Сразу после теракта в Анкаре вечером 13 марта, в результате которого погибли 37 человек, турецкие ВВС нанесли удары по курдским районам на севере Ирака. Основанием послужило сообщение турецкой полиции, что одним из двух смертников был член Рабочей партии Курдистана. Необходимо отметить, что предыдущие теракты тоже служили поводом для атаки на курдов.

Теракты в турецких городах стали уже обыденной реальностью. В прошлом году сообщения о взрывах автобусов, полицейских участков, самоподрывах смертников поступали на международные информационные ленты свыше 30 раз. В этом году среди крупных терактов можно выделить взрыв в Анкаре 17 февраля, тогда погибло 28 человек, и прогремевший в столице взрыв 13 марта.

Турецкие спецслужбы предпочитают почти всякий раз списывать все злодеяния на членов Рабочей партии Курдистана. По большому счету, теракты и служат оправданием для массированной операции против курдских селений. И не только в самой Турции, но и на территории Сирии и Ирака. На территорию курдской автономии в Ираке в прошлом году даже вводились турецкие сухопутные силы. Помимо этого, президент Турции Реджеп Эрдоган и премьер страны Ахмет Давутоглу неоднократно заявляли, что готовы ввести войска и в Сирию.

Вполне возможно, что нынешний теракт будет использован именно для внешней экспансии турецкой военной машины. Тем более что курдский вопрос угрожает и внутренней безопасности Турции. Международное сообщество фактически согласилось на курдскую автономию в Сирии, очередь за объявлением автономии в Турции. Да и политика Анкары на свержение Башара Асада окончательно провалилась, Эрдоган может попытаться сохранить лицо при помощи военной операции.

Руководитель Исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Станислав Тарасов полагает, что теракты в Турции могут быть использованы и политическими противниками Эрдогана:

Предположение, что теракт может быть использован для военной операции против сирийских курдов, вряд ли имеет под собой основание. На мой взгляд, сейчас речь идет о внутренних проблемах Турции. Мы помним, как в июне прошлого года на парламентских выборах правящая партия потерпела поражение и не смогла сформировать коалиционное правительство, причем сознательно. И до следующих выборов в ноябре Эрдоган и его команда специально шли на обострение внутриполитической ситуации в стране. Разорвали окончательно с курдами, начали с ними войну, и под лозунгом «Отечество в опасности» партия Эрдогана смогла получить большинство и сформировать однопартийное правительство. Первая задача была решена. Через хаос партия Эрдогана пришла к победе.

Следующая задача — переход от парламентской к президентской республике. По Конституции премьер пользуется большими полномочиями, а президент больше представительская фигура. Эрдогану нужна вся власть. Парламентскими средствами это сделать нельзя, партия не получила конституционного большинства. И Эрдогану надо было создать ситуацию, чтобы позиционировать себя как гаранта территориальной целостности страны. Он пошел на еще большее обострение с курдами. Сейчас в Курдистане идет полномасштабная гражданская война.

Внутренняя политика в Турции имеет много факторов. И у меня складывается ощущение, что есть некая третья сила, которая манипулирует ситуацией.

Идет война с курдами, курдский вопрос приобретает международную значимость. И что бы ни произошло в Турции, всё очень легко списать на курдов. После теракта в Анкаре 17 февраля и нынешнего представители МВД Турции удивительно быстро называют виновных. Спрашивается, если знали исполнителей, то почему не смогли упредить теракты?

На турецкие СМИ наложена цензура по освещению событий. Но прорываются откровения турецких экспертов. По их словам, посольство США в Анкаре еще 1 марта выпустило памятку для своих граждан, где указывалось почти точное географическое место предполагаемых терактов. Где были спецслужбы Турции? Почему американское посольство смогло предупредить своих граждан, а турецкая полиция никаких упредительных мер не предприняла? Если это были данные ЦРУ, то почему американцы не поделились информацией с турецкими коллегами?

Теракт 17 февраля связали с карательной операцией в Курдистане. Пострадало мирное население. По данным турецкого Минздрава, более 400 тысяч курдов, к слову, граждан Турции, переселились во внутренние районы страны. Есть данные, что даже сжигали живьем людей.

Нынешний теракт случился через несколько часов после того, как турецкое телевидение показало, что армия стягивает силы к восточным районам и готовится к новому наступлению.

Не стоит забывать об общей ситуации, в которой оказалась Турция. У нее на границе война с курдами в Сирии и Ираке. Делаются попытки противостоять правительственной армии Башара Асада. Еще делаются заявления о борьбе с ИГИЛ. Получается, что Турция окружена врагами. И на этом фоне Эрдоган создает себе образ «спасителя Отечества».

Теракты можно приписать курдам или боевикам ИГИЛ. Но есть, на мой взгляд, фактор третьей силы. То есть, речь о начавшемся ползучем перевороте.

Внутри правящей партии начался раскол. Бывший вице-премьер Бюлент Арынч вместе с бывшим президентом Абдуллой Гюлем осуждают подавление демократии в Турции, критикуют политику страны на Ближнем Востоке. Премьер Ахмет Давутоглу, которому по Конституции принадлежат все полномочия, ходит на «коротком поводке». Вроде бы Давутоглу проамериканский политик, но никак не может вырваться из сетей Эрдогана.

Одновременно Эрдогана жестко критикуют Соединенные Штаты. Барак Обама в интервью Atlantic назвал Эрдогана «авторитарным неудачником».

На Эрдогана давят со всех сторон. Он пытался торговаться с Вашингтоном и Москвой, всех пытался переиграть. Но у него мало что получается. У турецкого президента крайне отрицательный имидж на мировой арене.

Всё это предпосылки, чтобы какая-то часть правящего класса попыталась перехватить власть. Напомню, что предыдущие перевороты в Турции всегда сопровождались хаосом, часто терактами. Аналогичный сценарий просматривается и сейчас.

Недовольна Эрдоганом и армия, которая несет бессмысленные жертвы, когда курдский вопрос можно было решить мирным путем.

Турция накануне очень больших потрясений. Прежде всего, внутренних. Внешнюю же политику Анкара проиграла полностью. Турция буквально в шаге от пропасти и развала. Мировые силы выступают за курдскую автономию в Ираке и Сирии. Соответственно, встанет вопрос и об автономии в Турции. Для Турции это означает развал государства, утеря всех позиций. Начинала команда Эрдогана с «неоосманизма», а заканчивает полнейшим провалом.

«СП»: — Есть ли в Турции сила, которая способна в случае кризиса власти удержать ситуацию под контролем?

— Если за всеми процессами стоят американцы, которые хотят провести верхушечный переворот, то внутри госаппарата найдется сила, способная удержать ситуацию под контролем.

Эрдоган давит демократию, не считаясь с Конституцией, Конституционным судом. Фактически он осуществляет госпереворот сверху. Но и снизу, в недрах аппарата, зреет заговор. Вполне возможно, что одна часть правящей партии свергнет другую часть. Эрдоган может покинуть пост президента, стать главой партии, назначить новые парламентские и президентские выборы. Есть и такой сценарий.

Но может быть и так, что в системе госуправления уже всё прогнило изнутри, идет хаотическая политическая борьба. Тогда курды, лидер Демократической партии народов Селахаттин Демирташ провозгласят создание Курдистана, начнут укреплять местные органы власти. На остальной территории Турции может разразиться «цветная» революция, одни территории начнут воевать с другими. Тогда Турция в нынешнем виде просто прекратит существование.

Пока мы видим, что все шаги Анкары глубоко ошибочные. У меня складывается впечатление, что власть начинает терять контроль над внутренними процессами в стране.

Андрей Иванов

15.03.2016

Источник: svpressa.ru