Нынешняя неделя началась с новости, что в Крыму задержали диверсантов, которые признались в подготовке диверсий и сборе разведывательных данных о военных объектах в Крыму. Это следует из видеозаписи допроса арестованного Дмитрия Штыбликова, который на самом деле служит в разведуправлении Украины. В свое время, как раз эти кадры могли приложить усилия к тому, чтобы Крыму не было столько религиозно-экстремистских организаций, но им, видимо приятнее самим организовывать диверсии, чем заниматься настоящей работой.

А сегодня российские правоохранительные органы и спецслужбы продолжают активную борьбу с религиозно-экстремистскими организациями, нелегально действующими, в том числе, на полуострове. Мы уже рассказывали о спецоперациях, проведенных в Крыму против местных ячеек «Хизб ут-Тахрир» (ХТИ) — запрещенной в России международной религиозно-фундаменталистской структуры. Юг России до недавнего времени являлся основным полем деятельности этой организации. Известно, что ее ячейки действовали в Крыму и на Северном Кавказе.

Крым и Кавказ как «зоны особого внимания»

В Крыму, до того, как полуостров вошел в состав Российской Федерации, украинскими властями был создан режим попустительства деятельности радикальных организаций. Киев рассматривал религиозных фундаменталистов как естественный противовес российскому влиянию на полуострове, что и позволило радикалам создать разветвленную сеть своих ячеек в республике. Только после вхождения Крыма в состав России борьба против экстремистов активизировалась, что незамедлительно принесло плоды в виде десятков задержанных.

Северный Кавказ остается главной нестабильной точкой на карте страны на протяжении всего постсоветского этапа в истории российской государственности. Так, недавно спецслужбы ликвидировали группу сторонников ИГ в Карачаево-Черкесии. Несмотря на активную борьбу федеральных и местных силовиков против террористических группировок, периодически происходят все новые и новые вылазки боевиков. Кроме того, наблюдается и сращивание радикального подполья с организованной преступностью, так как террористическая деятельность нуждается в финансировании, которое и осуществляется посредством участия в общеуголовных преступлениях.

Однако, как показала практика, все чаще ячейки радикальных организаций появляются и за пределами Юга России, прежде всего — в «столицах», где их контингент пополняется из числа приезжих с Северного Кавказа и из республик Центральной Азии, прежде всего — Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана.

Кто хотел взорвать Москву и Питер

8 ноября очередная ячейка ХТИ была раскрыта в Санкт-Петербурге. Сотрудники Федеральной службы безопасности задержали шестерых человек, трое из которых — выходцы с Юга России, уроженцы Дагестана. Кроме них, в ячейку входили двое жителей Санкт-Петербурга и один гражданин Таджикистана. В отношении задержанных было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ (организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации).

Вторую результативную спецоперацию полицейские и контрразведчики провели в Москве. 12 ноября ФСБ РФ опубликовала видео с допросом задержанного по подозрению в подготовке терактов мужчины. Гражданина Таджикистана арестовали в числе десяти человек — приезжих из республик Центральной Азии. ФСБ РФ подозревает задержанных в принадлежности к запрещенной в России организации «Исламское государство».

При задержании контрразведчики изъяли у иностранных граждан четыре самодельные бомбы, огнестрельное оружие, средства связи, боеприпасы. Предположительно задержанные готовили террористические акты в местах массового скопления людей в крупнейших городах России. Примечательно, что спецоперацию ФСБ и МВД РФ провели при поддержке иностранных коллег — сотрудников спецслужб Таджикистана и Кыргызстана.

Что толкает мигрантов на путь террора?

Задержание приезжих экстремистов из государств Центральной Азии — очередное свидетельство сложной ситуации, сложившейся в бывших советских республиках. Социальная нестабильность, экономические трудности, недовольство государственной политикой — все эти факторы оказывают влияние на рост радикальных настроений в центральноазиатских странах.

Известно, что многие граждане Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, прежде всего молодые, не могут найти работу на родине. Миллионы выходцев из этих республик в настоящее время находятся на территории России, где большая часть из них занята в сфере неквалифицированного и низкоквалифицированного труда в строительном бизнесе, жилищно-коммунальном секторе, торговле, сфере общественного питания. Многочисленные массы социально неадаптированных мигрантов являются питательной средой для деятельности как тривиальных преступных групп общеуголовной направленности, так и радикальных организаций, в том числе — международных террористов.

К чему приведет нестабильность в Центральной Азии?

Неоднократно многие российские политики заявляли о необходимости ограничения миграционных потоков из стран Центральной Азии, ужесточении контроля над мигрантами, находящимися на территории России. Мало кому хочется, чтобы Россия превращалась в подобие Франции или Германии, где миграционная проблема стала практически нерешаемой. В то же время, серьезное ужесточение миграционной политики может привести к непредсказуемым последствиям в самих центральноазиатских республиках.

Сейчас многие их граждане работают в России, получают здесь большие по тамошним меркам деньги и отсылают их на родину — своим семьям. Переводы из России — это огромные суммы. Если центральноазиатские республики их лишатся, а большинство мигрантов вернется на родину, то не исключено, что социально-политическая ситуация в регионе окончательно дестабилизируется. Нужно учитывать и близость постоянно воюющего Афганистана, и заинтересованность США в том, чтобы Россия «завязла» в проблемах сопредельных государств.

Однако, не обращать внимания на усложняющуюся миграционную ситуацию нельзя. Тем более, что под видом трудовых мигрантов в Россию действительно могут проникать эмиссары и боевики международных террористических организаций. Известно, что в Афганистане и Пакистане в последнее время американская армия, а также афганские и пакистанские правительственные войска и спецслужбы регулярно проводят успешные операции против «Исламского государства».

Серьезные удары по позициям ИГ в Афганистане могут вынудить активистов этой организации отступать на территорию центральноазиатских республик, прежде всего — в Таджикистан и Кыргызстан. Естественно, что Россия, играющая ключевую роль в обеспечении антитеррористической безопасности в Центральной Азии и активно сражающаяся с терроризмом в Сирии, в этой ситуации также может превратиться в мишень для ударов со стороны боевиков ИГ.

Илья Полонский

14.11.2016

Источник: yug.svpressa.ru