Российский философ и исламовед, специалист по классической арабо-мусульманской философии и исламскому богословию. Доктор философских наук, профессор. Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН. Председатель Российского общества исламоведов.

Родился 27 апреля 1947 г. в г.Джебла (Сирия). В 1973 г. окончил механико-математический факультет МГУ. В 1978 г. окончил аспирантуру философского факультета МГУ. В том же году в МГУ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Атомистика калама и ее место в средневековой арабо-мусульманской философии». В 1983-1992 гг. работал в качестве переводчика и редактора в издательстве «Прогресс». В 1984 г. в Институте философии АН СССР защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Философия калама». С 1993 г. - профессор кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета. Один из авторов "Ислам: энциклопедический словарь" (М., 1991).

В своих работал Ибрагим показывает вклад мыслителей калама в развитие античной атомистической традиции. Стремится обосновать несостоятельность укоренившегося в исламоведческой литературе представления об атомистике калама как об онтологической основе мусульманского окказионализма и фатализма, а также как о выражении особого духа арабо-мусульманской культуры и ментальности создавших её народов. Ибрагим считает неверным представление ашаризма как ортодоксальной реакции на мутазилизм, калама как апологетической теологии ислама, а Газали как примирителя калама и суфизма. В исследованиях Ибрагима изложена целостная картина эпистемологических, онтологических и натурфилософских концепций мутакаллимов, выявляется рационалистическая, антифидеистская и пантеистическая направленность калама, включая ашаритский. В ходе разработки методологических вопросов изучения средневековой философии выдвигает несколько положений:

- о пантеизме как об имманентной черте последовательно рационалистических учений, обосновывая эту идею на примере различных школ арабо-мусульманской мысли (в т.ч. калама, фальсафы, суфизма);

- о пантеизме как основном выражении материалистичской тенденции в условиях господства креационистского теизма;

-  о неправомерности перенесения на духовную жизнь классического ислама христианских понятий "ортодоксии" и "ереси".

Научные труды

Диссертации:

Ибрагим Т. К. Атомистика калама и ее место в средневековой арабо-мусульманской философии / Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук. — М.: МГУ, 1978.

Ибрагим Т. К. Философия калама / Автореферат диссертации на соискание степени доктора философских наук. — М.: Институт философии АН СССР, 1984.

Монографии:

Ибрагим Т. К. Марксизм и арабо-мусульманское наследие. — Бейрут, 1981 (на араб, яз.);

Ибрагим Т. К. О "Философско-эконо-мических рукописях 1844 года" К.Маркса. — Бейрут, 1982 (на араб, яз.);

Ибрагим Т. К. О "Диалектике природы" Ф.Энгельса. — Бейрут, 1986 (на араб, яз.);

Ибрагим Т. К. О марксистском освещении арабского культурного наследия. — Бейрут, 1988 (на араб, яз.);

ИбрагимТ. К., СагадеевА. В. Classical Islamic Philosophy. — М., 1990. Арабская версия: аль-фальсафа аль-`арабиййа аль-исламиййа. Бейрут, 2000; Бейрут-Алжир, 2001; Дамаск, 2009.

Ибрагим Т. К. Русско-английско-арабский толковый словарь по общественным наукам. [В соавт.] — М.—Бейрут, 1992.

Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. Мусульманская священная история. — М., 1996.

Ибрагим Т. К. Классическая арабо-мусульманская культура. — М., 1997.

Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. Путеводитель по Корану. — М., 1998.

С. М. Н. аль-Аттас. Введение в метафизику ислама (пер. с англ.; в соав. с С. Х. Камилевым). — М.—Куала-Лумпур, 2001.

Ибрагим Т. К. Коранические чтения. М. -- Нижний Новгород: Медина, 2008 (Серия из 4-х брошюр)

Мусульманская философия (фальсафа): антология (перев. с араб.; в соав. с Н. В. Ефремовой). — Казань, 2009.

Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. Жизнь пророка Мухаммада. Т. 1-2. — М., 2009-2010.

Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. Священная история согласно Корану. — М.-Нижний Новгород: Медина, 2012; М.: Эксмо, 2012.

 Статьи:

В энциклопедиях

39 cтатей по мусульманской теолого-философской мысли в соавт. с А. В. Сагадеевым в кн.: Ислам. Энциклопедический словарь. — М., 1991

37 статей по мусульманской теологии и философии в энциклопедическом словаре: Ислам на европейском Востоке. — Казань, 2004.

Статьи по мусульманской культуре в кн.: Большая российская энциклопедия. — М., 2004.

25 Статьей по арабо-мусульманской философии в Новой философской энциклопедии. — М., 2000--2001

Журналах и сборниках

Ибрагим Т. К. Философские концепции суфизма // Классический ислам: традиционные науки и философия. — М., 1988. — С. 85-131

Ибрагим Т. К. Вуджудизм как пантеизм // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. — М., 1998. — С. 82-114.

Ибрагим Т. К. Ислам: вероучения и обряды // Ислам и мусульмане в России. — М., 1999. — С. 35-63.

Ибрагим Т. К. Классическая арабо-мусульманская культура в контексте диалога цивилизации // Ценности мусульманской культуры и опыт истории. Нью-Йорк (Edwin Mellon press), 1999. — С. 141-176. [Английскаяверсиявсб.:] Values in Islamic Culture and the Experience of History. Washington, Council for Researches in Values and Philosophy, 2002. — P. 199-220

Ибрагим Т. К. Античное наследие в философии калама // Ценности мусульманской культуры и опыт истории. Нью-Йорк (Edwin Mellon press), 1999. — С. 47-84. [Английскаяверсиявсб.:] Values in Islamic Culture and the Experience of History. Washington, Council for Researches in Values and Philosophy, 2002. — P. 99-134.

Ibraghim T. K. On Ghazali's Critique of Falsafah. Conference paper // International Conference on al-Ghazali's Legacy: Its Contemporary Relevance. Kuala Lumpur, 24--27 Oct., 2001

Ибрагим Т. К. Классическая арабо-мусульманская философия // Татарская религиозно-философская мысль в обще-мусульманском контексте. Казань, 2002. — С. 6-70

Ибрагим Т. К. Коран о духовном плюрализме (тезисы) // Сравнительная философия: моральная философия в контексте многообразия культур. — М., 2004. — С. 217-222.

Ibraghim T. K. On Kalam Atomism and its Role in Islamic Culture // Russian Oriental Studies. — Leiden-Boston, 2004. — pp. 245--262.

Ибрагим Т. К. Между разумом и верой: рационалистская интенция классической исламской эпистемологии // Arabia Vitalis: Арабский Восток, ислам, древняя Аравия. — М., 2005. — С. 191--206

Ибрагим Т. К. Цикл статей Вперед, к кораническому исламу // Восток (Oriens), 2006, 3. С. 58--70, 4. С. 70--83, 5. С. 48--62, 6. С. 42--55; 2007, 3. С. 20--37.

Ibraghim T. K. The Koran on Spiritual Pluralism // Comparative Ethics in a Global Age. Washington, The Council for Research in Values and Philosophy, 2007. — P. 279-282.

Ибрагим Т. К. О некоторых рационалистических установках Корана // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. — М., 2008. — С. 155-162.

Ибрагим Т. К. Толерантная интенция Марджани // Шигабутдин Марджани: наследие и современность. — Казань, 2008. — С. 11--20.

Ибрагим Т. К. Родоначальник интеллектуализма и либерализма в мусульманском богословии // Минарет. Нижний Новгород-М., № 21, 2009. — С. 44-50.

Ибрагим Т. К. Коранические принципы межконфессионального диалога // Диалог и партнерство цивилизаций. — М., 2010. — С. 48-64

Ибрагим Т. К. Обоснование бытия Бога и Его единства в каламе // Ишрак. — № 1. — М., 2010. — С. 284-299.

Ибрагим Т. К. Каламское опровержение антропоморфизма // Ишрак. — № 2. — М., 2011. — С. 364-398.

Ибрагим Т. К. Основные ценности и институты классического ислама // Исламская цивилизация в глобализирующемся мире. — М.: ИМЭМО РАН, 2011. — С. 7-22.

Ибрагим Т. К. К критике процессуалистской интерпретации ислама // Современный ислам. — № 3. — М., 2011. — С. 12-21

Ibraghim T. K. Some Rationalistic Precepts of the Koran // Knowledge and Belief in the Dialogue of Culture. — Washington: The Council for Research in Values and Philosophy, 2011. — P. 135--141