Влиятельное тунисское исламистское движение «Ан-Нахда» («Возрождение») на практике доказало свою эффективность, способность в нужный момент к консолидации сторонников и реализации четкой выборной стратегии, считает корр. ИТАР-ТАСС Александр Козин. В результате наиболее вероятным итогом сегодняшнего объявления результатов голосования в Национальную учредительную ассамблею Туниса станет констатация того, о чем достаточно открыто говорили местные и общеарабские эксперты.

По всем прогнозам аналитиков, «Ан-Нахда» имеет все шансы получить не менее 40 процентов голосов избирателей, что гарантирует исламистам от 60 до 65 кресел в 217-местной ассамблее. Этот новый орган законодательной власти определит временное руководство страны и в течение года должен будет выработать новую конституцию Туниса, где «революция 14 января» стала катализатором событий «арабской весны». Первое заседание ассамблеи ориентировочно намечено на 9 ноября, в ходе которого будет избран ее спикер.

Симптоматично, что после свержения правившего здесь в течение 23-х лет авторитарного режима президента Зин аль-Абидина бен Али в результате массовых выступлений широких слоев населения исламисты, легализовавшись в феврале, за короткий срок смогли из подвергавшегося гонениям со стороны «старых властей» движения превратиться в ведущую политическую силу Туниса.

Показательными в этой связи для экспертов стали обнародованные итоги голосования тунисцев, проживающих за рубежом, число которых доходит до 1,1 миллиона человек. «Ан-Нахда» получила 9 из 18 выделенных для представителей диаспоры кресел в ассамблее. При этом во Франции, где находятся порядка 600 тысяч тунисцев, исламисты получили 4 из 10 мандатов. Явка на зарубежные избирательные участки, по оценочным данным Центризбиркома, составила порядка 40 процентов.

Таким образом, ресурсы и грамотно доведенная до умов тунисцев программа исламистов в целом легко преодолели усилия других политических партий и движений в борьбе за «пост-революционный» электорат. Действительной неожиданностью здесь стало формальное поражение считавшейся влиятельной Прогрессивно-демократическая партии (ПДП), во главе которой стоит известный политик Ахмед Наджиб Шебби.

Сила, рассматривавшаяся специалистами как возможный оппонент исламистам, уже формально признала свое поражение. Ее шансы, по неофициальным данным, - не более 8-10 процентов голосов избирателей. «Тенденции ясны, - так, прокомментировала эти «успехи» генсек партии Майя Джриби. - ПДП себя плохо проявила». На фоне ослабления ПДП усилились партии Демократический блок за труд и свободу Мустафы бен Джафара и Республиканский конгресс Монсефа Марзуки; они рассчитывают получить по 15 процентов голосов избирателей каждая. Оценки в целом обоснованы опять же в сравнении с выборами за границей, как «лакмусовая бумажка» проявляющих приоритеты тунисцев. Партия Марзуки получила 3 места, бен Джафара - 2 кресла.

Однако чем же привлекли исламисты тунисцев в ходе выборов в ассамблею? Исходя из заявлений «Ан-Нахды», все более чем транспарентно для среднего избирателя. «Наша программа направлена на построение основанной на исламских ценностях модели национального развития», - отметил в ходе презентации программы движения в середине октября ее лидер Рашид Ганнуши, который подчеркивает схожесть идеологий «Ан-Нахды» и правящей в Турции умеренной исламистской Партии справедливости и развития (ПСП). «Ан-Нахда» обещает также, что обеспечит «свободу вероисповедания, мысли», защитит «права религиозных меньшинств», а также сохранит за тунисскими женщинами, имеющими наибольшие в арабо-мусульманском мире свободы, достигнутые ими завоевания.

Решение остается за избирателями, которые уже определились. Повторяя слова генсека ПДП «тенденции ясны», однако, похоже, не для всех. Ведь, как подчеркнул в воскресенье вечером журналистам председатель ЦИК Камаль Джендуби, из 7,2 миллиона имеющих право голоса тунисцев зарегистрировались в качестве избирателей только 4,1 миллиона. Получается, что остальные 3 миллиона граждан по каким-то причинам или проигнорировали выборы или приняли участие в голосовании по предъявлению удостоверений личности. Вместе с тем, по предварительным данным, серьезных нарушений в ходе электорального процесса пока не выявлено. Возможно, их и не будет, поскольку от Туниса ждут, что он станет моделью для построения новых «демократий» на Ближнем Востоке и Северной Африке, особенно в Ливии, где уже объявлено о том, что страна будет жить по нормам шариата и введении полигамии.

Институт религии и политики, 25.10.2011