В Панкисском ущелье нет базы террористов ИГИЛ. Так американский посол в Грузии Ян Келли прокомментировал недавнее заявление главы российского МИДа, когда на прошлой неделе посетил регион вместе с президентом Грузии Георгием Маргвелашвили. Днями ранее о том, что угрозы терроризма нет, заявил премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили. Напомним, что Сергей Лавров не утверждал, что в Панкисское ущелье вернулось в начало 2000-х. Тогда здесь прятались банды чеченских боевиков.

«Доходят сообщения, что игиловцы используют эту труднодоступную территорию для того, чтобы там тренироваться, отдыхать и пополнять свои запасы», — отметил Сергей Лавров. На уточняющий вопрос глава МИДа ответил, что были случаи, когда в Панкисском ущелье задерживали террористов, и, по собранным сведениям, они имели отношение к ИГИЛ.

Есть ли сейчас «Исламское государство» в грузинском Панкисском ущелье? EADaily устроило экспресс-проверку и выяснило, что сторонники ИГИЛ в Панкисском ущелье есть и неплохо себя чувствуют. Более того, его жители продолжают уезжать на «джихад» в Сирию и Ирак, а некоторые возвращаются неизвестно зачем.

На сайтах геолокации мы сразу обнаружили более десяти человек из Панкисского ущелья и долины реки Алазани, которые публикуют на своих страницах в соцсетях символы ИГИЛ и даже страницы игиловского журнала «Дабик». Например, Умар Хангоев. Судя по фотографиям, он недавно приехал в Панкисское ущелье вместе с приятелем, а вчера убрал со своей страницы изображение знамени ИГИЛ. Скопировать его страницу, однако, мы успели.

Просмотреть большинство страниц в соцсетях, владельцы которых размещают символы ИГИЛ, невозможно. Они закрыты для посторонних. А те, что доступны, наполнены хадисами Пророка и точь-в-точь похожи на страницы тех, кто занимается набором в ряды джихадистов ИГИЛ и сирийской «Аль-Каиды». Среди них есть женщины. Например, жительница Панкисского ущелья Алханова пишет: «Отбываю срок в мирской суете!». И размещает рекламные фото боевиков из Сирии. А под фотографией одной из мечетей в Панкисском ущелье один из сторонников ИГИЛ написал: «Все равно она стала нашей!». Неудивительно. По разным данным, только на «джихад» в Сирию и Ирак уехало до 200 человек из Грузии. Большинство — из Панкисского ущелья. Самые известные — два рыжебородых лидера джихадистов. Умар аль-Шишани (Тархан Батирашвили) командует войсками ИГИЛ, а Муслим аль-Шишани (Мурад Маргошвили) является эмиром чеченской группировки «Джунуд аль-Шам», которая ходит в союзниках у сирийской «Аль-Каиды».

В последнее время грузинские власти утверждали, что поток «добровольцев» иссяк. Однако мы нашли совсем свежего новобранца, известного в соцсети под ником Борода. Его страница в Instagram украшена фотографиями на фоне Панкисского ущелья еще трехмесячной давности. Однако несколько недель назад здесь же появился его «селфи» в камуфляже на фоне пустыни. С помощью других соцстраниц мы нашли более полный фотоальбом путешествия «Бороды» на Ближний Восток. Так, другой выходец из Панкисского ущелья под ником Малик Гасанов разместил их общее фото с крупнокалиберными пулеметами на фоне спортивной машины в пустыне. Далее мы обнаружили еще одну страницу Бороды, но под другим именем — «Панкисский». Там Борода уже сидит за обеденным столом в помещении восточного типа, а за его спиной сложено оружие. Или стреляет из автомата на позиции или держит в руках маленького ребенка, одетого в камуфляж. Местом съемки указана Ракка — нынешняя столица «Исламского государства». Любопытно, что последние фото Бороды на его «официальной» странице в Instagram сделаны уже в Панкисском ущелье. В них «путешественник» улыбается на фоне заснеженных гор и ходит босиком по снегу. Другие джихадисты из Панкисского ущелья вздыхают в комментариях, что давно не были на родине. А вот Борода вернулся.

Что делает он сейчас в Панкисском ущелье, непонятно. Как и то, почему в последнее время в интернете стали появляться предложения отдыха в Панкисском ущелье для арабов. Например, бородатый Абдул Гафур предлагает в Instagram десятки особняков для размещения и заснеженные горы для прогулок. Причем его предложение касается туристов из Ближнего Востока. Реклама построена преимущественно на арабском языке. И любой особняк вполне подойдет, чтобы стать временным пристанищем для группы из 5−10 боевиков да еще и с семьями.

Еще один возможный повод для беспокойства России в Панкисском ущелье — беженцы. В ущелье, которое находится в 60 километрах от Чечни за горным хребтом, переехали сотни чеченских семей. Некоторые насовсем, другие, судя по всему, пережидают. По крайней мере, молодежь размещает в соцсети фотографии празднования несуществующего «дня независимости Ичкерии». И, как и многие местные молодые мусульмане из числа чеченцев-кистинцев, любят селфи с поднятым указательным пальцем. Не секрет, что этот знак единобожия в Исламе используют исламские фундаменталисты. А салафитские (ваххабитские) мечети в Панкисском ущелье не редкость. Именно из них чаще всего радикализированная молодежь Панкисского ущелья и уезжает на «джихад». Об этом еще в апреле заявил Совет старейшин Панкисского ущелья и обратился к властям, чтобы те остановили отъезд кистинской молодежи в Сирию и Ирак. Судя по всему, получилось не очень. Как показывает наша экспресс-проверка, идеи ИГИЛа в Панкисском ущелье живы, а его жители продолжают уезжать в «Исламское государство» и даже возвращаются. Зачем? Это вопрос. Именно поэтому, когда Сергей Лавров говорил об опасности, исходящей из Панкисского ущелья, то глава российского МИДа был все-таки прав.

03.02.2016

Источник: eadaily.com