Великобритания, также как и США задумались о полномасштабной военной кампании против джихадистов в Ливии. В Северную Африку для борьбы с «Исламским государством» могут перебросить до 1 тыс. бойцов. Однако вторжение грозит помешать созданию в Ливии правительства национального согласия.

Американские и британские военные и дипломаты в последнее время с завидной регулярностью посещают Ливию, чтобы найти там потенциальных союзников, пишет лондонская Times. Сначала в Северную Африку хотят перебросить элитные отряды спецназа SAS с целью ликвидации главарей ИГ, а следом – 1 тыс. солдат, которые займутся подготовкой ливийских военнослужащих, а также борьбой с контрабандистами, промышляющими переброской мигрантов в Европу.

Ранее другая британская газета Financial Times писала, что американские военные посетили Ливию, чтобы установить контакты с местными группировками в преддверии возможной военной кампании. Пресс-секретарь Пентагона Питер Кук подтвердил, что США рассматривают «военные варианты» в Ливии в случае, если ИГ «станет опаснее, чем сегодня». Председатель Комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Джозеф Данфорд добавил, что Пентагон хочет «принять решительные военные действия против ИГ в сочетании с политическим процессом». New York Times также сообщала о том, что Пентагон занимается сбором разведданных в Северной Африке, чтобы открыть третий фронт борьбы с джихадизмом, после Ирака и Сирии. По предварительным данным, речь идет о воздушной кампании и ограниченных точечных операциях спецназа.

В середине января в Париже состоялась встреча американского и европейских министров обороны, на которой поднимался и ливийский вопрос, но до обсуждения конкретных шагов дело не дошло. Вашингтон, Лондон и Париж солидарны, что уничтожить ИГ следует до того, как джихадизм станет «неотъемлемой чертой Ливии».

В беседе с «НГ» научный сотрудник Центра африканских исследований Института востоковедения РАН Олег Булаев заявил: «Из определенных источников поступали сообщения о том, что высокопоставленные чины НАТО планируют проведение военной операции в Ливии, но оглядываются на определенный риск. Иностранные солдаты могут столкнуться с агрессивным сопротивлением значительной части группировок, действующих в стране, а другая часть не станет с ними сотрудничать».

Однако угроза ИГ в Ливии становится все сильнее. По последним данным, в Северной Африке воюют 3 тыс. джихадистов, которые окопались в родном городе Муаммара Каддафи – Сирте. Теперь они продвигаются вдоль побережья и в глубь страны, чтобы подмять под себя месторождения в Рас-Лануфе и Аль-Сидре в так называемом нефтяном полумесяце.

Бывший заместитель директора ЦРУ Майкл Моррелл уверен, что у джихадистов огромный потенциал в Ливии, и он не удивится, если «однажды утром ИГ захватит большую часть территории страны, осуществив блицкриг, но в меньшем масштабе, который мы наблюдали в Ираке». Спецпосланник ООН по Ливии Мартин Коблер также выразил озабоченность в связи с тем, что политический процесс в Ливии идет медленнее, чем расширение ИГ. Министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан указал на угрозу распространения террористической сети в Ливии и добавил, что боевики ИГ могут смешаться с беженцами, нелегально попасть в Европу и устроить теракты.

К борьбе с ИГ в Ливии готов подключиться и Африканский союз (АС), который предлагает создать целевую группу из пяти государств для разрешения конфликта в Ливии. «Это касается всех нас», – заявил глава Совбеза АС Смаил Чергуи. Однако он признал, что эффективность борьбы с ИГ напрямую зависит от того, «есть ли правительство на месте».

Однако о вмешательстве АС в дела Ливии говорить преждевременно. «Специфика Ливии в том, что здесь очень силен определенный тип расизма арабов по отношению к темнокожим соседям, и войска стран Африканского союза из представителей Черной Африки могут не встретить там теплого приема», – отметил Булаев.

В Вашингтоне опасаются, что интервенция помешает созданию правительства национального согласия. В Ливии с 2014 года действуют два конкурирующих парламента. Они опираются на племенных лидеров и бывших повстанцев, помогавших свергнуть Каддафи в 2011 году. Всеобщий национальный конгресс заседает в прежней столице – Триполи, однако большую часть территории Ливии контролирует парламент в Тобруке, который фактически подчиняется генералу Халифу Хафтару. На прошлой неделе Хафтар встретился с бизнесменом Фаизом Сараджем, которого не утвердили премьер-министром страны, и обсудил перспективы создания нового переходного правительства.    

03.02.2016

Источник: ng.ru