Полиция безопасности Эстонии в отчете за 2014 год, опубликованном на английском языке на официальном сайте ведомства, среди угроз спокойствию в этой прибалтийской республике указала на исламский фактор.

Так, один из жителей Таллина, 31-летний Иван Сазанаков, бывший спортсмен-тхэквондист, принявший ислам под именем Абдуррахман, с лета 2013 года воюет в рядах группировки "Исламское государство" в Сирии, выкладывая фотографии в соцсетях. Этот пример не единичен. Схожая ситуация складывается в соседней Латвии. Выступая 9 марта с.г. в программе "Утренняя панорама" на латвийском телеканале LTV-1, глава полиции безопасности страны Нормундс Межвиетс заявил, что граждане его страны воюют на Ближнем Востоке за "Халифат", и добавил, что "события в Сирии, к сожалению, напрямую влияют и на ситуацию с национальной безопасностью" в Прибалтике.

Обеспокоенность прибалтийских силовиков вызывают также визиты в их страны представителей ближневосточных исламистских движений. "В то время как за все предыдущие годы было совершено менее десятка визитов в страну членов движения "Таблиг-и джамаат", в 2014 году число таких визитов исчисляется уже двузначной цифрой, – говорится в отчете полиции безопасности Эстонии. – Была отмечена и новая проявившая себя в Эстонии исламская организация – "Братья-мусульмане", члены которой налаживают тесные связи с эстонскими мусульманами". По мнению местных силовиков, хотя "террористическую угрозу все еще рассматривают в Эстонии как низкую, но в свете описанных фактов усиление проявлений радикализма и их растущая частота среди некоторых представителей эстонского мусульманского сообщества становятся проблемой", особенно ввиду "молчаливого игнорирования радикальных взглядов и действий со стороны некоторых лидеров этого сообщества". В отчете за 2008 год полиция безопасности отмечала, что "среди членов "Таблиг-и джамаат", посещавших Эстонию, были лица, осужденные в уголовном порядке за наркопреступления и подделку документов, а также лица, которых есть основание связывать с поддержкой исламского экстремизма в западных странах".

Не меньшую обеспокоенность высказывают по поводу "таблигов" и в соседней республике. Как писало 19 мая 2014 года рижское интернет-издание Delfi, ссылаясь на полицию безопасности, в 2013 году "Таблиг-и джамаат" в лице прибывавших в республику эмиссаров "активно приглашал латвийских мусульман посещать страны, где существует высокая угроза присутствия террористов".

Обыватель скорее всего удивится как вообще наличию мусульман в Прибалтике, так и появлению среди них экстремистов. Как отмечалось в отчете полиции безопасности Эстонии за 2008 год, "большинство в мусульманской общине Эстонии составляют выходцы из различных регионов бывшего Советского Союза: татары, азербайджанцы, чеченцы и т.д., хорошо интегрированные в эстонское общество, которых нет оснований связывать с радикальным исламом". Но при этом "постоянно увеличивается численность иммигрантов-мусульман из так называемых стран риска с точки зрения борьбы с терроризмом". Их интерес к Эстонии особенно возрос с ее вхождением 21 декабря 2007 года в шенгенское визовое пространство. Далее в отчете Службы безопасности этой прибалтийской страны констатировалось, что, "как и в некоторых других странах Европы, в Эстонии все больше заметна тенденция, когда ислам принимают не урожденные мусульмане, а лица эстонской или русской национальности". Статьи об этом регулярно появлялись в последние годы как в эстонской, так и в латвийской прессе. "Численность мусульманского сообщества Эстонии и его связи с иностранными исламскими организациями и мечетями росли в последние годы, но события в 2014 году все равно развивались намного более динамично, – считают эстонские силовики. – Заметно выросло число мусульманских иммигрантов, особенно учащихся в эстонских университетах студентов". В отчете за 2014 год также упоминаются задержания нелегальных мигрантов из мусульманских стран, в том числе в таллинском Исламском культурном центре, выполняющем функцию дома молитвы из-за отсутствия мечети в столице Эстонии.

В последние годы в умме Эстонии обозначился конфликт между крупными мусульманскими организациями, возглавляемыми татарами и азербайджанцами, которые до недавних пор представляли в Прибалтике категорию "этнических мусульман", на практике не слишком религиозных, и растущей категорией активных неофитов. Зримым проявлением конфликта стали события на съезде некоммерческой организации (НКО) "Эстонский мусульманский приход", прошедшем 23 января с.г. в таллинском отеле "Юлемисте". По сообщениям газеты Eesti Paevaleht, верующие заполнили не только зал, снятый для съезда, но и примыкающие к нему коридоры. Однако председатель НКО Нияз Гаджиев заявил, что право голоса имеют лишь члены организации, причем вступившие в НКО не напрямую, а через присоединение к ней общин, которые к тому же должны действовать к тому моменту не менее трех лет. Созданная эстонцами-неофитами организация функционирует лишь два года.

Местные силовики характеризуют деятельность эстонских мусульман как "нескоординированную", указывая на "исламскую молитвенную комнату в Тарту, действовавшую в 2013–2014 годах, а ныне закрытую". "Молитвенная комната была в основном инициативой эстонцев-неофитов и иностранных студентов из мусульманских стран, – сказано в отчете Службы безопасности Эстонии за 2014 год. – Там не было официального духовного лидера со специальным образованием для совершения обрядов. Ничего для координации деятельности молитвенной комнаты в Тарту не сделал и лидер эстонского мусульманского сообщества Ильдар Мухамедшин". В своих комментариях официальные духовные лица эстонской уммы подчеркивают, что не могут контролировать взгляды на религию всех посещающих лекции и богослужения в Исламском центре Таллина.

Более откровенно ведут себя официальные лидеры мусульман в Латвии. Так, имам-хатыб (настоятель) рижской мечети сириец Захер Барадие в 2013 году заявил изданию "Телеграф", что не "не видит в "Таблиг-и джамаат" ничего опасного". А председатель Исламского культурного центра Латвии Имран Олег Петров после теракта в редакции журнала Charlie Hebdo в интервью латвийскому телевидению сказал, что поскольку парижские карикатуристы "открыто глумились над священными ценностями", то им вполне "можно было как-то навредить, не знаю, пальцы сломать". По словам Петрова, ислам – вообще-то религия мира, но "если происходит что-то, что наказуемо, то в исламе есть некоторые инструменты, которыми это можно подавить". В этой связи глава Исламского культурного центра привел в пример шариатское законодательство в отношении воров, которым в восточных странах отрубают руки.

Марат Былов

20.05.2015

Источник: НГ - Религии