По поступающим из Ирака сообщениям, армия боевиков экстремистской организации «Исламское государство в Ираке и Леванте» (ИГИЛ) стремительно приближается к Багдаду. Ранним утром, 12 июня, исламисты уже вошли в город Самарра, который расположен в 120 километрах от иракской столицы. К полудню они были уже в 90 км от иракской столицы. А на сайтах исламских радикалов обнародовано видеообращение официального представителя организации Абу Мухаммеда аль-Аднани. В обращении содержится призыв сторонников ИГИЛ двигаться вперед, взять Багдад и Кербелу (город с шиитскими святынями в 110 км южнее столицы).

К полудню 12 июня отряды ИГИЛ контролировали около 50 000 кв.км. или 15% иракской территории и 4,5 миллиона жителей, т.е. около 12 процентов населения страны. Исламисты также взяли под контроль основную переправу из Ирака в Сирию в Яарубийи. В своем наступлении повстанцы используют 260 новых трофейных бронемашин различных типов, отобранных у иракской армии. В связи с этим иракское правительство начало раздавать оружие гражданским лицам в специальных распределительных центрах и попросило людей прийти и взять его.

Положение иракской правительственной армии сильно затруднено, а падение Самарры может стать ударом для военных, поскольку этот город – единственный оставшийся укрепрайон на пути к Багдаду с севера. Остались только одни блок-посты, многие из которых уже покинуты солдатами и полицейскими. Кроме того, в Мосуле боевики захватили на авиабазе несколько истребителей и вертолетов, а некоторые пилоты перешли на сторону ИГИЛ. Это сделали и сотни офицеров и солдат, тогда как остальные десятки тысяч, одевшись в гражданское, вместе с беженцами скрылись в Курдистане.

Н.аль-Малики вновь грозно заявил 12 июня о намерении расправиться с ИГИЛ и теми военными, кто фактически сдал Мосул. Но при этом стало известно, что Вашингтон пока не хочет оказать ему военную помощь армейским контингентом из Афганистана. Отказано и в задействовании беспилотников. Обещано лишь предоставление 1 млрд.долл финансовой помощи «на цели борьбы с терроризмом». Кстати, в Америке газета New York Times опубликовала статью, из которой следует, что в мае с.г. премьер-министр Ирака аль-Малики просил США о помощи. Тогда еще исламисты не захватывали города. Речь шла об авиаударе по базам ИГИЛ и других группировок, от которого в Вашингтоне отказались, опасаясь своего вовлечения в новый затяжной конфликт.

Пока что только курдские вооруженные силы способны хоть как-то противостоять боевикам. Согласно информации агентства «Shafaq News”,  базирующиеся в КАР армейская авиация, пешмерга и полиция начали операцию по укреплению границы между Киркуком и Найнавой, чтобы отслеживать передвижения отрядов ИГИЛ. Курдские СМИ сообщили также о сосредоточении курдских сил пешмерги у города Хувейджа. Эти перемещения призваны защитить границы так называемых «спорных территорий», включая город Киркук и киркукское нефтяное месторождение, право на которые оспариваются между Багдадом и Эрбилем. Президент КАР (Курдистана) Масуд Барзани, приказал пешмерге усилить контроль границ спорных территорий, чтобы не позволить исламистским боевикам проникнуть на них, и далее – в Курдистан. Спикер парламента Усама аль-Нуджаифи объявил, что Барзани выразил готовность поддержать иракские вооруженные силы в борьбе с повстанцами в Найнаве, но только после согласования с Багдадом, который пока заявляет, что сам «готов справляться своими силами», несмотря на тотальное бегство своих армейских подразделений. Аль- Малики явно опасается, что за помощь курдов ему придется потом уступить Киркук с прилегающими территориями и нефтяными месторождениями. А этого ему не простят ни арабы-суннниты, ни арабы-шииты.

Сейчас аль-Малики пытается решить вопрос за счет переброски из западной провинции Анбар танков и тяжелой артиллерии. Но это сильно ослабит группировку иракских правительственных войск, безуспешно борющихся с декабря 2013 года против сил объединенной оппозиции в этой крупнейшей западной провинции страны. И тогда боевики Анбара смогут нанести удары по Багдаду с западного направления – из районов городов Рамади (110 км от столицы) и Феллуджи (60 км от столицы), которые давно контролируются силами ИГИЛ и просаддамовскими офицерами и баасистами движения сопротивления.

Весьма интересно и другое. Многие аналитики полагают, что нежелание США оказать помощь правительству аль-Малики связано с тем, что в Вашингтоне не хотят делать на него ставку из-за проиранской ориентации и слабых позиций в стране. Большую роль играет и просаудовское лобби в США, второе по мощи после израильского, учитывая, что Эр-Рияд давно добивается ухода аль-Малики и поддерживает исключительно суннитские партии, движения и организации – от экстремистских до светских. Саудовцам шиитское правительство в Багдаде – это кость в горле, учитывая ненависть КСА к Тегерану и опасения создания шиитской дуги от Ирана до Ливана. Нельзя исключать и того, что за всем этим вообще стоят американцы, которые давно имеют план расчленения Ирака на три части – шиитскую, курдскую и суннитскую. Ведь мелкими государствами проще управлять. К тому же, создание на границе Сирии радикального квази-государства Суннитстана и падение режима аль-Малики, помогающего Асаду, позволит США вернуться к планам по силовому свержению законного правительства в Дамаске. Видимо, понимая это, Тегеран ввел вчера на иракскую территорию подразделения спецназа для защиты Багдада на случай, если дело дойдет до его штурма.

В общем, пока полной ясности нет. Но легкость, с которой продвигаются отряды ИГИЛ, настораживает. Тем более, что помимо финансовой помощи из Саудии и Катара, они захватили в банках Мосула 430 млн.долл., что существенно усилило их ресурс. Очень похоже и на то, что Вашингтон бросил аль-Малики на произвол судьбы. Судя по всему, все станет ясно в течение 2-3 дней. И если боевики подойдут к Багдаду и начнут штурм столицы извне и изнутри с помощью заранее засланных террористов и агентов, то в городе начнется хаос и катастрофа. В этом случае аль-Малики и его окружение скорее всего убегут за границу, так как на Юге, населенном шиитами, предпочтение отдают силам Муктады Садра и другим политическим фигурам. Слабый и проигравший политик никому не нужен. Понимая это, аль-Малики сейчас лихорадочно делает все, чтобы мобилизовать армию, полицию, силы безопасности и ополчения на подавление вооруженного наступления ИГИЛ и его союзников.

Но чем бы не закончился нынешний вооруженный конфликт, ясно одно – хрупкое, навязанное Белым домом правление нынешнего режима в Багдаде себя исчерпало.

Владимир Симонов, эксперт по Ближнему Востоку, кандидат исторических наук

12.06.2014

Источник: ru.journal-neo.org