Долгое время остававшийся относительно стабильным на фоне других государств Центральной Азии Казахстан в последние полтора года подвергся серии масштабных атак со стороны террористов. При этом предпосылки для укрепления позиций различных мусульманских экстремистских организаций в республике существовали всегда, но в отличие от положения дел в соседних Узбекистане, Таджикистане, Киргизии активность сторонников радикального ислама до недавнего времени была здесь крайне низкой.

Такая ситуация сложилась, в частности, благодаря отсутствию поддержки исламистов со стороны населения, хотя и состоящего более чем на семьдесят процентов из мусульман, но в большинстве своем не являющегося особо религиозным. В подобных условиях руководство республики не имело возможности выработать эффективные средства борьбы с террористической угрозой. Будучи совершенно лишено опыта противодействия исламскому экстремизму, оно выбрало логичный, но в конечном счете ведущий в тупик путь тотального подавления действующих в республике религиозных организаций и движений.

После первой серии инцидентов казахские власти начали проводить регулярные полицейские рейды в наиболее опасных, по их мнению, районах, и отказались от традиционной казахской веротерпимости, введя ограничения на открытие новых мечетей, молитвы на рабочих местах и толкование ислама вне рамок одобренной правительством религиозной доктрины.

Подобные опрометчивые шаги вместо того, чтобы ограничить рост религиозного экстремизма, имеют прямо противоположный эффект, способствуя повышению интереса населения к деятельности экстремистских организаций и массовому пополнению рядов последних, в первую очередь, за счет молодежи.

Между тем, реальную угрозу безопасности страны до настоящего времени создавали не столько разделяющие экстремистские идеи представители основного этноса, каковых, как уже отмечалось, было крайне мало, сколько населяющие южные районы республики этнические узбеки, чья приверженность фундаменталистским течениям в исламе имеет гораздо более долгую историю, чем у коренного населения Казахстана. Не случайно именно здесь, на юге, всегда были наиболее активны такие исламские экстремистские группировки, как «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», Исламское движение Узбекистана и Узбекский Исламский джихад. Ташкентские власти годами «выдавливали» сюда боевиков ИДУ, после чего использовали их для дестабилизации ситуации на юге Казахстана с целью упрочения своего влияния на занимаемых узбеками территориях.

Сегодня эта политика начала приносить плоды. Узбекский фактор стал своего рода катализатором, ускорившим процесс консолидации радикальных исламских элементов в Казахстане. Учитывая, что внутриполитическая, религиозная и этнокультурная ситуация в стране благоприятствует распространению воинствующего ислама, и эта ситуация вряд ли в ближайшее время изменится, угроза терроризма в Казахстане в будущем может еще более возрасти. Положение усугубляется отсутствием у местных спецслужб необходимого опыта для борьбы с подобного рода угрозой. В данных условиях единственным средством сохранения стабильности в государстве и поддержания безопасности его граждан может стать обращение к помощи тех международных партнеров, которые имеют давний успешный опыт противодействия международному терроризму и религиозному экстремизму и лично не заинтересованы в дестабилизации ситуации в Казахстане.

08/12/2011

http://www.copoka.net/site.php?cat=down&idItem=3263