Российский религиовед и исследователь ислама, специалист по исламскому радикализму, исследователь этнорелигиозных конфликтов в Поволжье. Автор публикаций, посвященных радикальным течениям ислама в России. Тесно сотрудничал с российским религиозным и общественным деятелем, мусульманским богословом, имамом В.М.Якуповым, убитым 19 июля 2012 года в Казани религиозными экстремистами-ваххабитами. Активно работает над увековечением его памяти, выступает за сохранение и развитие научно-богословского наследия В.Якупова.

Раис Сулейманов родился 25 июня 1984 года в Казани. В 2001-2006 гг. обучался на историческом факультете Казанского Государственного Университета (закончил с красным дипломом), преподавал историю и другие гуманитарные дисциплины в казанских вузах. С 2006 по2009 год – аспирант исторического факультета КГУ.

С 2007 по 2010 год - заместитель руководителя Центра евразийских и международных исследований Казанского (Приволжского) федерального университета.

С 2011 по2014 год - руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ.

С марта2014 года - эксперт Института национальной стратегии.

В последнее время пытается реализовать себя на общественном поприще. В июне 2014 года возглавил националистическую организацию «Русское собрание».( см. http://kazanfirst.ru/feed/23647)

Область научных исследований

Раис Сулейманов известен как специалист по ваххабизму, исламскому терроризму в Поволжье, зарубежному религиозному влиянию на мусульман России, проблемам национал-сепаратизма в Татарстане и Башкортостане. Основные его научные публикации посвящены нетрадиционным для коренных мусульманских народов России течениям зарубежного ислама радикального («фундаменталистского») толка. Является организатором научных конференций по современным проблемам этнорелигиозной ситуации в Поволжье: влиянию Саудовской Аравии, Ирана и Турции на постсоветское пространство, проблемам мигрантов, татарского неоязычества (неотенгрианства), положению православных народов в регионе (русских и кряшен), деятельности «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Нурджулар», «ат-Такфир ва-ль-Хиджра», «Джамаат Таблиг» и других исламистских организаций в России. Член Общества востоковедов России (с2010 года - по настоящее время).

Привлекается в качестве эксперта по этноконфессиональным вопросам к участию в передачах, транслируемых на федеральных и республиканских телеканалах. В частности, 25 ноября 2012 года Раис Сулейманов являлся участником программы «Татары в Государстве Российском» (цикл передач «Что делать?») на российском государственном телеканале «Культура». Также выступает в качестве эксперта у Интерфакс.

Постоянный автор интернет-издания «Агентство политических новостей», Информационного агентства Regnum, Информационно-аналитической службы «Русская народная линия» и других.

Отзывы

Отзывы об экспертно-религиоведческой деятельности Раиса Сулейманова носят (особенно в Татарстане) неоднородный, порой прямо противоположный характер, что продиктовано, в первую очередь, остротой поднимаемых им проблем.

Российский социолог А. Л. Салагаев отмечал, в частности, в2013 году, что: До Сулейманова проблему радикального ислама в Татарстане никто не поднимал. Более того, наши официальные лица всячески делали вид, что ничего не происходит. Сулейманов первым поднял вопрос о митингах «Хизб ут-Тахрир», о ваххабитской мечети «Аль-Ихлас» и т.д. Только после его выступлений были приняты меры по закрытию этой мечети, по применению санкций к участникам митингов и автопробегов с флагами «Хизб ут-Тахрир». Поэтому нельзя сказать, что Сулейманов все придумал и раскачивает лодку. Он действительно поднимает реальные проблемы и привлекает общественное внимание к тем проблемам, которые у нас не решаются... Другое дело, что он не всегда обладает полной информацией

Религиовед и исследователь ислама, доцент МГЛУ, заместитель Председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Р.А.Силантьев заявил, что «странно обвинять в непрофессионализме и несоответствии статусу эксперта человека, все прогнозы которого в отношении Татарстана в точности сбылись», также заметил, что можно понять обиду республиканской прокуратуры, которую Сулейманов время от времени ловит на недостаточном профессионализме, но поступать в ответ таким образом «вряд ли корректно».(см. http://www.islyam.ru/publ/islam_i_politika/rais_sulejmanov_dopiarilsja_do_fsb/1-1-0-315).

Научные публикации

Булгарское национальное движение в Республике Татарстан: история и современность // Евразийские исследования. — 2009. — № 2. — С.43-72

Арабские благотворительные фонды в Татарстане и их влияние на мусульманскую общину региона в 1990-е годы // Евразийские исследования. — 2010. — № 4 (12). — С.93-98

Старшее и молодое поколения в татарском национальном движении: смена вектора развития в поиске национальной идентичности // Религия и идентичность: сборник научных статей и сообщений. — Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. — С.238-247

Конфликтный потенциал салафитского подполья в Татарстане // Первые Саматовские чтения (сборник материалов) / Сост. В. М. Якупов. — Казань: Иман, 2011. — С. 31-36

Ваххабизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия // Евразийские исследования. № 1 (13), январь-март 2011 года. — С.138-145

Проникновение радикальных форм зарубежного ислама в Татарстан // Новые проблемы социокультурной эволюции регионов: сборник VII Всероссийской научно-практической конференции по программе «Социокультурная эволюция России и её регионов». 12-15 октября 2011 г. / М-во образ. и науки России, Казанский национально-исследовательский технологический университет. — Казань: КНИТУ, 2011. — С.193-200

Нетрадиционные для татарского народа течения ислама радикального толка: последствия распространения в Татарстане и меры противодействия // Ислам в России и за её пределами: история, общество, культура: Сборник материалов межрегиональной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины выдающегося религиозного деятеля шейха Батал-хаджи Белхароева. — СПб.; Магас, 2011. — С. 647—655

Салафизм и его влияние на мусульманскую молодежь Республики Татарстан // Эффективная профилактика терроризма и экстремизма: взгляд молодежи: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 23 ноября 2011 г.: в 2-х т. Т.1. — Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. — С.154-160

Организованные преступные группировки (ОПГ) и салафизм: сращивание религиозного фундаментализма и криминала в Татарстане // Вторые Саматовские чтения: материалы научно-практической конференции / сост. Якупов В. М. — Казань: Иман, 2011. — С.44-52

Религиозное влияние Пакистана на мусульман Татарстана в постсоветский период: на примере деятельности «Джамаата Таблиг» // Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 29 ноября 2012 года / ред. И. М. Эрлихсон, Ю. И. Лосева; Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина. — Рязань, 2012. — С.74-79

Исламский терроризм в постсоветском Татарстане: специфика, потенциал угрозы, меры противодействия // Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Комплексный подход к формированию и функционированию системы противодействия распространению идеологии терроризма: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (18-19 октября 2012 года, Москва). — М.: РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2012. — т. II. — С.115-126

Ваххабизм в Татарстане в постсоветский период в свете влияния внешних факторов // Проблемы национальной стратегии. — 2013. — № 1 (16). — С. 172—188

Религиозное влияние арабских стран на мусульманскую умму Татарстана в постсоветский период // Евразия на пути к многополярному миру: от противостояния геополитических систем к диалогу культурно-исторических обществ: материалы III Евразийского научного форума (1-3 июля 2010 г.) в 2 томах: том II / Под ред. Б. М. Ягудина. — Казань: «Intelpress+», 2013. — С.249-255

Иранское влияние на Татарстан в постсоветский период // Проблемы национальной стратегии. — 2013. — № 4. — С.86-99

Отношение к личности Николая Ильминского и кряшенскому вопросу в постсоветском Татарстане // Николай Ильминский и кряшенское национальное движение: материалы научной конференции (27 декабря 2011 г.) / Под ред. А. В. Фокина и Р. Р. Сулейманова. — Казань: Типография ООО «Авента», 2013. — С.58-60

Халяльные свадьбы как новое явление в трезвеннической культуре современного Татарстана: масштаб популярности и перспективы распространения // Четвёртые традиционные чтения: материалы научно-практических чтений, посвящённых казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2013 г.) / Эйфория: приложение к информационному бюллетеню «Феникс». — 2013. — № 1 (124). — С.47-49

Зарубежное религиозное влияние на мусульман Татарстана в постсоветский период // Бюллетень Общества востоковедов России. — Вып.21: Доклады и тезисы VIII Съезда российских востоковедов (Казань, 25-28 сентября 2012 г.) / Сост. Л. Н. Латыпов, Д. Е. Мартынов. — Казань: Изд-во «ЯЗ», 2013. — С.183-186

Арабо-израильский конфликт и мусульмане России // Арабо-израильский конфликт и роль России в его урегулировании: материалы международного научно-практического симпозиума (14-15 мая 2010 г.) в 2 томах: том I / Под ред. Б. М. Ягудина. — Казань: Типография ООО «Авента», 2013. — С.221-230

Публичная политическая активность исламских фундаменталистов в городах Поволжья: формы, состав участников, реакция общества и государства // X Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Москва, 2-5 июля 2013 г. / редкол.: М. Ю. Мартынова и др. — М.: ИЭА РАН, 2013. — С.288

Арабские проповедники в Татарстане в конце ХХ — начале ХХI вв.: пути проникновения, деятельность, последствия // Уральское востоковедение. Вып. 5. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2013. — С.193-200

Ваххабизм в российских тюрьмах: распространение и последствия // Ислам и государство в России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 225-летию Центрального духовного управления мусульман России — Оренбургского магометанского духовного собрания. Уфа, 22 октября 2013 г. / составители: Р. М. Мухаметзянова-Дуггал, А. Т. Ахатов, И. В. Фролова, В. С. Хазиев / под общей ред. А. Б. Юнусовой. — Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2013. — С.258-264

Исламский терроризм в Поволжье на современном этапе: масштаб, потенциал угрозы, меры противодействия // Этнокультурный и межконфессиональный диалог в Урало-Поволжском полиэтничном пространстве: исторический опыт и современность. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. — С. 6-36

Хизб ут-Тахрир в Татарстане: идеология, структура организации, деятельность // Ислам в России: культурные традиции и современные вызовы. Материалы международной научной конференции / Отв. ред. Т. Г. Туманян. СПб, 2013. — С. 96-100

Кряшенское национальное движение на современном этапе: между татаризацией и исламизацией // Национальное самоопределение кряшен: история и современность: материалы третьих публичных чтений памяти ученого-кряшеноведа М. С. Глухова, посвященных его 75-летию (23 ноября 2012 года) / под ред. А. В. Фокина и Р. Р. Сулейманова. — Казань: Типография ООО «Авента», 2013. — С. 133—144

Файзрахманисты: секта исламского происхождения в Татарстане в начале XXI века // Евразийское пространство: цивилизационные кризисы и поиск путей гражданского согласия: материалы I Евразийского научного форума (30 июня — 2 июля 2008 г.) в 2-х томах: том I / Под ред. Б. М. Ягудина. — Казань: «Intelpress+», 2013. — С.6-12

По материалам Wikipedia

За что преследуют Раиса Сулейманова? Татарстан: экстремисты на свободе, эксперт-исламовед под следствием

8 февраля 2016 года против известного ученого, главного редактора научного журнала «Мусульманский мир», соавтора первого в России аналитического доклада «Исламское государство»: сущность и противостояние» Раиса Сулейманова было возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации»).

Как следует из постановления Следственного управления Следственного комитета России по Татарстану, с 2011 года Сулейманов публиковал в социальных сетях и на других Интернет-ресурсах материалы, которые свидетельствуют о «якобы наличии в Республике Татарстан бандподполья радикальных исламистов, активных групп национал-сепаратистов и поддержке их большим числом сторонников из числа мусульман и татар, а также со стороны духовенства и представителей власти республики». Согласно экспертным заключениям, сделанным по записям на его личной странице вКонтакте, материалы Раиса Сулейманова могут «спровоцировать возбуждение ненависти и вражды между представителями различных взглядов, воззрений, интересов», а также «рост социальной напряженности в обществе».

Проблема, однако, заключается в том, что радикальные исламисты, национал-сепаратисты, а также активная и достаточно мощная группа поддержки этих деятелей во властных структурах и правоохранительных органах Татарстана существует не «якобы», а на самом деле.

Свидетельством наличия сторонников исламистов и сепаратистов как раз и является возбуждение против Сулейманова уголовного дела. Наличие в республике самих сепаратистов с исламистами доказано, увы, многочисленными фактами, от убийства в 2012 году заместителя муфтия РТ Валиуллы Якупова и покушения на убийство муфтия Ильдуса Файзова до массовых поджогов православных церквей и ряда митингов и других массовых акций под знамёнами запрещенных в России террористических организаций исламистской направленности. В том, что Татарстан отнюдь не свободен от этих проблем, легко убедиться, просто задав соответствующий запрос в строке поиска Yandex или Google.

Раис Сулейманов первым привлек внимание общественности к этим негативным явлениям. Власти Татарстана долгое время (и, судя по возбуждению уголовного дела, вплоть до сегодняшнего дня) вообще отрицали сам факт наличия в республике проблемы радикального исламизма, не говоря уже о национал-сепаратизме (представители этого идейного направления все теснее смыкаются с исламистами, о чём свидетельствует, в частности, проведение совместных митингов). Руководство Духовного управления мусульман РТ до сих пор не вынесло фетвы, прямо осуждающей «ИГ» и запрещающей уход туда. Между тем, по данным федеральных структур, в составе этой террористической организации воюет около двухсот выходцев из Поволжья. Всё это, в общем-то, ни для кого не секрет, отрицать эти факты попросту нелепо. Так в чем же не прав Сулейманов? Чем он «заслужил» развернутую против него оголтелую кампанию очернения в «лучших» традициях 1937 года?..

Возбуждение уголовного дела стало логичным продолжением попыток дискредитации известного российского политолога и исламоведа. В 2013 году Раису Сулейманову, возглавлявшему тогда Казанский региональный центр этнорелигиозных исследований, вынесли прокурорское предостережение о недопустимости экстремистской деятельности. Правоохранители настаивали все на том же: ничего подобного в республике не происходит. Это случилось как раз перед ноябрьской волной поджогов церквей и обстрелом нижнекамского «Нефтехима» самодельными ракетами.

30 декабря 2015 года эксперт был приговорен Приволжским районным судом Казани к семи суткам административного ареста (на следующий день он был освобожден и встретил новый год дома, однако устрашающий характер данной акции не вызывает сомнений).

Сулейманову вменили административное правонарушение по ст.20.3 КоАП РФ (публичное демонстрирование атрибутики экстремистских материалов). Поводом послужил перепост на его странице вКонтакте «материалов, демонстрирующих атрибутику и флаги запрещенной на территории РФ террористической организации «Исламское государство» («ИГ»).

Эти «материалы» – статьи с комментариями Сулейманова в российской и иностранной прессе – действительно сопровождались фотографиями боевиков «ИГ» с их атрибутикой, поставленными в качестве иллюстраций самими редакциями. Таким образом, если опираться на трактовку российского законодательства казанским районным судом, под арестом может оказаться не только религиовед или политолог, профессионально занимающийся проблематикой радикального исламизма и публикующий комментарии в СМИ и соцсетях, но и любой рядовой пользователь, следящий за российской операцией в Сирии и желающий ознакомить своих друзей с соответствующими материалами. Подобное понимание закона, безусловно, недопустимо, и экспертное сообщество должно высказаться по данному поводу.

Очевидно и то, что исламовед не только не преследовал цели пропаганды атрибутики «ИГ» или иных экстремистских организаций – напротив, данные материалы (как и все остальные, в подготовке которых в том или ином качестве принимал участие Сулейманов) разоблачают пагубную деятельность «ИГ» и описывают угрозы, которые несет безопасности нашей страны эта и подобные ей экстремистские структуры.

Травля, развернутая против Сулейманова, приняла уже откровенно неадекватные формы. Так, накануне его административного ареста на сайте одного из «желтых» казанских СМИ вышел разнузданный материал, в котором Раис Сулейманов занял центральное место в списке «городских сумасшедших» и фриков. После нового года последовала серия публикаций, в том числе в федеральных СМИ («Комсомольская правда», «Труд», «Московский комсомолец» и другие), авторы которых, ваявшие свои «труды» как будто по единой методичке, утверждали, что Раис Сулейманов, мол – вообще не эксперт, не исламовед и так далее, вплоть до полного абсурда – что он якобы даже не был знаком со своим учителем, покойным Валиуллой Якуповым. Уровень полемики просто зашкаливает…

Как считает сам Сулейманов, преследование вызвано реакцией казанских чиновников на его публикации, касающиеся турецкого лобби в Татарстане и деятельности в РТ различных протурецких организаций.

По его мнению, «правоохранительные органы Татарстана вынуждены выполнять капризы правящей этнократии» вместо того, чтобы сотрудничать с ним как экспертом по этнорелигиозному экстремизму. «Ситуация на грани абсурда: эксперта, который изучает, исследует и разоблачает экстремизм, самого признают экстремистом, – констатировал Раис Сулейманов. – Но ведь безопасность России – наша общая цель».

Причиной неадекватных действий в отношении известного исламоведа также является недовольство федерального и регионального исламистского лобби его основной деятельностью – разоблачением идеологии и практики радикального исламизма. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть на сайты исламистов, в стане которых царит самый настоящий восторг.

«Этим шагом (административным арестом Сулейманова - прим. авт.) руководство Татарстана показало, что не собирается терпеть на своей территории московских ястребов, что вкупе с твердой позицией Рустема Минниханова, заявившего о сохранении экономических связей с Турцией и братстве татар и турок, выглядит как явная фронда Казани в отношении шовинистического и милитаристского курса Москвы», – праздновал «победу» рупор фундаменталистов «Голос ислама» ( заблокированный, кстати, решением Генпрокуратуры России, но, несмотря на это, доступный российским пользователям Интернета). Одной цитаты вполне достаточно, чтобы в полной мере осознать, на чью мельницу льют воду те, кто отдавал распоряжение об аресте эксперта, ошибочно полагая, что в канун праздника это известие не вызовет общественного резонанса. Не меньше радости принесла исламистам и новость о возбуждении уголовного дела.

И об этом стоит задуматься. «Голос ислама» – исламистское сетевое издание, редакция которого находится в Стамбуле – тесно связано с бывшим узником Гуантанамо, ныне вербовщиком в «ИГ» неопытной исламской молодежи Айратом Вахитовым, известным под кличкой «Салман Булгарский». Этот «Булгарский», также находящийся в Турции, не скрывая ликования, строчил в Facebook угрозы как самому Сулейманову, так и его коллегам. Все это выглядело бы попросту жалко, если бы исламовед, последовательно защищающий в Татарстане позиции федерального центра, не столкнулся со всей мощью российского «правосудия». Действительно, абсурд.

На этом фоне интерес правоохранителей к личной странице Сулейманова в соцсети выглядит, мягко говоря, ненормально. «Опубликовано множество текстов различных изданий и авторов, сопровождающихся демонстрацией «атрибутики экстремистских материалов», однако за решетку никого не посадили и даже не запретили, а посадили именно того, кто с этим экстремизмом и радикал-исламизмом наиболее последовательно и эффективно боролся, – констатирует председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Михаил Щеглов. – Кто посадил такого человека? Ответ очевиден – ВРАГИ России. Статьи Раиса по сирийско-турецкой тематике – идейно выверенные, с предельно точной фактурой – били в цель по врагам России».

В последнее время эти пока безымянные враги явно перешли в наступление. Иначе чем объяснить, что вместо реальной работы по противодействию реальным экстремистам («Салман Булгарский» и иже с ним отчего-то все еще ходят на свободе) некоторые «правоохранители» все больше концентрируются на экспертном сообществе или представителях традиционного ислама, решительно борющихся с «ИГ»? СМИ неоднократно писали о клеветнической кампании, развернутой против муфтия Республики Северная Осетия-Алания Хаджимурата Гацалова. Несмотря на то, что это ДУМ (Духовное управление мусульман) находится в авангарде борьбы с радикализмом на Северном Кавказе – первую фетву против «ИГ» приняли именно во Владикавказе – анонимы обвиняют главу североосетинских мусульман… в потворстве радикалам от ислама. Видимо, чем абсурднее ложь, тем быстрее в нее поверят. Характерно, что очередной пасквиль на эту тему вышел как раз в день предновогоднего ареста Раиса Сулейманова. Совпадение? Не думаю.

Скорее, кому-то крайне необходимо дестабилизировать ключевые российские регионы – и этих анонимов очень поджимают сроки.

10 февраля Правозащитный центр Всемирного русского народного собора выступил с заявлением в поддержку Раиса Сулейманова, отметив, что «политику Татарстана в национальной и религиозной сфере жестко критиковали Святейшие Патриархи Алексий и Кирилл, известные ученые и общественные деятели». «С критикой можно не соглашаться, однако на нее следует отвечать контраргументами, а не уголовным преследованием», – говорится в заявлении.

ПЦ ВРНС призвал «правоохранителей Республики Татарстан проявить приверженность соблюдению закона и интересам России», прекратить преследование Сулейманова и принести ему извинения. «В противном случае будут не только нарушены его права, но и экстремисты Татарстана получат мощный воодушевляющий стимул и активизируют свою деятельность, сочтя произошедшее своей победой вследствие успешного шантажа властей, – констатируется в документе, подписанном десятками экспертов, журналистов и общественных деятелей России и постсоветского пространства. – Ваххабитские сайты уже ликуют и хвалят гонителей Сулейманова, которым стоило бы задуматься над ценой такой похвалы».

Остается надеяться, что голос разума возобладает, и татарстанские силовики не просто прекратят позорное уголовное дело, но в дальнейшем будут сотрудничать с экспертом, не за страх, а за совесть отстаивающим российские, а значит, и татарстанские, национальные интересы.

Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

16.02.2016

Источник: stoletie.ru