Семь казахстанских женщин и 16 детей не могут вернуться домой из Сирии. Они уже несколько месяцев находятся в специальном лагере на территории, подконтрольной курдским вооруженным формированиям, на границе с Турцией, передает 31 канал.

Как женщины оказались в Сирии — неизвестно, известно лишь, что главы этих семейств погибли. Заместитель министра иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберды комментирует: «Многие наши граждане проходят там спецпроверку властями и Сирии, и Ирака на их причастность к террористической деятельности. Поэтому после определения, что они не виновны, они будут переданы казахстанской стороне. При этом у некоторых женщин имеются дети. Мы не говорим об их участии в террористической деятельности, но на это нужно согласие самой гражданки или гражданина на то, чтобы она дала возможность забрать детей, при этом оставалась бы там до окончания».

Как, что под влиянием идей исламистов граждане различных республик Средней Азии, в том числе Казахстана, уезжают «на джихад» в Сирию. Уголовный кодекс Казахстана запрещает гражданам самовольно участвовать в военных конфликтах. Так, в 2016 году в Актюбинске осуждены 12 человек, пытавшихся примкнуть к террористам в Сирии, каждому дали от 6 до 8 лет заключения. В 2014 году алмаатинец Камиль Абдулин приговорен к 7 годам. Суд установил, что он не только создал и возглавил террористическую группы «Старый Туркестан», воевал в ее составе, но и вел пропаганду экстремизма и терроризма.

14.09.2019

Источник: eadaily.com

Казахстанок с детьми в Сирии проверяют на причастность к терроризму

О ситуации с гражданами Казахстана, застрявшими  с детьми на территории Сирии у границы с Турцией, рассказал первый заместитель министра иностранных дел Мухтар Тлеуберды, передает корреспондент Tengrinews.kz.

О семи женщинах и 16 детях, гражданах Казахстана, восемь месяцев находящихся в лагере беженцев в Сирии, сообщил в Facebook журналист Асхат Ниязов. «На меня вышли казахстанцы в Сирии. Они просят о помощи. Находятся в лагере беженцев на границе с Турцией. Вот она, казалось бы, рядом — мирная и братская нам страна. Но они там уже 8 месяцев. Почему им нельзя помочь вернуться в Казахстан? Я все понимаю, их туда никто не заставлял ехать, но они поехали за своими мужьями. Мужья все погибли. Теперь им что делать? Может, воевать пойти? А дети, наши, казахстанские, должны расти в этих условиях?» — написал Ниязов.

Отвечая на вопросы журналистов, Тлеуберды заверил, что работа по выявлению, определению местонахождения казахстанских граждан и их детей в Сирии и Ираке ведется.

«У нас есть информация, наше посольство в Иордании, а также генконсульство в Ливане занимаются вопросами, поисками наших граждан. Помимо этого, мы получаем запросы от родителей граждан, находящихся там. Эта работа ведется не только МИД, тут связаны и наши спецслужбы, и Минобороны, и МВД. Будет выделяться самолет в случае их возвращения на родину», — заявил замминистра.

В то же время он заметил, что многие казахстанцы проходят спецпроверку властями Сирии и Ирака на их причастность к террористической деятельности. Когда будет доказана их невиновность, они будут переданы казахстанской стороне.

«У некоторых женщин имеются дети. Мы не говорим об их участии в террористической деятельности, но на это (возврат на родину — прим.) нужно согласие родителей. Они должны дать разрешение нам забрать детей, при том, что сама мать или отец пока будут оставаться там до окончания спецпроверки», — объяснил Тлеуберды.

По его словам, родителей, обвиняемых в террористической деятельности, могут лишить прав на детей-казахстанцев, но для этого нужны действия со стороны бабушек и дедушек, проживающих в Казахстане.

13.09.2018

Источник: ctc-rk.kz