По официальным данным около 2,5 тыс. граждан Турции отправились в Сирию для того, чтобы присоединиться к Исламскому государству Ирака и Леванта (ИГИЛ). Из них около 800 человек выехали вместе со своими семьями. Согласно экспертному мнению аналитиков Анкары, реальное число выходцев из Турции, воюющих в рядах ИГИЛ, гораздо больше – около 5 тыс. человек. Все они отправились в Сирию и Ирак для участия в боевых действиях. Основная опасность заключается не в тех, кто уехал воевать, а в тех, кто радикализировался и продолжает оставаться на территории Турции, а их уже тысячи.

Почему  турецкая молодежь принимает салафизм?

Один из ответов, это политические мотивы. Идеолог одного исламского политического движения в Турции (пожелал остаться неизвестным, ввиду возможного политического давления со стороны властей страны) заявил, что правящая турецкая партия «Справедливости и развития» (АКП) смешала политический ислам с грязью, и поставила его в такое положение, что никто не может усомниться в их решениях. Тем более критиковать. 

Турецкая молодежь обращается к салафизму, как к способу протеста против существующей власти.

Наряду с этим, эксперт отметил, что правительство Турции исказило существующие исламские течения. Он также добавил, что в АКП не практикуется рациональная критика ислама, а связь с народом не демократична. При этом молодежь Турции, присоединяясь к ИГИЛ, выражает своего рода протест, но не светскому правительству Сирии, а наоборот исламскому турецкому правительству, которое они считают прогнившим и не справедливым. ИГИЛ обещает турецкой молодежи подлинное, истинное братство. Исламская молодежь Турции ищет пути самовыражения, способ объединиться с обществом. ИГИЛ выступает в этой роли для молодых умов.

Профессор Кларк Макколи университета «Брин-Мор-колледж» (США), эксперт в области политического радикализма, убежден, что необходимо выделить смешивание различных мотивов, в которых эмоции и личное состояние является таким же важным как политическое убеждение ИГИЛ.

Наряду с этим, Кларк Макколи отметил, что личные факторы могут быть разбиты на категории механизмов радикализации:

- политические претензии: общество возмущено западным влиянием на положение суннитских мусульман, которые страдают от рук шиитов в Ираке и алавитского правительства Башара Асада в Сирии;

- личное возмущение: даже образованные, успешные в работе мусульмане реагируют на дискриминацию мусульман среди белых американцев и европейцев;

- воздействие: многие уезжают в Сирию, так как туда уехали его друзья или родственники;

- новые связи: некоторые потеряли семьи, друзей или работу и ищут новые связи в братстве людей воюющих в Сирии;

- убежище: часть из них убегают от своих проблем (долг, тюрьма или семейные проблемы);

- статус и поиск приключений: есть и авантюристы, ищущие приключений, статус воина, титул героя. 

Профессор Хильми Демир факультета теологии университета Хитит отметил, что Исламское государство предлагает много возможностей для молодежи, которая не может найти себя в современном обществе: религиозные перспективы, чувство принадлежности, братство, уважение и репутация. 

ИГИЛ делает их героями в обмен на мученическую смерть. При этом им предлагается достойное общество, далекое от непристойности, а также ИГИЛ обеспечивает своих боевиков жильем, заработной платой и даже бракосочетанием.

Наряду с этим, Хильми Демир также подчеркнул, что в Турции никто не обращает внимания на процесс радикализации общества. Анкара сосредоточена только на выявлении радикальных индивидов или пересечении границы радикалами.

При этом профессор Хильми Демир добавил, что в настоящее время на территории страны функционирует мощная салафитская сеть, которая испытывает неприязнь в отношении традиционного суннитского направления. 

Любой молодой человек, начинающий изучать салафитскую идеологию, попадает в ИГИЛ. Правительству Турции нужно выработать религиозно-идеологическую доктрину в целях создания механизма противостояния салафизму. Иначе в ближайшее время в Турции салафизм станет более популярным и широко распространится среди молодежи.

Примечательно, что политическое руководство Турции заметно умалчивает о турецких гражданах, присоединяющихся к ИГИЛ. В результате чего, службы безопасности не занимаются выявлением центров вербовки и потенциальных турецких граждан, которые могут вступить в ряды ИГИЛ.

Один из представителей служб безопасности Турции, также пожелавший остаться анонимным, отметил, что у турецкого правительства отсутствует стратегическое видение борьбы с ИГИЛ. На территории Турции присоединение к группировке ИГИЛ не является преступлением.

Несмотря на то, что турецкие службы безопасности имеют полную информацию о деятельности салафитских книжных магазинов, центров вербовки боевиков и других организаций – они не предпринимают никаких действий по их ликвидации. В результате, общество не подозревает о тысячах молодых турецких гражданах, которые остались под влиянием салафизма и пытаются уехать в Сирию и Ирак для присоединения к ИГИЛ. У правительства отсутствует стратегический взгляд для борьбы с салафизмом, службы безопасности погрязли в бюрократизме, а политическое руководство практически не способно реагировать на происходящее.

Таким образом, не исключено, что последние события, произошедшие в Турции, такие как захват и убийство прокурора, нападения на полицейские участки, являются началом противостояния против действующей политической власти и будут продолжаться.

Перевод: Brookings Institute

Темур Юсупов

26.04.2015

Источник: polit-asia.kz