". Вместе с Усабековым в розыск тогда был объявлен еще один подозреваемый – Алимжан Сагенов…

Все это в недалеком прошлом. И, оглядываясь на эти факты, антитеррористическая мобилизация студентов кажется вполне разумной. Лишь бы она не стала запоздалой, ведь семена неприятия нашего далеко небезупречного казахстанского мира в сердцах этих юных террористов проросли не сразу, а культивировались властным безразличием к проблемам молодежи немало лет. Если наше общество станет честнее (а для молодых страшнее всего нечестность старших, их коррумпированность и равнодушие, облеченное в красивые слова), то путь назад – от джихада меча к джихаду сердца – будет легче.

Татьяна Куан, Алматы

2 апреля 2012

Источник: Московский комсомолец в Казахстане