Как и граждане Крыма, жители Венеции и Вероны и окрестных районов, составляющих провинцию Венето, на стартовавшем в воскресенье 16 марта референдуме (продлится до 21 марта) должны решить, хотят ли они стать независимой республикой или остаться в Италии. Рим уже пообещал игнорировать итоги плебисцита, а власти провинции намерены добиться на первом этапе большей финансовой независимости.

Жителям этих городов предложат ответить на вопрос о том, должен ли регион стать независимой федеральной и суверенной республикой. Судя по опросам, именно этого хотят 64% населения севера Италии, уверенного в том, что они «кормят» юг страны. «Мы хотим, мы требуем референдума. Это голос народа, и вам не удастся заткнуть нам рот», – сказал НТВ один из жителей Венето.

«За нами 1100 лет истории независимости Венецианской республики. И присоединение к Италии в результате плебисцита 1866 года было больше чем ошибкой. Это преступление, потому что результаты того плебисцита были подтасованы», – заявляет в свою очередь президент Комитета за независимость области Венето Джанлуиджи Бузатто.

Как известно, Венецианская республика была независимой до конца 18 века и являлась влиятельной державой, контролировала основные торговые пути и владела множеством колоний в Средиземноморье и за его пределами. В 1797 году Наполеон Бонапарт сверг последнего дожа и присоединил Венецию к Австрии. В состав Италии Венеция вошла в 1866 году, напоминает Telegraph.

Уже не одно десятилетие жители богатых северных регионов Италии выражают свое глубокое недовольство неэффективной и продажной политикой Рима, из-за которой заработанные тяжким трудом доходы налогами утекают на юг и зачастую расходятся попусту. Закон о проведении голосования местные власти приняли в 2006 году.

При этом активисты движения знают, что голосование не обладает юридической силой в глазах Рима, тем не менее, его итоги могут вызвать сильный конституциональный переполох. Они не будут настаивать в случае победы на немедленном отделении от Италии, но начнут шаги в этом направлении. Например, местные власти будут оставлять все больше налогов у себя, составят декларацию независимости, напишут конституцию и так далее.

Кроме Италии, возможный раздел ждет и другие европейские государства. Так, испанская монархия рискует потерять Каталонию уже в ближайшие годы. Каталонцы пытались выйти из Испании в 1871 году, провозглашали независимость и в 30-е годы, а все последние годы на фоне все той же евроинтеграции их требования звучат все громче.

Год назад парламент Каталонии уже провозгласил регион «суверенным политическим и правовым субъектом в составе Испании» – и хотя это решение отменил испанский Конституционный суд, Барселона не намерена отказываться от борьбы. На эту осень запланирован референдум об отделении самого богатого региона Испании, результаты которого Мадрид также не намерен признавать. Пока что в автономии не было референдумов – в 2009–2010 годах прошли лишь консультативные голосования во многих муниципалитетах, в которых приняли участие около 30% жителей Каталонии, 94% из которых высказались за независимость. Согласно опросам, сейчас количество сторонников и противников независимости примерно одинаково.

Признание независимости Каталонии может стать лишь первым шагом к развалу королевства – несомненно, вырастут сепаратистские настроения в другом регионе – в Стране басков, где в 2008 году уже был отменен референдум о начале переговоров с Мадридом о праве баскского народа на самоопределение. По опросам, только четверть населения автономии выступает за независимость, а еще треть высказывается за повышение статуса и федерализацию Испании.

К желающим отделиться можно отнести и многих шотландцев. Все три века нахождения в едином государстве с Англией горцы не забывали о девяти веках своей независимости, а в последние 100 лет движение за автономизацию приобрело и политические формы.

Для начала шотландцам нужно было добиться возрождения собственного парламента – и это получилось у них только со второй попытки: итоги высказавшего за это референдума 1979 года не были признаны Лондоном (из-за недостаточно высокой явки), так что парламент был создан только по итогам голосования 1997 года. Через 10 лет после этого встал вопрос о полной независимости – первоначально сепаратисты планировали его на 2010 год, но потом Лондон все-таки смог помешать назначению референдума.

В 2012 году центральное правительство все-таки было вынуждено пойти на соглашение с Эдинбургом о назначении референдума на 18 сентября текущего года. Скорее всего, в Лондоне решили, что в их же интересах больше не затягивать с референдумом – пока еще сторонники сохранения единого королевства находятся в большинстве. Если им удастся выиграть, то следующий референдум вряд ли пройдет в ближайшие 20 лет – как говорят в Великобритании, такая возможность должна быть одна на поколение.

16/03/2014

Источник: vz.ru