Информацию о присутствии в Сирии якобы 150 казахстанцев-джихадистов комментирует «Закон.кз» профессор Казахстанско-немецкого университета, политолог, эксперт по внешней политике Рустам Бурнашев.

- Рустам Ренатович, Комитет национальной безопасности Казахстана высказал предположение, что ролик о якобы 150 казахстанцах-джихадистах в Сирии, появившейся в сети на прошлой неделе, скорее всего, иностранная пропаганда. Ваша версия?

- Я бы не назвал его однозначно пропагандистским, но то, что это действительно только информационный вброс, можно говорить с высокой долей уверенности. Во-первых, поданная в ролике информация не получила дополнительного подтверждения, кроме как французского информационного агентства, которое, собственно, и выложило этот материал. Во-вторых, отсутствуют факторы, доказывающие, что лица, представленные в ролике, имеют отношение к Казахстану.

- Если это, как вы полагаете, информационный вброс, то кем, по вашему мнению, это было инициировано и с какой целью?

- Об этом говорить в настоящее время достаточно сложно, и я бы не стал выдвигать каких-то серьезных гипотез. Отмечу только то, что, по моему мнению, обсуждаемая информация нацелена на акцентирование как минимум двух факторов. Первый – продемонстрировать, что в Сирии действует некий «террористический интернационал». Второй – еще раз указать на наличие неких «внешних угроз», с которыми сталкиваются или могут столкнуться в ближайшее время страны Центральной Азии, в том числе – Казахстан в связи с активностью экстремистских сил в Сирии и в ряде других, близких к нам, странах.

- А вообще это реально, чтобы в Сирии оказались целые казахстанские семьи, причем с детьми?

- Теоретически – да. Казахстанцы могут оказаться в любой стране. И это совершенно нормально, ведь мы живем в этом плане в открытой стране, у каждого казахстанца есть право свободного перемещения. Другое дело, что казахстанцы могут придерживаться различных идеологических взглядов и могут оказаться на стороне тех, кто проводит агрессивную насильственную политику.

Если же говорить о конкретном случае, описываемом в видеоролике, маловероятно, что 150 человек, состоящих в родственных отношениях, могли бы беспрепятственно пересечь несколько государственных границ и оказаться в Сирии.

- Еще летом в интервью ИА Zakon представитель Агентства РК по делам религий Тимур Козырев сообщил, что сейчас внимание отечественных «джихадистов» переключено на Сирию. Цитирую, «в последнее время настораживает тенденция выезда молодых казахстанцев в Сирию для участия в военных действиях на стороне незаконных вооруженных формирований. Если до недавнего времени наиболее «популярен» был Вазиристан, то сейчас произошло переключение внимания отечественных «джихадистов» на Сирию. Судя по некоторым симптомам, находящимся там казахстанским боевикам оказывается финансовая помощь от единомышленников на родине. Сегодня более ста казахстанцев уже воюют в Сирии»... Как вы думаете, это возможно?

- Как я уже отмечал, теоретически возможно все. Но меня смущает указание точной цифры. Что значит, что в Сирии оказалось более ста казахстанских боевиков? Как их подсчитали? Как определили их гражданство? Когда мы говорим о самом факте присутствия выходцев из Казахстана в Сирии и их возможном участии в боевых действиях – вопросов не возникает. Но когда происходит переход к фиксации точных показателей, мы чаще всего сталкиваемся с целенаправленными спекуляциями представителей силовых структур и исследователей, делающих свой бизнес на рисках и их обострении. Пока мы не знаем механизма подсчета, я бы не стал называть какие-то конкретные цифры.

- Один из наших комментаторов под информацией о ролике оставил запись, что это «первый привет от США за предложение присоединить Сирию к ТС». Имеет ли, на ваш взгляд, такое мнение под собой почву?

- В принципе любое мнение имеет под собой почву, но в данном случае я не стал бы связывать публикацию французского информационного канала с политикой США. Не нужно пытаться придавать Таможенному союзу большего значения, чем он имеет, особенно в политике третьих стран. Да, для нас эта структура очень важна, как в позитивном, так и негативном плане. Но насколько она значима для США?

- А связь между этим роликом и недавним взрывом в Волгограде, который совершила в общественном транспорте смертница из Дагестана, вы усматриваете?

- Нет. Однозначно. В России мы видим террористические акты или попытки их совершения, которые имеют под собой, прежде всего, внутренние причины. С Казахстаном как государством эти акции не связаны никак.

- Возможна ли в Казахстане подготовка джихадистов?

- Теоретически – возможна, как и в любой другой стране мира. Прежде всего – с точки зрения ее идеологической составляющей. Также вполне возможна работа с отдельными террористами-смертниками, так как она не требует какой-либо серьезной материальной базы. Подготовка же боевиков, которая требует организации специальных тренировочных лагерей, на территории Казахстана в настоящее время маловероятна.

28/10/2013

Источник: Zakon.kz