Российский историк и исламовед. Руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН. Одновременно является соучредителем и исполнительным директором АНО «Центр арабских и исламских исследований», научным руководителем информационно-аналитического портала Central-Eurasia.com. (E-mail: mailto:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) и сайта и Islamica.ru.

Родился 28 апреля 1964 г. в Дагестане. По национальности лезгин. В 1986 г. с отличием окончил Исторический факультет Дагестанского государственного университета. Аспирантуру проходил в 1988-1991 гг. на Восточном факультете Ленинградского государственного университета и в Секторе Ближнего Востока Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН. Стажировалсяв 1990 г. в Каире Азхар (Dissertation Workshop by the Social Science Rerearch Council) и в 1994 г. в Оксфорде (Oriental Institute) под руководством проф. Вилферда Маделунга. Кандидатскую диссертацию на тему «Райхан ал-хакаик ва-бустан ад-дакаик Мухаммада ад-Дарбанди как памятник мусульманской историографии (XI в.)» (науч. рук. - С.М.Прозоров ) защитил в декабре 1991 г. в Санкт-Петербургском филиале Института востоковедения РАН.

Работал в Отделе востоковедения Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (1992), Секторе Ближнего Востока Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН (1993-1999) и Институте востоковедения РАН (с июня 1999 г. по настоящее время). С 2009 г. - заведующий отделом Центральной Азии и Кавказа, а с начала 2010 г. - руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН.

Сфера научных интересов: классический цикл - исламоведение, источниковедение (арабские рукописи и эпиграфика), историография и история ислама VII—XIV вв., история хазар, Кавказской Албании, средневековая история народов Кавказа; современный цикл - политический ислам, проблемы безопасности в Центральной Азии и на Кавказе.

Автор более 70 научных публикаций, в том числе зарубежных.

Публикации:

The Russian Perspective of Post-Soviet Transformation: Some Dimentions and Problems. – Post-Soviet States. Two Decades of Transition & Transformation. Editors Ajay Patnaik and Tulsiram. New Delhi, 2012. P. 51–58.

The Southern Vector (the Southern Caucasus, Central Asia, the Caspian-Black Sea Region, and the Greater Middle East. Section 3.2. In cooperation with V.Naumkin, S.Abashin and A.Skakov. In: Russia in a Polycentric World. Moscow, 2012. P. 407-419.

«Исламская угроза» политической стабильности в России: мифы и реальность. – Потенциал федерализма в предупреждении и урегулировании этноконфессиональных конфликтов. Материалы научно-практической конференции. «Казанский федералист» № 2 (28). Казань, 2011. С. 55-72.

Арабские и османские рукописи из Восточного отдела Народной библиотеки Болгарии о процессах консолидации мусульманских общин на Балканах в XVIII-XIX вв. – О чем поведают архивы. Российско-болгарские отношения и связи. Москва, 2011. С. 195-205.

Движение за сближение мазхабов в исламе в XVIII-XIX вв. – Материалы международного семинара на тему: «Политика РФ и ИРИ в региональном контексте (ЦА, Кавказ, Ближний Восток)». М., 2011.

Ранние хазары (до 652/653 г.), тюрки и Хазарский каганат /Хазары: Миф и история. М. - Иерусалим, 2010. C.42-65.

Мусульманская культура и образование в Баб ал-абвабе, Ширване и Арране в XI–XII вв. по сведениям «Му‘джам ас-сафар» Абу Тахира ас-Силафи /Дагестан и мусульманский Восток. Сб. статей. Отв. ред. А.К.Аликберов и В.О.Бобровников. М., 2010. С.61-81.

Дербент – главные «врата ислама» на Кавказе //Материалы к заседанию круглого стола «Ислам в России: История и современность». Казань, 2010. С. 80-84.

Эпиграфические памятники Акуша-Дарго периода сефевидской экспансии XVI–XVIII вв. /Дагестан и мусульманский Восток. Сб. статей. Под ред. А.К.Аликберова и В.О.Бобровникова. М., 2010. С. 189-201.

Дополнительные знаки в арабской эпиграфике Северного Кавказа /Эпиграфика Востока. М., 2009.

Азербайджан (с древнейших времен до 1813 года) /Историческая энциклопедия. Т. I. М., 2009.

Гунойский список Дарбанд-нама /Дагестанcкий востоковедческий сборник. Вып.1. Махачкала, 2008.

Atlas of Islamic Cult Places /ECAI Congress of cultural Atlases III. Time & Space in Eurasia. М., 2007.

Сасанидская титулатура правителей Кавказа в свете данных Хамзы ал-Исфахани /Восточная Европа в древности и средневековье. Политические институты и верховная власть. XIX Чтения памяти В.В.Пашуто. М., 2007. С. 7–9.

Суфийская этика и традиции на Кавказе на Северном Кавказе при ‘Аббасидах. На основе двух неопубликованных арабских рукописей XI-XII вв. /Международная научная конференция «Ислам: традиция и этика». Каир-Александрия, 2007.

Доктрина света в суфизме. /Arabia Vitalis. Арабский Восток, ислам и древняя Аравия. М., 2005. С. 168–176.

Роль ислама в трансформации местных обществ: методологический аспект /Трансформация Центральноазиатских обществ и региональная безопасность. М., 2005. С. 66–81.

Islamic Frontiers in the Caucasus during the ‘Abbasid Period /Russian Oriental Studies. Current Research on Past & Present. Asian and African Societies. Ed. by Vitaly Naumkin. Brill: Leiden — Boston, 2004. P. 59-71.

Vitalità e influenza delle confraternite e del sufismo nella regione del Caucaso /Sufismo e confraternite nell’islam contemporaneo. Il difficile equilibrio tra mistica e politica. A cura di Marietta Stepanyants. Torino: Centro di studi religiosi comparati Edoardo Agnelli, 2003. P. 161—180.

ЭпохаклассическогоисламанаКавказе. Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI—XII вв.). М.: ИФВЛ РАН, 2003. 847 c.

От язычества — к монотеизму, от монотеизма — к приоритету общечеловеческих ценностей /Философские науки. № 3. М., 2002, 89-102.

Джума /Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 3. М., 2001, 38-39.

Genre Tabaqat in early Sufi tradition /Actas XVI Congreso UEAI. Editores C.V. de Benito, M.A.Rodriguez. Salamanca, 1995, p. 23-30.

Book revue on: «Rasa’il al-Hikma (‘The Epistles of Wisdom'). Publication of the text, selected Russian translations, introduction, commentary and glossary». Ed. by M.Rodionov and Val.Polosin. St.Petersburg, 1995 (272 p.) /Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. Vol.1. No.1. St.Petersburg-Helsinki, 1995, p. 87-88.

Современное мусульманское возрождение на Кавказе: особенности, тенденции и перспективы /Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия. М., 1994, 21-32.

Ещё раз о так называемой «кавказской разновидности суфизма» (мюридизме) /Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах XIX в. Махачкала, 1994, 195—197.

Islam in Russia. Projects of Eencyclopaedia and Atlas. In cooperation with S.Prozorov and E.Rezvan /Oriens. М.,1994, № 3, 204—206.

Эпиграфика Северного Кавказа и некоторые проблемы изучения суфизма в регионе /Краткое содержание докладов Лавровских (Среднеазиатско-Кавказских) Чтений. 1990—1991. СПб., 1992, 92-93.

Кади ал-кудат ал-Баба Ахмад ал-Гада’ири. Биографическая справка /Материалы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований Института ИЯЛ в 1990—1991 гг. Махачкала, 1992, 55.

Источники «Райхан ал-хака’ик ва-бустан ад-дака’ик» Мухаммада ад-Дарбанди: результаты первоначального изучения /Источниковедение истории и культуры народов Дагестана и Северного Кавказа: Принципы и методы изучения, оценки и использования. Махачкала, 1991, 66-69.

«Райхан ал-хака’ик ва-бустан ад-дака’ик Мухаммада ад-Дарбанди как памятник мусульманской историографии (конец V/XI в.)». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб., 1991 (на правах рукописи).

Два арабских источника XI в. по истории суфизма в Дагестане /Бартольдовские Чтения 1990. М., 1990, 9-10.

Важнейшие среди них:

Источниковедение. Средневековые арабские рукописи

Kitab al-makhzun fi jamial-funun. Treasures from St.Petersburg Academic Collection of Oriental Manuscripts. CD-ROM publication by Dr. Efim Rezvan and Dr. Alikber Alikberov. Paris – New York – Lugano – Salzburg, 1998. N 8.

‘Adja’ib al-makhluqat by Zakariya al-Qazwini (d. 682/1283): 16th-Century Illuminated Manuscript from the St.Petersburg Academic Collection. Brief Presentation. In cooperation with E.Rezvan. – Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. Vol.1. No.1. St.Petersburg-Helsinki, 1995. P. 67–77.

Genre Tabaqat in early Sufi tradition. – Actas XVI Congreso UEAI. Editores C.V. de Benito, M.A.Rodriguez. Salamanca, 1995. P. 23–30.

Book rewue on: “Rasa’il al-Hikma (“The Epistles of Wisdom”). Publication of the text, selected Russian translations, introduction, commentary and glossary”. Ed. by M.Rodionov and Val.Polosin. St.Petersburg, 1995 (272 p.). – Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. Vol.1. No.1. St.Petersburg–Helsinki, 1995. P. 87–88.

Ibn Abi Khazzam and his Kitab al-Makhzun: The Mamluk Military Manual. In cooperation with E.Rezvan. – Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. Vol.1. No.1. St.PetersburgHelsinki, 1995. P. 21–28.

О некоторых особенностях зарождения и становления книжной культуры Дагестана. – Рукописная и книжная культура в Дагестане. Махачкала, 1990. С. 52–64.

Об авторе исторической хроники XI в. «Та’рих Баб ал-абваб ва-Ширван». – Рукописная и книжная культура в Дагестане. Махачкала, 1990. С. 119–121.

О протографе «Дарбанд-нама» и его авторе. – Восток: прошлое и современное народов (новые подходы и теории и методиках исследований). IV Всесоюзная конференция востоковедов. Тезисы докладов и сообщений. М., 1991. С. 63–65.

Источники “Райхан ал-хака’ик ва-бустан ад-дака’ик Мухаммада ад-Дарбанди: результаты первоначального изучения. – Источниковедение истории и культуры народов Дагестана и Северного Кавказа: Принципы и методы изучения, оценки и использования. Махачкала, 1991. С. 66–69.

“Райхан ал-хака’ик ва-бустан ад-дака’ик Мухаммада ад-Дарбанди как памятник мусульманской историографии (конец V/XI в.)”. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб., 1991.

Компиляция и авторская новация в классической суфийской литературе. – Восточная Европа в древности и средневековье. XV. Автор и его текст. М., 2003. С. 3–7.

Гунойский список Дарбанд-нама. – Дагестан и Восток. Махачкала, 2008.

Арабские и османские рукописи из Восточного отдела Народной библиотеки Болгарии о процессах консолидации мусульманских общин на Балканах в XVIII-XIX вв. – О чем поведают архивы. Российско-болгарские отношения и связи. М., 2011. С. 195-205.

 Арабская эпиграфика и палеография

О некоторых эпиграфических находках из Южного Дагестана. – Материалы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований Института ИЯЛ в 1986–1987 гг. Махачкала, 1988. С. 39–40.

Говорящие камни. – Литературный Дагестан, 1988. № 3 (на лезгинском языке). С. 70–73.

Знаки отличия Шамиля и его наибов. – Литературный Дагестан, 1988. № 4 (на аварском языке).

Основные этапы эволюции арабографического письма в Дагестане. – Тезисы докладов республиканской научной конференции «Молодежь и научно-технический прогресс». Махачкала, 1988.

К классификации знаков отлиия Шамиля. – Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20–50-х годах XIX в. Тезисы докладов. Махачкала, 1989. С. 134–136.

О некоторых строительных надписях Южного Дагестана XIXIII вв. – Древняя и средневековая архитектура Дагестана. Махачкала, 1989. С. 171–181.

Надписи на сабле, датированной 473 г.х. – Письменные памятники народов Востока. М., 1990. С. 3–6.

Палеографические школы в арабской эпиграфике: аспекты теории и методики изучения. – Восток: прошлое и современное народов (новые подходы и теории и методиках исследований). IV Всесоюзная конференция востоковедов. Тезисы докладов и сообщений. М., 1991. С. 65–66.

Сохибкирон шамшири. – Сирли Олам. № 7. 1991. С. 59–61 (на узбекском языке).

Эпиграфика Северного Кавказа и некоторые проблемы изучения суфизма в регионе. – Краткое содержание докладов Лавровских (Среднеазиатско–Кавказских) Чтений. 1990–1991. СПб., 1992. С. 92–93.

Арабские надписи из Дагестана XXIII веков: Новые тексты. – Россия и арабский мир. СПб., 1994. С. 46–53.

Дополнительные знаки в арабской эпиграфике Северного Кавказа. – Эпиграфика Востока. XXVIII. М., 2009. C. 3–20.

Эпиграфические памятники Акуша-Дарго периода сефевидской экспансии XVIXVIII вв. – Дагестан и мусульманский Восток. Сб. статей. Под ред. А.К.Аликберова и В.О.Бобровникова. М., 2010.

Исламоведение. История ислама

Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XIXII вв.). М.: Восточная литература РАН, 2003. 847 c.

Дагестан и мусульманский Восток. Сборник статей в честь профессора Амри Рзаевича Шихсаидова. Сост. и отв. ред. А.К.Аликберов, В.О. Бобровников. М., 2010 (27,0 а.л.).

Islam in Russia. Projects of Encyclopedia and Atlas. In cooperation with S.Prozorov and E.Rezvan. – “Oriens”, 1994, No 3. С. 204–206.

Atlas of Islamic Cult Places. – ECAI Congress of cultural Atlases III. Time & Space in Eurasia. М., 2007.

Vitalità e influenza delle confraternite e del sufismo nella regione del Caucaso – Sufismo e confraternite nell’islam contemporaneo. Il difficile equilibrio tra mistica e politica. A cura di Marietta Stepanyants. Torino: Centro di studi religiosi comparati Edoardo Agnelli, 2003. P. 161–180.

Дваарабскихисточника XI в. поисториисуфизмавДагестане. – БартольдовскиеЧтения 1990. М., 1990. С. 9–10.

Кади ал-кудат ал-Баба Ахмад ал-Гада’ири. Биографическая справка. – Материалы док. научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований ИИЯЛ в 1990-1991 гг. Махачкала, 1992. С. 55.

Современное мусульманское возрождение на Кавказе: Особенности, тенденции и перспективы. – Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия. М, 1994. С. 21–32.

Еще раз о так называемой «кавказской разновидности суфизма» (мюридизме). – Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20–50-х годах XIX в. Махачкала, 1994. С. 195–197.

Доктрина света в суфизме. – ArabiaVitalis. Арабский Восток, ислам и древняя Аравия. М., 2005. С. 168–176.

Ал-Варрак. – Ислам на территории бывшей Российской империи. ЭС. Вып. 1. М., 1998. С. 20.

Ал-Гада’ири. – Ислам на территории бывшей Российской империи. ЭС. Вып. 1. М., 1998. С. 28.

Ад-Дарбанди. – Ислам на территории бывшей Российской империи. ЭС. Вып. 1. М., 1998. С. 33–34.

Ал-Лакзи, Й. – Ислам на территории бывшей Российской империи. ЭС. Вып. 1. М., 1998. С. 63–64.

Ал-Лакзи, М. – Ислам на территории бывшей Российской империи. ЭС. Вып. 1. М., 1998. С. 64–65.

Ал-Фука‘и. – Ислам на территории бывшей Российской империи. ЭС. Вып. 1. М., 1998. С. 96.

Баб ал-абваб. – Ислам на территории бывшей Российской империи. ЭС. Вып. 2. М., 1999. С. 10–13.

Дарпуш. – Ислам на территории бывшей Российской империи. ЭС. Вып. 2. М., 1999. С. 29–31.

Джума. – Ислам на территории бывшей Российской империи. ЭС. Вып. 3. М., 2001. С. 38–39.

Кырхляр. – Ислам на территории бывшей Российской империи. ЭС. Вып. 3. М., 2001. С. 62–64.

Северный Кавказ. – Ислам на территории бывшей Российской империи. ЭС. Вып. 3. М., 2001. С. 89–95.

Серия из 11 статей в томе I энциклопедического словаря «Ислам на территории бывшей Российской империи». М., 2006.

Суфийская этика и традиции на Кавказе на Северном Кавказе при ‘Аббасидах. На основе двух неопубликованных арабских рукописей XI-XII вв. – Международная научная конференция «Ислам: традиция и этика». Каир-Александрия, 2007.

Мусульманская культура и образование в Баб ал-абвабе, Ширване и Арране в XIXII вв. по сведениям «Му‘джам ас-сафар» Абу Тахира ас-Силафи – Дагестан и мусульманский Восток. Сб. статей. Отв ред. А.К.Аликберов и В.О.Бобровников. М., 2010.

Движение за сближение мазхабов в исламе в XVIII-XIX вв. – Материалы международного семинара на тему: «Политика РФ и ИРИ в региональном контексте (ЦА, Кавказ, Ближний Восток)». М., 2011.

«Исламская угроза» политической стабильности в России: мифы и реальность. – Потенциал федерализма в предупреждении и урегулировании этноконфессиональных конфликтов. Материалы научно-практической конференции. «Казанский федералист» № 2 (28). Казань, 2011. 

История народов Кавказа

Islamic Frontiers in the Caucasus during theAbbasid Period. – Russian Oriental Studies. Current Research on Past & Present. Asian and African Societies. Ed. by Vitaly Naumkin. Brill: LeidenBoston, 2004. P. 59–71.

Хулагиды в Южном Дагестане. – Литературный Дагестан, 1987. № 1 (на лезгинском языке). С. 68–71.

К толкованию категорий «а‘йан ас-суфуф» и «а‘йан мин ахл ас-сагр» в исторической хронике XI в. «Та’рих ал-Баб». – V Всесоюзная школа молодых ученых. Ч. I. М., 1989. С. 3–6.

Сасанидская титулатура правителей Кавказа в свете данных Хамзы ал-Исфахани. – Восточная Европа в древности и средневековье. Политические институты и верховная власть. XIX Чтения памяти В.В.Пашуто. М., 2007. С. 7–9.

Азербайджан (с древнейших времен до 1813 года). – Историческая энциклопедия. Т. I. М., 2009.

Дагестан и мусульманский Восток в российском кавказоведении (вместо введения) (в соавторстве с В.О.Бобровниковым). – Дагестан и мусульманский Восток. Сб. статей. Отв ред. А.К.Аликберов и В.О.Бобровников. М., 2010.

Философия и методология истории

Роль ислама в трансформации местных обществ: методологический аспект. – Трансформация Центральноазиатских обществ и региональная безопасность. М., 2005. С. 66–81.

От язычества к монотеизму, от монотеизма – к приоритету общечеловеческих ценностей. – Философские науки. № 3. М., 2002. С. 89–102.

Традиция и новация в исламе XVIIIXIX вв.: некоторые методологические аспекты. – Модернизация арабского мира в контексте аналогичных процессов в России, странах Востока и Восточной Европы (начальный этап XIX – нач. XX в.). Тезисы конференции. М., 2006. C. 7-9.

Проблемы глобализации на постсоветском пространстве. – Россия и исламский мир. М., 2008.